Главная проблема «Оккупированных», которая в то же время и стала фактором успеха (фильм уже «продали» в Великобританию, Германию, Францию, Швецию, Данию, Финляндию, Исландию и Бенилюкс, а первую серию посмотрело 13% жителей Норвегии), состояла в том, что все подумали одно, а он оказался про другое. Этим, кстати, объясняется и негативная реакция европейской прессы, которую он получил после выхода. От него ждали клюквы и трэша в духе популярных компьютерных игр: бронетранспортеров, выезжающих из океана на брусчатку, матерых солдат-убийц, прыгающих из вертолета в пламя Третьей мировой, крутых виражей МИГов над изящными шпилями игрушечных европейских домиков, ну и, конечно, ковровых бомбардировок представителей различных меньшинств, укрывшихся от исторического ненастья в памятниках архитектуры.
Накануне в Европе показали очередную серию того самого норвежского сериала, в котором Россия оккупировала Норвегию. «Оккупированные» изрядно нашумели в прессе еще до своего выхода как в России, на Украине, так и в Евросоюзе. В заявленной авторами фабуле В России усмотрели очередной западный поклеп, на Украине — перемогу, а европейцы думали, что грядет актуальная политическая фантастика о том, как выжить и не спиться простому бюргеру под игом деспотичного азиатского Ивана.
Корреспондент Накануне.RU ознакомился с неожиданным скандинавским чудом и, как оказалось, сериал вообще не об этом, и Норвегия там не Крым, и Россия, возможно, вовсе, не Россия, хотя и весьма вежлива и пугающе похожа на настоящую.
Вместо ожидаемого получили конфликт левого до гринписовской «зеленоты» премьера Норвегии… с Евросоюзом. Нельзя, говорят назидательным тоном евробюрократы, прекращать в Норвегии добычу нефти и газа (а он, премьер, прекратил!), не может быть и речи ни о какой нетрадиционной энергетике (а он не только говорил, но и делал), а если вы нас не послушаете, пришлем к вам русских (они их прислали).
Внезапно выясняется, что плохие дяди и тети сидят в Евросоюзе, русские же просто готовы таскать для европейцев каштаны из огня. Они лишь орудие ЕС — эдакая военная корпорация на частно-государственной основе. Причем, судя по бравому виду наших ГРУшников и ФСБшников, таскать готовы профессионально, и с чувством, и с толком, а вот, судя по виду норвежцев, они нам даже не запалят. Оно и понятно — газа-то боле нема.
Ну, а что Штаты? США отстранились от этой проблемы, отвечают перепуганному премьеру Норвегии его министры.
Итак, перед нами мир, где США вынесены за скобки. Видимо, мир, в котором в Штатах победила политика изоляционизма, чайная партия, и Рон Пол восседает теперь в Белом доме в конфедератке и белом парике. Кругом «сбыча» леволиберальных «мечт», от «зеленого» премьер-министра, торжества «зеленой» энергетики и до исчезновения США с карты угроз. А сам сериал тогда — попытка проверить их живучесть художественными средствами? Но авторы, надо признать, сделали отнюдь не поделку. Драма написана честно, без роялей в кустах и «я художник, я так вижу». В конце концов, диагноз точен. Если к власти в европейской стране придет «гринписовец» или еще какой дуралей, задумавший обрушить мировую экономику, на него действительно ополчится весь мир, и кто-то должен будет применить силу. Если США не хотят, почему бы России этого не сделать, задают вопрос авторы.
Вопрос логичный для левого европейского студента, а в России заход с таких козырей выглядит попыткой пикейного жилета, диванного аналитика, произвести впечатление силой своей неуемной фантазии. Сериал-то вышел в эфир, когда Россия еще пыталась установить Минские соглашения. Какие тогда совместные действия, кроме обоюдных санкций могли прийти на ум? А тут — нате вам, мы вместе оккупируем Норвегию, и будто так и было. С началом операции в Сирии фабула, конечно, заиграла новыми красками, и теоретически Россию теперь вполне можно представить если уж не мировым шерифом, то хотя бы его помощником.
Только вот шляпа шерифа по-прежнему идет России так же, как пробковый шлем красногвардейцу. А вот если посмотреть на предлагаемые обстоятельства с другой стороны? Вспомнить, скажем, что сериал хоть и выпустили на экраны в 2015, но писать его сценарий известный норвежский писатель Нёсбе начал в 2008 году, когда мировой полицейский еще существовал. Так все становится на свои места. «Дурные» страны под мягкий контроль брали Штаты — им бы и шляпу шерифа. Только вот снимать сериал об оккупированной американцами Норвегии для продажи национальным телеканалам не комильфо, максимум — как идея комикса для соцсетей.
Авторы еще на стадии запуска сериала, пытаясь угомонить разбушевавшегося фантомаса европейской прессы, говорили: ребята, это фильм не про русских, он о норвежцах, и о том, как будут вести себя норвежцы при оккупации, при любой оккупации. Но кто хотел тогда слушать такое, когда были Россия и Украина, когда был Крым, а тут такая актуальщина.
