Не раз они будут произнесены нашим языком. Но сколько кровоточащих ножей обиды, озлобленности, вражды так и останутся торчать в нашем сердце? Сколько ран так и будут не уврачёванными? А сколько из нас слово «простить» поставят в один синонимичный ряд со словом «расстрелять». Это происходит тогда, когда мы просто вычёркиваем человека, который нам неприятен и нелюб, из списка участников нашей жизни. При этом, даже не понимая, что как раз он-то — самый важный и нужный для нас персонаж в сценарии нашего духовного роста.
Потому что именно он послан нам Богом для того, чтобы учить нас терпению, смирению и умению прощать.
Бог требует от нас не просто сказать слово «прощаю», а простить от всего сердца, от всей души. Но как сделать это, когда ум понимает, что это нужно и правильно, а сердце, которому, как известно, «не прикажешь», всячески сопротивляется? Здесь нужна какая-то методика, которая может убедить не ум, а то место, которое является средоточением всех наших обид и озлоблений — духовное сердце. Попробуем в ней разобраться.
Как правило, мы смотрим на картину происходящих с нами событий, неподвижно, с одной точки. С позиции своего «Я». Когда «Я» обижено и надуто, оно будет слушать только тех, кто его жалеет, и кто осуждает его обидчиков. Тут нужно попытаться взять наше сопливое, обидчивое «Эго» за ухо и отвести на другую смотровую площадку. Дать возможность взглянуть на ту же картину только под другим углом, в иной плоскости. Можно постараться поставить себя на место обидчика и посмотреть на ситуацию его глазами. Постараться понять его мотивацию данного поступка или действия. Как врач или учёный, проанализировать этимологию его сердечных движений.
Ведь на самом деле, люди все очень и очень разные. Даже когда мы смотрим один и тот же фильм, то видим не одно и тоже. В судмедэкспертизе известен такой феномен. Свидетели, видя одно и тоже происшествие, дают не только разные, но, что удивительно, не редко даже противоположные показания. Никто не врёт, просто каждый видит своё. По этому поводу поставлено много разных показательных экспериментов.
Это связано со множеством факторов, начиная от наследственных до воспитательных и, даже, физиологических. Т.е. нужно понять — кино жизни у всех одно, но видим мы в нем разные сюжеты. Когда мы начинаем в это вникать, то появляются мотивы оправдательные, которые уже не столь жёстко осуждают своего обидчика.
Более того, такая позиция может вызвать даже не осуждение, а сожаление. Ведь если у человека в глазах черно-белое кино, когда оно на самом деле цветное, то как же его не пожалеть. Ведь все намного лучше, чем ему кажется, просто бедолага цвет не различает. Если в нем живёт злость, ненависть, недовольство, то ведь это онкология души. Он ужасно болен, его надо бы жалеть, вместо того, чтобы на него злиться.
А если копнуть ещё глубже и попытаться все же хоть немного понять то, что нам во всей глубине понять не дано — Промысел Божий о человеке. Если мы веруем в то, что наш сценарий жизни пишется Его любящей рукой, то Бог и Автор, и Режиссёр. Тогда Он же, даёт нам тех актёров, которые исполняют в нашей жизни важную и нужную, с точки зрения Режиссёра, роль. Может Он сам их нам посылает с миссией воспитания в нас таких качественных характеристик личности, которые помогут нам стать небожителями.
Тогда уж вообще нужно держать таких героев нашего романа к себе как можно ближе, дорожить ими, любить. Кто же, как не тёща, научит меня тому, чему мама в детстве не смогла научить. Я-то думал, что уже почти святой! Но вот тёща молодец! Она показала мне со всей неприглядностью то, что на самом деле находится в скрытых уголках моего, как я наивно думал, любящего сердца. Вот когда я научусь подобно Серафиму Саровскому говорить «Радость моя, тёща моя…» — вот это будет круто!
Главное, чтобы мы не вздумали эту систему «мотивации прощения» применять к самому себе. Я, мол, таким родился, «гены пальцем не задавишь» и прочь. Только мы начинаем себя оправдывать и жалеть, нас сразу же перестаёт оправдывать и жалеть Бог. А это уже страшно! Как раз к себе уже не должно быть никаких поблажек, ни малейшего снисхождения. Нужно видеть и считать только себя виноватым во всем. Убивать «младенцев» себялюбия «об камень» в самом зародыше!
Если мы сможем так жить и поступать, то постепенно у нас в душе будет рождаться «сердце милующее», которое, по слову Исаака Сирина, «есть воздыхание о всем творении, о людях, животных, и даже врагах истины. При воспоминании о них, очи источают слёзы от великой жалости к ним».
Протоиерей Игорь Рябко