29 октября Минфин Украины сделал заявление, состоявшее, по сути, из двух пунктов.
Пункт 1. В Лондоне прошла встреча кредиторов с представителями Киева, на которой окончательно принято решение о реструктуризации суверенного долга Украины перед частными кредиторами. Реструктуризация оформляется в виде обмена старых выпусков еврооблигаций на новые украинские облигации с номиналом, составляющим 80% от старого номинала. Меняются также процентные ставки по займу и отодвигаются сроки погашения долга. Согласие на такую реструктуризацию дали держатели бумаг на общую сумму $15 млрд. Сокращение основной суммы долга составляет $3 млрд.
Пункт 2. Украина списывает свои долговые обязательства перед Россией на сумму $3 млрд, поскольку Россия, будучи держателем еврооблигаций на эту сумму, отказалась от участия в реструктуризации.
Получается, что одним росчерком пера Киев 29 октября снизил свои международные долговые обязательства на $6 миллиардов. По крайней мере, так подали эту новость некоторые украинские СМИ.
Напомню некоторые детали. Украина на всех парах движется к полномасштабному дефолту. Технический дефолт состоялся еще в конце сентября, когда Киев не заплатил частным держателям украинского долга $500 млн. По графикам платежей следующим испытанием для Киева должна стать выплата России основной суммы долга по еврооблигациям, приобретенным 20 декабря 2013 года. 20 декабря 2015 г. наступает срок погашения долга.
Киев решил предотвратить наступающий дефолт и сделать это крайне экстравагантным образом — в одностороннем порядке отказавшись от своих обязательств. Порошенко, Яценюк и Яресько идут прямо по стопам большевиков: те, помнится, взяв в октябре 1917 года власть, уже в январе 1918 года приняли постановление ВЦИК об отказе от выплаты долгов царского и временного правительств.
При этом вся история неприглядно обнажает картину того, что творится в МВФ.
Накануне встречи Украины с кредиторами в Лондоне СМИ со ссылкой на публикацию в The Wall Street Journal сообщили, что США вместе с другими западными странами намерены пойти на изменения в политике кредитования Международного валютного фонда, чтобы позволить ему продолжить финансирование Украины в случае дефолта по российскому кредиту.
После февральского (2014) переворота в Киеве Вашингтон стал регулярно насиловать Международный валютный фонд, используя его для достижения своих целей на Украине. В апреле прошлого года Фонду пришлось принять решение о выдаче Украине кредита на общую сумму $15 млрд. Часть средств по кредиту была перечислена, затем произошла остановка. Киев не выполнил ни одного пункта приложенной к кредитному соглашению программы реформирования экономики.
Казалось бы, Фонду пора ставить на Украине жирную точку. Вместо этого начинаются новые переговоры. В марте 2015 года заключается новое кредитное соглашение между МВФ и Украиной на сумму более $17 млрд. Причем, по новому соглашению условия кредита еще более льготные, чем раньше. За год работы с Украиной МВФ допустил неисчислимое количество нарушений собственных правил. Прежде всего, нарушено правило, запрещающее выдавать кредиты стране, на территории которой ведется война.
Принятие Фондом решения о новом кредите после провала предыдущей кредитной программы — также скандал, несмываемое пятно на репутации МВФ. О том, что в случае с Украиной были проигнорированы финансово-экономические ограничения и нормативы, я уже не говорю. Например, суммы кредитов, обещанных Киеву, являются рекордными для Фонда за всю 70-летнюю историю его существования (по отношению к ВВП страны-получательницы).
А дело в том, что команды в МВФ, штаб-квартира которого находится в Вашингтоне, идут с близлежащих улиц того же Вашингтона. И в первую очередь — с Пенсильвания Авеню 1500, где находится Министерство финансов США, привыкшее рассматривать МВФ как свою дочернюю структуру. Это не образное сравнение, это юридический факт, вытекающий из того, что доля США в капитале и голосах Фонда, составляющая около 17%, позволяет Вашингтону накладывать вето на любые решения МВФ (блокирующая квота равна 15%).
