Выполнение или невыполнение Украиной остальных пунктов Соглашений, существенного влияния на будущее Донбасса оказывать уже не будет. Несмотря на сохранение угроз со стороны бывшего украинского олигархата по установлению контроля над основными отраслями экономики Донбасса, в целом направления путей развития уже определены. Возможны лишь некоторые нюансы в вариантах этого развития:
1. Невыполнение Минских соглашений (о чем все чаще заявляют украинские политики) или очевидное замораживание конфликта может лишь ускорить такие процессы как:
— дальнейшее обособление Донбасса от Украины и закрепление такого положения на законодательном уровне ЛНР-ДНР, а непризнание независимости Республик со стороны Украины — проблема лишь Украины;
— формирование органов власти Республик всех уровней;
— ускорение восстановления экономики Народных Республик благодаря углублению экономической интеграции с российской экономикой;
— унификация законодательства Народных Республик с законодательством Российской Федерации, в том числе и в области образования, здравоохранения.
2. Украина будет выполнять Минские соглашения. Вероятность того, что Минские соглашения будут выполняться Украиной, крайне мала вследствие нежелания и неспособности к этому Киева. Да и выполнение их невозможно без учета мнения и без согласования с Народными Республиками. Но в таком случае Украина неминуемо превратится в федеративное (конфедеративное) государство, в котором ЛНР-ДНР будут иметь возможность самостоятельно проводить внешнеэкономическую деятельность.
А, следовательно, взаимодействие в экономической и гуманитарной сфере с Россией будет усиливаться в любом случае. По состоянию на вторую половину ноября 2015 года, Украина вместо выполнения Минских соглашений, возобновляет обстрелы территорий Республик вдоль линии соприкосновения и возвращает тяжелую технику к границам ЛНР-ДНР. Но так как подавление Республик вооруженной силой для Украины также является невыполнимой задачей, то за основу можно взять вариант №1, указанный выше.
Если для жителей Донбасса вопроса выбора в направлениях экономической и политической интеграции давно не существует — выбор они уже сделали, за него и воюют, то в России можно услышать рациональную или не слишком патриотичную с точки зрения россиянина, озабоченность: как отразится развитие событий на Донбассе на самой России, на уровне жизни ее граждан?
Станут ли в перспективе ЛНР-ДНР частью России по примеру Крыма или Донбасс будет лишь союзной России территорией, но независимой от Украины — не так уж важно. Не вникающих в геополитические проблемы граждан интересуют более прагматичные вопросы: не будет ли Донбасс обузой для России? Какие затраты понесет российский бюджет из-за поддержки Донбасса и восстановления его экономики, и не в ущерб ли благосостоянию самих россиян, размерам социальных выплат и т.д.? Следует ли ожидать новых санкций со стороны Запада в случае ухода ЛНР-ДНР из состава Украины и обвинений России в поддержке «сепаратистов»?
Можно начать с последнего вопроса. Донбасс — лишь повод для санкций Запада против России. Если бы не было Донбасса, то санкции были бы введены по другому поводу — с фантазией на Западе проблем не испытывают. Если геополитические обстоятельства изменятся, то санкции будут сняты вне зависимости от того, в составе какого государства будут находиться территории ЛНР-ДНР или они будут независимыми.
Не секрет, что в значительной степени выживать Республикам в течение последних полутора лет удавалось благодаря гуманитарным конвоям из России, которых с середины 2014 года по конец ноября 2015 было уже 45. Благодаря им на Донбассе не наступил голод, больницы получили самые необходимые медикаменты — все это было крайне важно, особенно в условиях блокады со стороны Украины.
В течение нескольких лет, предшествующих майдану 2013-14 годов украинскому обывателю навязывалось мнение дотационности Донбасса. Сейчас такое мнение пытаются навязать и россиянам некоторые либеральные российские СМИ. Пытаясь вызвать недовольство поддержкой Донбасса, ретранслируют сочиненные на Украине сказки и пугают предстоящей дополнительной нагрузкой на российский бюджет расходами на дотации Донбассу.
Легенда о дотационности Донбасса была нужна для оправдания паразитизма отдельных областей Украины, претендовавших на звание родины «титульной нации». Начиная с 2004 года, когда в результате манипуляций в ходе выборов президента Украины и с помощью майдана 2004-05 года к власти был приведен Виктор Ющенко, навязываемая украинизация вместе с агрессивной русофобией становились частью официальной политики украинского государства.
