В последний рабочий день уходившего тревожного года Владимир Путин утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности РФ. Страна, да и весь Русский мир, получили своеобразный напутственный подарок, тихо положенный под новогоднюю елку, в канун Рождества Христова, что должно обратить наше внимание и на духовные целеполагания этого документа.
Как известно, обновление Стратегии осуществляется раз в шесть лет, и таким образом отменен аналогичный документ № 537 от 12 мая 2009 г., регламентировавший Стратегию до 2020 г. и подписанный еще президентом Д. Медведевым. В соответствии с п. 109 положения Стратегии являются обязательными для выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления. Отчет о выполнении программ и состоянии государственной безопасности должен докладываться лично президенту.
Реализация всех 116 пунктов Стратегии призвана, как сказано, способствовать развитию национальной экономики, улучшению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.
«Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры», — говорится в документе.
Целью Стратегии является «консолидация усилий всех ветвей власти, органов местного самоуправления, гражданского сообщества для создания благоприятных внутренних и внешних условий с целью реализации национальных интересов и приоритетов Российской Федерации».
Аналитики кратко суммируют, что в документе рассмотрено состояние страны на текущий момент, в нем отмечаются положительные сдвиги, в частности, успешная защита национальных интересов, создание прочной основы для дальнейшего роста экономики, политического, военного и духовного потенциалов, повышение роли в новом многополярном мире. Констатируется, что Россия проявила себя надежным регулятором военных конфликтов, защитником прав соотечественников за рубежом, фактором обеспечения международного права, а в экономическом секторе проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала даже в условиях нестабильности мировой экономики и санкций, введенных рядом недружественных стран.
Авторы Стратегии обращают внимание, что поступательное движение России вперед, укрепление ее на мировой арене вызывают сильнейшее противодействие со стороны США и их союзников, не желающих осознавать, что период единоличного правления на планете закончен.
Происходящие события еще раз очевидно доказывают, что «западная» модель не в состоянии обеспечивать международную безопасность — ни морально, ни физически. Разгорающееся на Ближнем Востоке пламя мирового пожара мало беспокоит заокеанских политиков.
Отмечено и то обстоятельство, что при поддержке Запада был организован государственный переворот на Украине, в результате чего произошел глубокий раскол в обществе, быстро приведший к гражданской войне.
П. 17 Стратегии гласит: «Позиция Запада, направленная на противодействие интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов. Поддержка США и Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта. Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий, глубокий социально-экономический кризис превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России».
Документ говорит и о партнерстве с США, но в п. 25 обращает внимание и на сопротивление регионов планеты глобальному жандарму: «Государства в качестве реакции на рост международной нестабильности все чаще берут на себя ответственность за дела в своих регионах. Региональные и субрегиональные торговые и иные экономические соглашения становятся одним из важнейших средств защиты от кризисных явлений. Повышается интерес к использованию региональных валют».
В Стратегии отмечается, что наряду с существовавшими очагами напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, Южной Азии, на Корейском полуострове, также появляются и новые «горячие точки», расширяются зоны, неподконтрольные каким-либо странам, что эти территории сознательно превращались инициаторами поджогов в плацдармы распространения национальной и религиозной вражды, экстремизма и терроризма.
Но кроме старого метода «разделяй и властвуй» применяются и более современные подходы: информационные войны, где слово правды не имеет никакого веса, где черное объявляется белым и наоборот, где осуществляется сознательное оболванивание населения, пропаганда бездуховности, фальсификация истории.
И даже — внимание! — используются возможности межгосударственных «сговоров» для подавления инакомыслящих чисто экономическими средствами, целевых ударов по финансовым системам.
В нынешних международных условиях Стратегия констатирует закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стабильности и партнерских отношений в условиях полицентричного мира.
Отдельными пунктами Стратегии описывается значительность для Российской Федерации партнерства с Китаем, Индией, странами Латинской Америки.
* * *
В связи с нарастающей угрозой национальной безопасности в Стратегии определены долгосрочные национальные интересы и приоритеты: укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности; укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование сотрудничества государства и гражданского общества; повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение демографического роста; сохранение и развитие культуры, традиционных духовно-нравственных ценностей; повышение конкурентоспособности национальной экономики; к приоритетам Стратегии отнесены также экология живых систем и рациональное природопользование, а также стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.
Все перечисленные направления государственных интересов и приоритетов обеспечиваются силами национальной безопасности, реализуемыми средствами оборонного комплекса, всех государственных служб, дипломатии и миротворчества. Особое внимание будет направлено на борьбу с террористическими, экстремистскими и радикальными организациями, лицами, наносящими ущерб национальным интересам, с разведдеятельностью иностранных государств, преступными сообществами, с деятельностью, связанной с использованием информационных технологий для пропаганды человеконенавистнических идей.
