Украина хотела проверить Донбасс на прочность, жаждала прогнуть его под себя. Не вышло.
Хотя собрались люди, устроили «оранжевый» Майдан. Сказали: «С этого дня вы будете жить так». Их послушали, их приняли. Зря. Очень скоро устроившие Майдан сами поняли, что ошиблись. Покаялись? Какой там! Вместо этого они сделали ещё одну революцию — уже 2013 года, добавив националистических красно-чёрных цветов.
И вот тут Донбасс не выдержал, не покорился, открыто заявил своё несогласие. Слишком долго его травили, обзывая жителей «кротами» и скандируя «чемодан — вокзал — Россия». Хотели слышать голос Донбасса? Услышали! Голос, больше похожий на Иерихонскую трубу, от мощи которого содрогнулись украинские стены.
Донбасс выдюжил. Стерпел многое, если не всё. Явил героический пример стойкости и мужества. И теперь уже сам решил проверить Украину на прочность.
Ведь люди пришли на Донбасс, дабы нести свои правила, свои убеждения, свою матрицу бытия. Думали, справятся быстро, привьют скоро, научат уму-разуму — ан нет. Оказалось, что Донбасс не прожать. И теперь уже Народные Республики, образовавшиеся там, диктуют Киеву свою волю.
Она заключена в Минских соглашениях. Тех, от которых сначала отнекивались и США, и Европа, и, конечно же, Украина. Тех, которые ставят серьёзные вопросы о будущем последней; какой ей быть далее? И хочет ли она быть в принципе?
Необходимо понять одну очень важную вещь: Минские договорённости перешли из международной в сугубо внутриукраинскую сферу.
Да, изначально Минск-2, достигнутый на волне военных побед ополчения, воспринимался как дипломатический успех России, как принуждение к миру Украины. Отношение Франции, Германии как европейских гарантов при этом было достаточно скептическим, настороженным. Однако со временем — благодаря дипломатии Кремля, ситуации на фронте, положению дел в Украине — их мнение изменилось. Фрау Меркель ещё кислит, но уже не столь радикально как раньше, а вот месье Олланд открыто заявляет, что альтернативы Минску-2 нет и быть не может. Других вариантов урегулирования, стабилизации ситуации в Донбассе и Украине, а, значит, и в мире не существует. Минску-3 не бывать.
С этим уже отчасти согласились и Штаты. Встреча Владислава Суркова и Виктории Нуланд в Калининграде принесла в донбасский вопрос новые акценты, новые инициативы.
Остаётся только один несогласный, один недовольный — официальный Киев. На первый взгляд, всё логично: украинская власть не хочет терять часть страны, свою территорию, борется за неё. Однако ключевое здесь — «на первый взгляд».
Потому что если взглянуть на ситуацию пристальнее, то станет ясно: именно украинская власть сделала слишком многое для того, чтобы разрушить целостность прекрасной страны. Сначала — убийственная пропаганда с водружением на знамёна сомнительных персонажей вроде Шухевича или Бандеры, затем — абсолютное игнорирование альтернативного мнения, и наконец — бомбардировки и танки.
Кто же тогда, в начале боевых действий, представлял так называемую «партию войны»? Арсений Яценюк и иже с ним. Чья риторика казалась более компромиссной? Петра Порошенко.
Сейчас ситуация изменилась. Порошенко, аки кровавый диктатор (на зависть тем, кто величал таковым Януковича), отказывается соблюдать Минские соглашения, хотя прекрасно понимает — он и сам это не раз косвенно и прямо подтверждал, — что это единственный путь по прекращению боевых действий в Донбассе, по восстановлению нормальной жизни на Украине. Кто выступает за Минск-2, грозя всенародным референдумом, по итогам которого могут быть приняты соответствующие поправки в Конституцию? Арсений Яценюк.
Такой вот перевёртыш, объясняющийся очень просто: эти персонажи алкают, как Дориан Грей молодости, власти, много власти, и при этом самого высшего — абсолютного — качества. Они развязали войну, а теперь торгуются на крови, выясняя, кому быть важнее, главнее, успешнее. И народ тут совершенно ни при чём.
Порошенко нужны досрочные перевыборы. Он рассчитывал на абсолютное большинство в парламенте ранее, но не сложилось. Яценюк, чей «Народный фронт» удивил в прошлый раз, теперь имеет катастрофически низкий рейтинг и на выборах наверняка проиграет, оттого и, прикрываясь украинским народом, цепляется за любые возможности.
Помогает ли это разрешению ситуации на Донбассе? Безусловно, нет. Создаёт ли альтернативу вторым Минским договорённостям? Тоже нет.
Ситуация складывается таким образом, что путь к миру на Донбассе и в Украине лежит через умение и желание договариваться не международных игроков, но украинских лидеров. Оттого путь этот тернист и кровав.
Донбасс, выстояв и начав создавать свою государственность, поставил Украину перед фактом необходимости перемен. В нынешнем формате этот конструкт существовать не может. Как бы Порошенко ни пытался подмять под себя всю полноту власти, добиться подобного ему не удастся — не те политические традиции, не тот масштаб личности. Украина в своё время была во многом прекрасна именно полифонией мнений, своим многообразием и разносторонностью, у этой страны был шанс стать образцовой европейской державой, в которой бы действительно воплотилась та самая толерантность, гармоничность существования разного в едином целом.
Однако этого не случилось. Власть имущие проигнорировали любое иное мнение, кроме их собственного, руководствуясь старым манихейским принципом: «Кто не с нами — тот против нас». Непокорный Донбасс стал финальным аккордом в реквием по разнообразной мирной Украине.
Теперь назрели перемены в самой структуре организма. Донбасс декларирует это чётко, именно Народные Республики сегодня определяют внутриукраинскую повестку. Будет федерализация или децентрализация (подлинная, а не фиктивная, какую лоббирует Порошенко) — выбирать украинскому народу. Тут Яценюк, несмотря на своё врождённое фарисейство, совершенно прав.
И конкретные предложения в данном контексте постоянно звучат от представителей разных политических сил. Например, буквально вчера депутаты «Оппозиционного блока», ВО «Батькивщина» и других фракций на пленарном заседании внеочередной сессии Киевского облсовета обратились к президенту Порошенко с инициативой внесения в Конституцию изменений относительно назначения глав местных государственных администраций путём проведения прямых выборов губернаторов. «Реалии сегодняшнего дня требуют проведения обещанной конституционной реформы и новых подходов в формировании исполнительной власти на местах, — считают депутаты. — Прежде всего, это касается председателей облгосадминистраций, которые должны быть подотчётными местным общинам, а не президенту и правительству, которые его назначили. Это должен быть исключительно выбор людей».
Вызов дан, сигнал прозвучал, и украинская власть уже не сможет отбиться от дискуссии. Необходимость перемен будет лишь нарастать прямо пропорционально напряжению в регионах, которого так же невозможно избежать, учитывая продолжающийся передел сфер влияния. Периодически маячки будущих глобальных противоречий вспыхивают красными сигнальными лампочками, как то было в Закарпатье, Харькове или Одессе, но полноценного пожара ещё нет — его сдерживают силовыми методами. Временно сдерживают.
Оттого Минск-2 сегодня — главный пункт украинской политики, фактор, определяющий украинскую государственность. На нём станут спекулировать многие. Ведь без его принятия и разрешения дальнейшее движение невозможно. Будущее Украины — её судьба, карта, устройство — напрямую зависит от положения дел в Донбассе.
Платон Беседин