Между тем, имеет место рефлексия по поводу событий последней реальной оккупации — фашисткой. Отчасти этим объясняется и спокойное отношение норвежцев к «оккупации» новой — русской. «Они ведь освободили нас от фашистов!» — говорят журналистам норвежцы. Неудивительно, что европейские СМИ, восхвалявшие гений писателя Нёсбе на этапе производства, после выхода сериала хотели его буквально загрызть зубами. «Оккупированные» — что-то среднее между научной фантастикой и телевидением для детей», — пишет издание Vg.no. Развлекательным сочетанием фильмов о Джеймсе Бонде и деятельности «Гринпис» назвало сериал другое влиятельное норвежское издание.
Впрочем, оккупация — громкое слово. Бесподобная в роли жесткого в своей мягкой силе, технократичного посла РФ, Ингеборга Допкунайте и ее помощник — некий советник-полиглот с неясными, но обширными полномочиями — легко управляются с делами, не выходя из посольства. Вместо вежливых людей по Осло гуляют невеликие числом элегантные русские сотрудники ФСБ с кавказкой щетиной и в хипстерских шарфиках. Они дарят подарки детям и галантно флиртуют в ресторанах с их мамашами, учат их носить каблуки и быть женщинами. А как же оскал кровавого режима? Ну, конечно, не без этого. Нет-нет, да депортируют на родину чеченского террориста, или излишне нервный гражданин попадет в застенки, но только для беседы.
Русские деньги неплохо, между тем, поддерживают тонущую норвежскую экономику. Главный герой, сотрудник охраны норвежского премьера, с рвением откликается на просьбу посла РФ и помогает русской разведке давить малочисленных резистантов, из числа миллитаристских недобитков, чудом выживших под игом европейской толерастии. Сопротивление есть, но демонстрируется оно как кровавая крайность и представлено спятившими военными. Тем временем над фьордами парят русские беспилотники, спецслужбы роются в норвежском интернете и в данных операторов мобильной связи. Говорят, следят за беглыми чеченскими террористами, а заодно порядок охраняют, мало ли что. Объяснения такие принимаются.
Сама же Норвегия, в лице свободного журналиста, сторонника «зеленого» премьера и начальницы безопасности страны, мечется и не может понять, где перемога, а где зрада. То ли надо смиренно ждать и не брыкаться (Евросоюз, вроде, обещал, что все быстро кончится), то ли начать борьбу, обязательно бескровную. Разумеется, происходящее на экране сильно, до боли просто, напоминает нам современную реальность. Сбивает с фокуса только русский триколор. Правда, если бы вместо него было звездно-полосатое полотно, то, наверное, и сериала бы не было.
Сериал еще не закончен, завершить историю авторы обещали после десятой серии, которая выйдет вот-вот. Однако, вряд ли финал, каким бы он ни был (все же сериал, безусловно, политизирован и затюкан своей прессой), изменит уже устоявшееся его восприятие. Все важные намеки «Оккупированными» уже сделаны, возможно, как это часто бывает с художественными произведениями, и против воли создателя. Вопросы по ходу просмотра поступают в голову сами собой и их не отменить. А что, собственно, поменялось в вашем вымышленном мире? Флаг самого главного посольства? А беспилотники сейчас не летают? Самизнаетекто в соцсетях и не копается, разговоры местных политиков не слушает? Что будет, если к власти в какой-то европейской стране невзначай придет человек, задумавший обнулить всю энергетическую составляющую мировой экономики или задумает еще какую-либо пакость (см. Греция и партия «Сириза»)? А будто бы сейчас не оккупированы?
Впрочем, породили этот сериал крымские события, украинские события, родил его скандал со Сноуденом, или фантазия известного писателя, для нас, для российского зрителя, не так важно. О чем этот сериал, о том, что не надо сопротивляться оккупации, о том, что норвежцы, как и 70 лет назад, готовы жить под чужой пятой, или о том, что не надо выбирать прожектеров в нацлидеры — не суть, пусть сами разбираются. Авторы зашили в сериал немало фобий, и среди них есть весьма интересные, в том числе русофобия в ее новом издании, обновленном и дополненном. Ознакомиться с ним действительно полезно.
В прошлое ушли «русская рулетка», скуластый Шварцнегер с красной звездой во лбу, его «какие ваши доказательства» тоже в прошлом, космические ремонтники с гаечным ключом в прошлом, а вместе с ними неубиваемые татуированные психопаты с калашами. Вряд ли после этого сериала у кого-то получится снова успешно продать эти образы в Европе и не выглядеть халтурщиком. Если согласиться с тем, насколько же приятны русскому взгляду русские из «Оккупированных», настолько же они пугают европейца, то придется согласиться и с тем, что пуще наших ядерных ракет, пуще красной кнопки в чемодане, торса Путина и русской зимы, в Европе боятся педантичного, пунктуального русского технократа в хипстерском шарфике, русского профессионала, который говорит на понятном Европе языке. Понятном настолько, что непонятно, а что вообще с ним не так. А ведь точно должно быть что-то не так, он же русский!
Отсюда и вывод, новая европейская русофобия — страх русского, который понимает, кто он, что он и зачем он. Русского, который не лебезит, придавленный культурным превосходством, а спокойно объясняет, как жить, зачем женщинам носить каблуки и заводить семьи. Такой русский может мягко «оккупировать» Норвегию, в такого русского влюбляется норвежская женщина, но, хоть убей, не понимает, что с ним теперь делать.
Иван Зуев