Одним из главных приоритетов обозначена борьба с коррупцией и условиями, ее порождающими. С п. 50 начинается раздел, посвященный проблеме повышения качества жизни российских граждан: «Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов».
Многих заинтересует в современных обстоятельствах п. 62, в котором сказано про «обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов, в том числе иностранных граждан, с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, совершенствование миграционного учета, обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах».
* * *
Секретарь Совета безопасности России Н. Патрушев в интервью газете «Красная звезда» пояснил, что принятием новой Стратегии Российская Федерация корректирует и актуализует стратегию национальной безопасности до 2020 г. и доктрину информационной безопасности с учетом новых военных угроз в мире, и это напрямую связано с «арабской весной», событиями в Сирии, Ираке и на Украине. Кроме того, подчеркнул секретарь Совбеза, возрастает агрессивность США и НАТО по отношению к России, наращивается их наступательный потенциал непосредственно у границ РФ.
«В борьбе ведущих государств мира за свои интересы типичными стали «непрямые действия», использование протестного потенциала населения, радикальных и экстремистских организаций, частных военных компаний», — подчеркивает Н. Патрушев.
«Определяющим фактором в отношениях с НАТО остается неприемлемость для Российской Федерации наращивания военной активности альянса и приближения его военной инфраструктуры к российским границам, создания системы противоракетной обороны, попыток наделения блока глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права. Российская Федерация готова к развитию отношений с НАТО на основе равноправия в целях укрепления всеобщей безопасности в Евро-Атлантическом регионе. Глубина и содержание таких отношений будут определяться готовностью альянса учитывать законные интересы Российской Федерации при осуществлении военно-политического планирования и уважать нормы международного права» (пп. 106 —107 Стратегии).
Россия, разумеется, не может оставлять эти тенденции и действия без внимания и ответа. В частности, комментируя украинский аспект, секретарь Совбеза РФ отметил, что идея вступления Украины в НАТО все больше приобретает черты символического реванша сил, воевавших на стороне нацистской Германии, и «в настоящее время наиболее откровенно и цинично возрождается фашизм в прибалтийских государствах и на Украине. Наметилась тенденция смещения военных опасностей и угроз в информационное пространство. Провозглашаются народными героями преступники, в годы минувшей войны запятнавшие свои руки кровью соотечественников».
Н. Патрушев отметил и непрекращающиеся попытки исказить события Второй мировой войны, очернить целое поколение людей, многое отдавших победе над германским нацизмом.
«Цель этой лжи понятна: подточить силы и моральный авторитет современной России, лишить ее статуса страны-победительницы со всеми вытекающими международно-правовыми последствиями», —подчеркнул секретарь Совбеза.
Напомним, что еще в сентябре он заявил, что корректировка документа не связана с новой военной доктриной Украины, которая определяет Россию в качестве актуальной военной угрозы. «Нет, мы не считаем Украину противником», — подчеркивал Н. Патрушев осенью.
Он также убежден: «Мы обязаны помнить: войны не начинаются в одночасье. Зло набирает силу, если перед ним отступают, стараются его не замечать. Только вместе мы можем противостоять современным угрозам. Только на основе добрососедства решать проблемы глобальной безопасности, чтобы идеалы справедливости и добра торжествовали во всем мире, а жизнь будущих поколений была свободной и счастливой».
* * *
В разделе Стратегии, посвященном развитию науки и образования, обращает на себя внимание не только указание на развитие высоких технологий, таких как генная инженерия, робототехника, биологические, информационные и коммуникационные, когнитивные технологии, нанотехнологии, природоподобные конвергентные технологии, но и указано на долгожданное развитие системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями (п.70).
В разделе «Здравоохранение», наряду со многими мероприятиями, говорится, подчеркнем, о «возрождении традиций милосердия», и возможно, именно этот аспект является самым важным в современную эпоху.
В новом документе, вступившим в силу 1 января 2016 г., подчеркивается: одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности является «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности».
Все обращают внимание на п. 76 —79 Стратегии: «К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.
Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры».
В документе уделено внимание роли русского языка и как одной из внутренних скреп, и как механизму консолидации стран и народов вокруг России.
«Промежуточность» и «неокончательность» новой Стратегии можно усмотреть в том, что пока еще слишком часто «русское» подменяется по-прежнему размытым «российским», а полиэтничность народа России — советским концептом «многонациональный».
Тем не менее, можно согласиться с мнением некоторых аналитиков, что опубликованная Стратегия демонстрирует «консервативную эволюцию» России, внятно описывает текущий геополитический момент и нам следует внимательно вчитаться и вдуматься в текст этого документа.