Документ предусматривает создание Межобластного территориального объединения Донбасс (МТО Донбасс) в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины со своим парламентом, исполкомом и избираемым главой.
«МТО Донбасс как неотъемлемая составляющая территории Украины имеет статус межобластного объединения с самостоятельной системой государственного управления на принципах децентрализации и широких полномочий органов местного самоуправления. МТО Донбасс образуется временно и не является самостоятельным субъектом системы административно-территориального устройства Украины», — говорится в ст.3 законопроекта.
В законопроекте отмечается, что МТО Донбасс «имеет особенный правовой статус», однако органы представительской и исполнительной власти на его территории создаются в соответствии с Конституцией и законодательством Украины о местном самоуправлении «с учетом особенностей формирования органов власти, определенными для этой территории».
«Высшим представительским органом власти в МТО Донбасс есть Представительское собрание МТО Донбасс, осуществляющее представительские, нормотворческие, контрольные функции и полномочия в пределах своей компетенции. Представительское собрание МТО Донбасс возглавляет председатель, избираемый сроком на 5 лет», — гласит ст.7 документа. В ст.12 отмечается, что Представительское собрание должно состоять из 75 депутатов.
Среди «исключительных полномочий Представительского собрания» упоминается «принятие решения о предоставлении специального статуса наравне с государственным языком русскому и другим языкам национальных меньшинств», а также дача согласия на утверждение руководителей силовых структур и утверждение структуры и численности, а также координация деятельности «отрядов народной милиции по охране общественного порядка».
Также делегируется «решение вопросов трансграничного сотрудничества, направленного на развитие, усиление и углубление добрососедских отношений между территориальными общинами, органами местного самоуправления МТО Донбасс с административно-территориальными единицами Российской Федерации».
Следует отметить, что подобное объединение уже существовало — с 24 мая 2014 по 18 мая 2015 года. Конфедеративный союз Новороссия включал в себя ДНР и ЛНР. Парламент объединения возглавлял экс-депутат Верховной Рады Олег Царев. В комментарии нашему изданию он оценил инициативу «Оппоблока».
«Закон имел бы право на жизнь, если бы он еще мог быть проголосован украинским парламентом и если бы были соответствующие изменения в Конституцию. Потому что без соответствующих изменений в Конституцию этот закон работать не будет», — считает политик.
Он особо отметил, что принятие изменений в Конституцию, а также закона, аналогичного внесенному оппозиционерами, прописано в Минских соглашениях.
«Будет ли приняты эти изменения в Конституцию и данный закон — вопрос к Петру Порошенко и большинству в Верховной Раде, в которой сейчас нет коалиции», — констатировал Царев.
При этом, по его мнению, «Оппозиционный блок» вряд ли войдет парламентское большинство.
«Скорее всего данный законопроект это демонстрация избирателям Юго-Востока Украины того, что «Оппозиционный блок» каким-то образом позиционирует себя как политсила, которая будет отражать их интересы. Это особенно важно для «Оппоблока» после того, как представители этой партии отказались голосовать за отставку премьера Яценюка», — заключил Олег Царев.