Русскоязычные и связанные исторически и экономически с Россией области было необходимо дискредитировать и подавить морально, изобретая обвинения в том, что они сидят на шее всей Украины, особенно у такой «проевропейской» западной части страны, как Галична. Да, Луганская и Донецкая области никогда не страдали стремлением к «европейским ценностям», и на выборах всех уровней традиционно голосовали против бандеровщины во всех ее проявлениях.
Мифы о дотационности не выдерживают никакой критики и основывались, в основном на абсолютных показателях. Чаще всего вспоминают размеры дотаций в угольную отрасль — за 5 предвоенных лет к концу 2013 года они составили 60 млрд гривен, причем в последний мирный год — 13,5 млрд грн. Но, во-первых, это было связано и с проводимой политикой замещения российского газа, которая велась и при Януковиче, мечущимся между Россией и Европой.
А, во-вторых, умалчивают о том, что абсолютные цифры дотаций в пересчете на душу населения показывают, что наиболее дотационными являются именно западные области Украины. В довоенной Украине население трех областей Галичины — Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской составляло ¾ от населения всего лишь двух областей Донбасса — Донецкой и Луганской (соответственно — 4,994 млн и 6,532 млн человек).
По данным на момент завершения переворота на Украине, т.е. по состоянию на февраль 2014 года, на одну лишь Донецкую область приходилось немногим более 4% территории страны, 11% населения, доля области в ВВП страны (в составе которой еще находился Крым) составляла около 16%, около 20% экспорта, 70% добычи угля (почти 100% добычи энергетического угля Украины — теперь на территории ЛНР-ДНР). При таком соотношении количества населения и доли в экономике, утверждение о дотационности Донецкой области (и Донбасса в целом) не может иметь оснований в принципе.
Важный фактор, влиявший на статистические показатели — место уплаты налога на прибыль и НДС — основного источника формирования доходной части бюджета Украины. Многие компании Донбасса были (и остаются) зарегистрированы в Киеве, и по месту регистрации платили налоги. Или же вовсе вывозили прибыль в офшоры. Но, к примеру по данным 2012 года только одна компания «Метинвест» (принадлежащая Ринату Ахметову) заплатила в Киеве налогов на сумму около 12 млрд грн., что сопоставимо с суммой дотаций в угольную отрасль Донбасса.
Одна только украинская металлургия, половина которой находится в Донецкой области, обеспечивала 42% поступлений валюты в страну даже в условиях кризиса, к началу войны на Донбассе.
Не последнюю роль в объемах дотаций играл и коррупционный фактор — государственная поддержка была источником обогащения для центральной власти при посредничестве олигархов Донбасса. То, что дотации расходовались неэффективно, видно по затратности добычи угля в Донбассе — инвестиции в новые технологии были минимальные, из государственных предприятий выжимали остатки ресурсов, порой заведомо доводя их до банкротства ради последующей приватизации, или после исчерпания запаса прочности и способности приносить прибыль они просто подлежали закрытию.
Себестоимость добычи на «дотационных» шахтах составляла в Украине около $1400 за тонну, производительность труда — 20-23 тонн на одного рабочего. После приватизации на шахтах, например, принадлежащих компании ДТЭК Рината Ахметова соответствующие показатели составляли уже соответственно $543 и 72 тонны.
Добыча угля в Донбассе по сравнению с добычей угля в России более энергозатратна и трудоемка: потребление электроэнергии в кВт/ч на одну тонну добытого угля на Донбассе — 45,4, в России — 22,4; добыча угля на одного шахтера в месяц до 23 тонн на Донбассе, в России — 217 тонн; полная себестоимость тонны в ценах февраля 2014 года — 4000 руб. и 1300 руб. соответственно.
Но Донбасс нуждается не в дотациях, а в инвестициях, направленных на модернизацию угледобычи, и во включении в единое экономическое пространство ЕврАзЭС. Невзирая на это, а также на то, что спустя 23 года независимости, Украина снизила объемы добычи угля в два раза в сравнении с 1990 годом, до конфликта на Донбассе, она занимала 3-е место в Европе по добыче угля — около 80 млн тонн.
Между Украиной и Народными Республиками Донбасса уже существует колоссальная разница. Она в подходах и субъектности. Украина уже не является субъектом мировой политики и международных экономических отношений. Государство Украина находится в стадии фрагментации — процессе, управляемом коллективным Западом в интересах глобальных западных корпораций. Это процесс расщепления всего народно-хозяйственного комплекса (как теперь принято говорить — национальной экономики) на экономические молекулы для наиболее удобного и облегченного поглощения крупным международным капиталом.