До демонтажа в 1970-е годы Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы функции МВФ были очень конкретными: предоставлять странам-членам кредиты для выравнивания платежных балансов. А выравнивание платежных балансов помогало обеспечивать стабильные (фиксированные) курсы валют.
С переходом к новой, Ямайской валютно-финансовой системе были легализованы плавающие валютные курсы, и дальнейшее существование Фонда оказалось под вопросом, но Вашингтону удалось сохранить МВФ, который с тех пор стал использоваться как орудие американской внешней политики. Важнейшим инструментом такого использования Фонда стал Вашингтонский консенсус — свод правил в духе экономического либерализма для стран-получательниц кредитов МВФ.
Острая фаза кризиса Фонда началась пять лет назад. В конце 2010 года совет директоров МВФ проголосовал за 14-ю корректировку квот стран-членов, предусматривавшую повышение доли развивающихся стран и стран БРИКС при соответственном понижении квот США и их европейских союзников. 14-е корректировки приближали Вашингтон к «красной черте» в 15%, с переходом которой Вашингтон теряет эффективный контроль над Фондом.
При этом в 2010 году было также принято решение об удвоении капитала Фонда. Все страны, за исключением США, уже давно ратифицировали эти решения 2010 г., а Вашингтон тянет резину. Зачем перечислять в МВФ $60 млрд (обязательства США по решению об удвоении капитала), если США в ближайшее время могут утратить над Фондом контроль?
Для многих американских политиков и чиновников МВФ стал чем-то наподобие чемодана без ручки: и нести неудобно, и бросить жалко. Кстати, в США достаточно много и таких, кто считает, что «чемодан» бросить надо, ведь же нельзя бесконечно выкручиваться на международных форумах, отвечая на один и тот же вопрос: «Когда США проведут ратификацию решений МВФ?»
Нарушения, допущенные Фондом, можно объяснить лишь тем, что Вашингтону уже наплевать на будущее МВФ. Однако, перед тем как бросить «чемодан без ручки», из него пытаются выжать хоть какую-то выгоду. Все эти попытки выглядят неуклюже и даже глупо. Последняя из попыток подаётся под соусом «внесения изменений» в правила МВФ накануне даты погашения Украиной долга перед Россией. Спешное и сохраняемое в тайне «внесение изменений» в существующие правила больше похоже на подделку документов.
Какие тут возможны «изменения»? Мне видятся лишь два варианта:
1. Подчистить правила таким образом, чтобы они позволили трактовать долг Украины перед Россией как коммерческий.
2. Изменить правило, которое запрещает кредитование Фондом страны, нарушившей свои обязательства по любому займу, имеющему статус суверенного.
Оба варианта подходят для Украины, но оба губительны для МВФ. Фонду предлагается совершить самоубийство — создать прецедент, которым поспешат воспользоваться другие страны. Отныне любая страна, даже объявив дефолт по всем своим долгам, будет всё равно требовать кредитов от Фонда. Логика элементарная: если Киеву можно, почему нам нельзя?
Да и насчет Киева у Фонда не должно быть никаких иллюзий. Аппетит приходит во время еды. Если МВФ согласится с тем, что украинский долг перед Россией может подвергнуться реструктуризации, то завтра Киев начнёт настаивать на реструктуризации долга… перед самим МВФ. А если Международный валютный фонд Киеву откажет, то украинские деятели и самому Фонду объявят ультиматум с расчётом на поддержку дяди Сэма. Тут всё будет происходить по поговорке: «Посади свинью за стол, она и ноги на стол».
Если бы Вашингтон действительно хотел помочь Украине, то, наверное, прислушался бы к совету российского президента: пусть МВФ выдаст искомые $3 миллиарда Киеву, чтобы тот в свою очередь вернул их России. И тогда никакого дефолта 20 декабря не будет. В противном случае накануне нового года возникнет скандальная ситуация с плохими последствиями для всех трёх сторон нового «бермудского треугольника». А что касается МВФ, то по достижении в декабре своего 70-летия этот «чемодан без ручки» стараниями его американских хозяев вполне может оказаться на свалке.
Валентин Катасонов