Однако, кроме всего этого, наши псевдо-«патриоты» вместе со своими коллегами из самопровозглашённого «киевского патриархата» внезапно уверовали в «скорое» признание самопровозглашённых раскольнических группировок, отколовшихся от канонической Православной Церкви. И действительно, — рассуждают они, — раз Анкара обижена на Москву, то почему бы ей не подложить своему северному соседу «свинью» в виде признания Константинопольским Патриархатом УПЦ КП и УАПЦ? Увы, но только очень далёкий от Церкви человек может поверить в эти фантазии. И вот почему.
Во-первых, это ничего не даёт в политическом смысле турецкому руководству. Они же не дети, чтобы действовать назло кому бы то ни было, безо всякого смысла.
Во-вторых, не всё тут зависит от турецкого руководства и Вселенского Патриарха. Трудно себе представить ситуацию, когда М.А. Денисенко (больше известный как «патриарх Филарет») согласится на то, чтобы его структура стала митрополией Константинополя. Дело в том, что в этом случае ему придётся снять с себя патриарший куколь и одеть вместо него митрополичий клобук. Т.е. фактически Денисенко перестанет быть «патриархом» даже для своих сторонников (хотя на самом деле он им никогда и не был). И как тогда прикажете оценивать всю эту историю с «киевским патриархатом»? Разве нельзя было сразу попроситься под омофор Вселенского Патриарха в качестве Киевской митрополии? Зачем нужно было всё это представление?
В-третьих, даже если вдруг эта идея покажется туркам оригинальной, маловероятно (а скорее — невероятно), чтобы на это соблазнились в Константинопольском Патриархате. Патриарх Варфоломей не настолько наивен, чтобы сделать такую глупость. Ещё раз скажу, только очень далёкому от Православия человеку эта идея может показаться реальной. На самом деле в Константинополе хорошо понимают, что не получат от этого признания никаких выгод и преимуществ, ибо наши раскольники начнут прилагать все мыслимые и немыслимые усилия для того, чтобы получить полную независимость в качестве Патриархата. Короче говоря, Константинополь получит в этом случае одни проблемы и испортит отношения с другими Поместными Православными Церквями.
И, знаете, почему он их испортит? Да потому что признание раскольников станет концом православного единства. Дело в том, что с точки зрения православного вероучения и церковного права Истинная Церковь, основанная Господом нашим Иисусом Христом около 2000 лет назад, представляет собой ОРГАНИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО всех Поместных Православных Церквей, имеющих благодатное общение в таинствах и общую (восходящую к апостолам) иерархию. При этом административное устройство этих Церквей может быть различным — автокефалия, автономия, патриархат.
Именно поэтому, с точки зрения церковных канонов, недопустима ситуация самопровозглашения себя (в лице кого угодно — мирян, священников или епископов) самостоятельной церковной единицей. Церковь — это не мирской институт, не фирма, не министерство по делам религий. Церковь есть мистическое Тело Христово, проявляющее себя в этом мире.
Церковь — одна! Она основана Иисусом Христом и поэтому, чтобы стать членом Церкви, к ней можно только присоединиться! В Церковь можно только войти и пребывать в ней. Впрочем, можно и отколоться от Церкви, противопоставив ей свои мелочные, карьерные интересы, как это произошло в случае с М.А. Денисенко.
Так что признание в качестве митрополии или Патриархата может получить только та церковная структура, которая уже является частью Вселенской Церкви, только в другом статусе.
Признание раскольников, которые к Церкви никакого отношения не имеют, будет иметь фатальные последствия для православного единства, ибо создаст прецедент, ситуацию, когда любая группа самозванцев, объявившая себя «Православной Церковью», сможет претендовать на канонический статус. А также это приведёт к полному хаосу и анархии внутри каждой из Поместных Церквей, когда каждый несогласный с решением своего священноначалия сможет перейти в другую церковную юрисдикцию, что неминуемо приведёт к разрыву отношений между этими церквями.
Короче говоря, признание раскольников станет началом «православного протестантизма» — бесконечного деления Церкви на новые и новые церковные юрисдикции, не признающие друг друга. Желать этого могут враги Церкви, враги Христа! Именно поэтому все православные иерархи в один голос уже много раз заявляли о невозможности признания раскольников. Например:
«Константинопольский Патриархат не имеет связей с раскольниками. Он их не признаёт и не признает» (митр. Гальский Эммануил).
«Конечно, не может быть и речи, что «Киевский патриархат» признают, так как Поместные Православные Церкви признают лишь каноническую Православную Церковь» (митр. Месогийский Николай, Элладская Церковь).
«Никакая Православная Церковь не признает раскольников, а все признают только каноническую Церковь» (митр. Ловчанский Гавриил, Болгарская Церковь).
«По-поводу признания раскольников, то, конечно, этого не может быть» (митр. Аксумский Петр, Александрийская Церковь).
«Раскол — это грех, а каждый грех исцеляется ничем иным как покаянием» (арх. Люблинский Авель, Польская Церковь).
Ну, и совсем недавно Патриарх Иерусалимский, встречаясь с делегацией украинских «патриотов», назвал М.А. Денисенко заблудшим.
И последнее: трудно себе даже представить, какие катастрофические последствия будет иметь такое «признание» для нашей страны! Ещё раз скажу: Церковь — не фирма, и большинство верующих людей высшим смыслом своей жизни ставят не «Украину понад усе!», а служение Христу и Его Церкви! И эти люди не отвернутся от Христа даже в случае жестоких гонений на Церковь, ибо, в первую очередь, они думают о спасении своей собственной души во Христе, а не о конфронтации на основе национальной гордости с другими людьми в рамках языческой по сути, православной по форме, пародии под названием «киевский патриархат».
Иеродиакон Иоанн (Курмояров)