Изменения, в частности, коснулись вопросов кредитования экономик стран, просрочивших выплаты по государственным долгам. Отныне наступление технического дефолта в связи с невозможностью расчета по государственным финансовым обязательствам не будет рассматриваться МВФ в качестве обстоятельства, препятствующего дальнейшему кредитованию со стороны организации.
В отношении Украины это означает, что отказ от погашения задолженности по еврооблигациям на 3 млрд. долларов, которые Москва выкупила в конце 2013 года, являясь фактическим доказательством недееспособности украинской экономики, тем не менее, позволит правящим элитам в Киеве получать международную финансовую помощь, не утруждая себя исполнением неудобных с политической точки зрения государственных обязательств.
По мнению директора украинского филиала Института стран СНГ Дениса Денисова, предпринятые Международным валютным фондом меры было легко спрогнозировать, в том числе по характеру переговоров в Совете директоров организации, а имеющие значительный вес в организации Соединенные Штаты не раз заявляли о своей заинтересованности в дальнейшей финансовой поддержке Украины. Решение МВФ об изменении правил предоставления кредитов, по словам политолога, является политически мотивированным и преследует одну единственную цель — продолжить кредитование украинской экономики даже с учетом неспособности Киева после 20 декабря 2015 года оплачивать свои финансовые обязательства перед Российской Федерацией.
«Данное обстоятельство, тем не менее, не приведет к положительным изменениям в экономике Украины, так как выделяемые сегодня международными финансовыми структурами, в том числе и МВФ, кредиты Киев пускает не на развитие страны, а, фактически, на закрытие «дыр» в бюджете. Решение МВФ позволит Киеву сохранить линию кредитования на 2016 и возможно на 2017 год, что позволит Соединенным Штатам через международные структуры осуществлять частичную поддержку экономики Украины», — отметил эксперт.
Говоря о негативных последствиях последнего решения МВФ для России, Денис Денисов подчеркнул, что после 20 декабря, после окончательного отказа со стороны Украины выплачивать внешний долг, существует несколько вариантов развития событий.
«Первый и чаще всего обсуждаемый — подача иска в международные суды. Но рассматривая этот варианта, необходимо понимать, что сохраняется вероятность вынесения этими структурами столь же политически мотивированного решения, и через подобный механизм Россия вряд ли сможет отстоять свои финансовые интересы, — подчеркивает Денисов. — Как следствие этого Москве необходимо искать асимметричные меры. Как мне представляется, в этом качестве могут выступить привязки любых контрактов между Россией и Украиной к выплате данного долга. К примеру, к транспортировке газа через территорию Украины, за обеспечение которой Киев получает около 2 млрд. долларов в год. В результате российские компании могли бы поставлять природный газ в страны Евросоюза за счет тех самых еврооблигаций, выкупленных у Киева в 2013 году. Также асимметричным ответом могло бы стать изъятие активов украинских олигархов, связанных с правящей элитой в Киеве, финансы которых размещены в российских банках. За счет этого можно покрыть достаточно большую часть рассматриваемого долга. Но для реализации подобных мер необходима политическая воля российских властей»
Несмотря на трудности, которые могут быть связаны с описанными выше вариантами, эксперт уверен, что разрешение данного финансового спора теперь лежит исключительно в плоскости применения Москвой асимметричных мер.