Местные олигархи сегодня играют роль тарана своей же экономики, после чего они также растворятся под напором более мощных конкурентов и под разными предлогами — кто не выдержит прямой конкуренции, кто-то будет преследоваться «по закону» за коррупцию, помощь международному терроризму, отмывание денег и т.д. и т.п. История пестрит разнообразием примеров ликвидации политиков-олигархов — выходцев из стран третьего мира, пытавшихся конкурировать с транснациональными корпорациями.
Донбасс формирует свою государственность и делает это, прежде всего, в интересах своего народа. Не стоит забывать, что это процесс не одного дня. Перед ЛНР-ДНР стоят задачи перевода предприятий, находящихся на территории Республик под свою юрисдикцию — эти предприятия должны платить налоги в бюджет Республик. По определенным причинам многие предприятия, в том числе и принадлежащие Ахметову, платили и продолжают платить налоги по месту регистрации — на Украине.
Стоит напомнить, что за первое полугодие 2015 года Донецкая область заплатила налогов в бюджет Украины в размере 6,8 млрд гривен, при этом более половины — 3,5 млрд гривен было уплачено бизнесом, осуществляющим свою деятельность на территории ДНР! В сентябре в ДНР пенсии были выплачены 99,4% пенсионеров, на это ушло 1,2 млрд рублей, т.е. примерно 400 млн гривен (что за полгода составило бы около 2,4 млрд гривен).
Таким образом, переориентация предприятий на уплату налогов в бюджет Республик позволила бы решить проблему пенсий и социальных выплат, а заодно и снять опасения тех в России, кто переживает о возможном росте нагрузки на российский бюджет из-за поддержки Донбасса. Конечно, в связи с этим возникнут другие вопросы — юридического характера, но их рано или поздно все равно придется решать.
Донбасс может стать частью единой экономики, нацеленной на самостоятельное развитие, защищающей общие интересы всех ее участников. Экономика Евразийского экономического союза вообще, и России в частности, при всех текущих проблемах, несравнимо более социально-ориентирована, чем та экономическая модель, которую самым неестественным способом навязывают сейчас Украине.
Опыт особого взаимодействия Донбасса и России есть. Еще в мирные времена, 29 октября 2010 года, в Луганске губернатором Ростовской области В. Голубевым и председателем Луганской облгосадминистрации В. Голенко был подписан договор о создании международной ассоциации Еврорегион «Донбасс». В феврале 2011 года к Еврорегиону «Донбасс» присоединилась Донецкая область, в 2014 году, невзирая на события на Донбассе, присоединилась Воронежская область. Целью создания ассоциации было объединение потенциалов социально-экономического развития участников.
Сотрудничество происходило не только в таких отраслях, как угледобыча, энергетика и металлургия. Экспорт товаров из российской части Еврорегиона «Донбасс» в Украину в 2013 году осуществлялся по таким основным товарным группам: машиностроительная продукция; минеральные продукты; изделия из стекла; продовольственные товары и сельхозсырье; продукция химической промышленности; древесина и целлюлозно-бумажные изделия. При этом экспорт из России в Украину в рамках Еврорегиона «Донбасс» увеличился по сравнению с 2012 годом на 69%.
В свою очередь, из Украины в Россию в рамках Еврорегиона экспорт осуществлялся по таким основным товарным группам: черные и цветные металлы; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; машиностроительная продукция; продовольственные товары и сельхозсырье. Но вследствие того, что Украина под руководством Януковича пыталась «евроинтегрироваться», вплоть до отказа (переносов сроков) от подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС в ноябре 2013 года, экспорт товаров из Украины в Россию в рамках Еврорегиона в 2013 году уменьшился по сравнению с 2012 годом на 16,5%.
Но опыт, полученный за время функционирования Еврорегиона «Донбасс», может быть положен в основу практической интеграции Донбасса в целом в экономику Российской Федерации. Однако на этом этапе участие в процессе не будут принимать территории Донецкой и Луганской областей, находящиеся под контролем Киева.
Также необходимо запустить простаивающие предприятия, которые могут приносить пользу. Возможно, Республики будут вынуждены провести частичную национализацию — например, таких предприятий, как горловский «Стирол» и северодонецкий «Азот», простаивающих по вине их владельцев, и многих других.
Но все это — задачи мирного времени. А значит, и выполнение Минских соглашений должно быть обеспечено. По крайней мере, возобновление боевых действий не должно быть допущено.