Город металлургов, интернациональный рабочий город, основанный в 1779-м и заселенный поначалу преимущественно греками. И до недавнего времени он являлся центром греческой общины Украины. Однако с 2014 года Греция производит эвакуацию этнических греков из города. Причина: ультраправый террор и военные действия в регионе.
В 2014 году Мариуполь стал одним из центров восстания против нынешнего киевского режима, а после подавления протестов и расстрела местных жителей, город был оккупирован неонацистами из батальона «Азов» (ныне — полк МВД Украины), сделавших его своей базой и периодически (в перерыве между «зачистками») устраивающими в городе показательные акции для устрашения местного населения. Факельные марши с флагами с нацистским символом «вольфсангель» («волчий крюк») стали уже привычными в Мариуполе, как и регулярные облавы, и аресты гражданских лиц. Украинские ультраправые снесли в городе памятник Ленину и 20 декабря 2015 и — без всякого согласования с местными властями — поставили на его месте 3,5-метровый памятник князю Святославу, сопровождая это театральное действо факельным неонацистским шествием.
По словам депутата Мариупольского горсовета Романа Амелякина, монумент был установлен неофициально: «По закону они могут этот памятник подарить. Ставить ли его на центральной площади города или в другом месте, должны решить граждане на общественном слушании». Однако основатель «Азова» Андрей Билецкий, подтвердив слова мариупольского депутата, в ответ сказал, что монумент будет взят под охрану: «Мы хотели сделать подарок к Новому году. Если хотят пусть попробуют снести». Вот так вот: «только попробуйте снести»! Всё это должно было, по мнению организаторов, доказать, что «город является украинским». Однако так ведут себя оккупанты, которые сами боятся чуждого им города и отчаянно пытаются утвердить в нем свою власть методами террора.
Некоторые леволибералы в свое время даже оправдывали снос памятников Ленину, которые они называли «истуканами», и, как оказывается, все это было ради того, чтобы свои памятники на том же месте смогли установить неонацисты. Уверен, что в данном случае мы не услышим никаких протестов с их стороны. Теперь на площади Мариуполя красуется настоящий истукан — безликий памятник в стиле «героических арийцев» 1930-х.
«На вчерашнем постаменте «вождя коммунизма» в центре Мариуполя с 20-го декабря возвышается памятник Святославу Храброму. Внешняя политика его времени была агрессивной — враги боялись и одновременно уважали тогдашнюю Украину. Лицо Святослава возвращено в сторону врага на восток, как и тысячу лет назад», — сообщила пресс-служба полка «Азов». Иными словами, памятник нужен, «чтобы все боялись, чтоб не насмехались».
К его открытию «Азов» свез в город около пяти тысяч неонацистов и ультраправых фанатов со всей Украины, которые должны были «утвердить» в городе «украинскую власть». С местными властями неонацисты из полка подчиненному А.Авакову явно не считаются. О реальной цели мероприятия откровенно заявляет даже деловое издание РБК, сообщая о нем под заголовком»: «Бойцы Азова напугали «вату» факельным шествием по Мариуполю».
Естественно, украинские СМИ стараются не обращать внимания на неприкрытый антисемитский характер маршей ультраправых, посвященных «Колиивщине» или «князю Святославу». Если в первом случае трагические события 18 века превозносятся нацистами именно из-за еврейских погромов (самым страшным из которых произошел в Умани), то сейчас в Мариуполе мы видим, что князя Святослава они чествуют, как победителя хазар, которых они ассоциируют с еврейским населением. С их точки зрения, средневековый новгородско-киевский князь Святослав: «начал поход против хазар, который длился аж до ХХ века» (!).
Ради устройства этого антисемитского по своему характеру действа «гражданский корпус Азов» собирал своих сторонников в Харькове и Полтаве, Виннице и Львове, чтобы те еще раз смогли прокричать местному населению, что именно они здесь хозяева и им все дозволено. Называлось это мероприятие, как ни парадоксально, «маршем храбрых». «Храбрость» заключается, как мы видим, в том, что фашисты не чувствуют себя в безопасности даже в городе, напичканном военной техникой и вооруженными формированиями.
Как пишут жители Мариуполя, комментируя фашистский парад: «На площади у «Обжоры» не пропускают маршрутки, разворачивают — движение остановлено. Через каждые три-пять метров полицаи с собаками. А кого они боятся-то, оккупанты?! Вопрос риторический». Да, они действительно трусы: неонацисты умеют воевать только с невооруженным гражданским населением — пытать и вешать (чем они так гордятся). Однако их до ужаса пугает вероятность организованного восстания в этом рабочем и интернациональном городе. Их «храбрость» заключается и в том, что у «белого вождя» А.Билецкого здесь охраны не меньше, чем у президента.
Для большей «храбрости» им нужно было мобилизовать группы поддержки со всех регионов Украины и запугать местное мирное население. Эстетика фашистов, как их тактика, тоже не меняется с 1930-х годов: факельные шествия, патриотический пафос и театральный милитаризм. Лозунги традиционные и говорят сами за себя: «Одна раса, одна нация», «Украина превыше всего», «Слава нации» и «Смерть врагам».
Штурмовики маршируют по «неблагонадежным» рабочим городам. Однако они прекрасно сознают или хотя бы чувствуют, что этот город им все равно не удержать, как не удержать и саму Украину. Во время таких маршей они пытаются, собравшись вместе, «храбриться» именно потому, что в действительности-то фашисты — трусы, которые до ужаса бояться своего же народа. И в Мариуполе они не задержатся надолго, как и их «каменная баба». Мариуполь — рабочий и интернациональный город, который рано или поздно выплюнет этот коричневый сгусток, а вслед за ним пойдет и вся Украина.
Алексей Палий