Андрей Пивоварский — министр инфраструктуры Украины — улетел в месячный отпуск, из которого на должность не вернётся. Так сообщили киевские СМИ.
Это не первая попытка Пивоварского уйти с поста министра инфраструктуры. Первая была в конце прошлого года, но неожиданный демарш литовско-американского министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса заставил Кабмин Яценюка собраться в феврале и продемонстрировать театральное единство. Пришёл даже министр пропаганды, кум президента Порошенко Юрий Стець. Как свидетельствуют наши источники в Кабмине, дольше всего пришлось уговаривать отозвать заявление об уходе именно Пивоварского, который согласился проработать ещё месяц. И вот этот месяц истёк…
Нетехничный технократ
Пивоварский избирался по квоте президента. На Украине сейчас бытует удивительное словосочетание «правительство технократов». Что оно толком означает — непонятно, но только изначально употребляется с позитивной оценкой. Вот Яресько, которую прочат на смену Яценюку, называют министром-технократом. Возможно, слово «технократ» означает осведомлённость в технологиях управления государством и его структурами, но если так, то ни один министр Яценюка не был «технократом», особенно Пивоварский.
Традиционно Украина — транзитная страна. Она находится на границе двух цивилизаций, и транзит, а значит, дороги, порты, воздух — важнейший источник наполнения бюджета. Но во время деятельности Пивоварского дорожная инфраструктура и перевозки не только не расширялись, а всячески урезались. Так, за это время было полностью прекращено железнодорожное сообщение с Крымом, что принесло значительные убытки. Произошёл разброд в пассажирских перевозках, а также скандал с Госавиаслужбой и аэропортом Борисполь. Резко ограничилось железнодорожное сообщение с Россией, авиасообщение полностью прекращено также с многомиллионными убытками для киевской стороны. «Укрзализныця» подошла к дефолтному состоянию. Блокировка фур местными бандами активистов аналогично привела к многомиллионным потерям.
Угроза транзиту фур настолько оказалась взрывоопасна для отрасли, что даже подчинённый Пивоварского в противовес политической конъюнктуре был вынужден выступить против преступников-блокировщиков. Так, глава департамента автотранспорта Мининфраструктуры Украины Роман Хмиль на своей странице в Facebook написал следующее о блокаде фур: «Грубая оценка потерь — 15 млрд грн транспортных доходов + минимум 100 млрд грн от продажи наших товаров на экспорт… Это приведёт к остановке нашего транзита в страны Азии и двусторонних перевозок в РФ. Затем остановится железнодорожный транзит. Далее международные компании постепенно также перестанут ездить по нашей территории, потому что таким образом мы нарушим международные соглашения и их интересы. Затем нас выгонят из ВТО и лишат поддержки ЕС и США».
Банкиры вместо железнодорожников
Инфраструктура и транспорт — это сферы, во-первых, государствообразующие и затратные, во-вторых, реальные, а не виртуальные. Пивоварский, также как и Яресько с Абромавичусом — инвестиционные банкиры, то есть управленцы чужими деньгами по вкладыванию их в определённые сферы жизни украинского общества, от которых нужно получить обязательную прибыль. Так, Яресько была связана с деньгами Franklin Templeton и других международных инвестиционных фондов, Пивоварский же связан с деньгами Goldman Sachs через фонд Dragon Capital, где он долгое время служил топ-менеджером.
Известный инвестиционный банкир, управляющий Templeton Strategic Emerging Markets Fund II, Марк Мобиус говорил, что особенные прибыли такие инвестиции в развивающие рынки (каким считалась Украина до недавнего времени) приходят, «когда кровь льётся на улицах». И Franklin Templeton, и Dragon Capital, где работал Пивоварский, не просто инвесторы в Украину — они влиятельные игроки на все уровни жизни, что необходимо для защиты своих инвестиций.
Главной особенностью таких инвестиций и нервом их является увеличивающаяся прибыль, а значит, где она больше, туда деньги и следует вкладывать. Если прибыль бОльшая в виртуальных играх виртуальной экономики — туда и потекут финансы. Вот на такой работе и специализировался Пивоварский.
Но Министерство инфраструктуры — это не биржа и инвестиционные фонды. Это реальное столкновение с реальностью, подверженной законам энтропии и местного национального характера, как подвида этого закона. Прибыль здесь никогда не имеет ключевой роли, а задачи функционирования государства и общества — первоочередны. Именно поэтому при правлении Пивоварского и случились столь огромные и сложнейшие провалы в транспортной системе страны. Набирал его, как и Абромавичуса, нынешний глава АП Порошенко Борис Ложкин.
Свой уход Пивоварский аргументировал желанием вернуться в бизнес, а фактически подтвердил, что министерство транспорта — это не бизнес, что, собственно, и так было понятно, только Яценюк с Порошенко решили поэкспериментировать. По нашим сведениям, Пивоварский не просто разочаровался в коррупции — он просто устал, не сработался и не смог найти точек соприкосновения с Радой по продвижению необходимых законов для т.н. реформирования отрасли.
Кто сменит?
Пост министра инфраструктуры — одно из ключевых стратегических мест в правительстве, одно из самых прибыльных и, вероятно, коррумпированных. Так, Яценюк, который никуда не собирается уходить, даже несмотря на то, что правительство развалено и недееспособно, на этой неделе выпустил стратегический план, где планирует продавать землю с 2017, а также объединить все аэропорты в единое предприятие и «европеизировать» украинское небо (полностью открыть для ЕС), по факту, отдав его под контроль западных компаний.
Также в плане правительства записано строительства платных автомагистралей. Непонятно, что произойдёт с украинскими бесплатными дорогами, которые нуждаются в огромных вложениях. Никаких реформ в Министерстве инфраструктуры проводить невозможно, так как главная особенность всей инфраструктуры в том, что она требует не реформирования, а сбережения и поддержки.
Ситуация с Кабинетом министров, который на данный момент превратился для Яценюка в личный инструмент шантажа страны и Порошенко, а не действенное правительство, говорит о том, что Пивоварского никто пока не сменит, а доводить дела будут его замы. Министерство инфраструктуры как никакое другое требует именно реального технократа, вживую знакомого с дорогами и самолётами, а не инвестиционного банкира и управленца бизнесом. Садиться на это место пока никто не решится, тем более, не в этом правительстве. Если учесть то, что Яценюк сам по добру не уйдёт, а Яресько точно не возьмёт Пивоварского в своё правительство, то неразбериха в данном министерстве может продолжаться долго.
Так, новому министру нужно будет справляться с террором против российских фур, а это сделать крайне трудно, так как нужно начинать войну с парамиллитарными и околовоенными организациями, выдающими себя за патриотов по блокировке фур, а на самом деле — рейдерами и хулиганами. По странному стечению обстоятельств блокада российских фур началась именно в период транспортного спора между Польшей и Россией, заставив Россию быть мягче в этом вопросе, а Украину понести громадные потери от действий банд активистов и радикалов. То есть значение министерства гораздо шире внутренних задач.
Нового министра изберут уже после избрания нового правительства, а Яценюк готов идти на конституционный кризис и прямой шантаж только ради того, чтобы сохранить своё место или получить как можно большие откупные. Одной из возможных кандидатур может стать ближайший сподвижник президента Порошенко Игорь Кононенко, соединив при этом должность вице-премьера. Но полная неразбериха и возня с Яценюком не позволяет увидеть даже приблизительного преемника Пивоварского до момента решения «казуса Яценюка».