Стоимость стыковочных рейсов теперь составит от 4 500 тысяч гривен (13 000 рублей) до 47 000 гривен (141 тысяча рублей).
Пассажиры в свою очередь стали активнее покупать билеты на поезда, обеспечивающие сообщение между Россией и Украиной. По данным РЖД, только спрос на билеты на ноябрь на поезда, осуществляющие сообщение между Москвой и Киевом, вырос в полтора раза.
Черный список
Украинские власти 16 сентября наложили санкции на 25 российских авиакомпаний, две из которых уже к тому моменту не существовали. Согласно документу, опубликованному на сайте президента Украины, в санкционный список попали крупнейший российский перевозчик «Аэрофлот» и его три дочерние авиакомпании — «Донавиа», «Оренбургские авиалинии» и «Россия», а также находившаяся в предбанкротном состоянии авиакомпания «Трансаэро», авиакомпании «Якутия», авиакомпании группы S7. Все перечисленные компании летали чартерами или регулярными рейсами в ставший российским Крым.
Согласно документу, всем перечисленным в нем перевозчикам частично или полностью запрещены транзит ресурсов, полеты и перевозки по территории Украины. 25 сентября Мининфраструктуры Украины сообщило, что санкции против российских авиакомпаний на запрет полетов на Украину вступают в силу 25 октября — или на начала зимнего расписания.
«В сентябре текущего года, неправомерно ссылаясь на то, что российские авиакомпании якобы нарушают украинское законодательство, выполняя полеты в российский Крым, киевские власти на основании президентского указа приняли политизированное неконструктивное решение о запрете 25 российским авиакомпаниям выполнять полеты на Украину. В ответ на эти недружественные действия украинцев российская сторона была вынуждена принять симметричные меры и запретить полеты украинским авиакомпаниям в Россию с этой же даты», — такую оценку происходящего в минувшую пятницу дала Росавиация.
Цена вопроса
За первое полугодие 2015 года пассажиропоток между двумя странами составил около 657 тысяч человек. Из них российские авиакомпании перевезли 431 тысячу человек, такие данные привел 2 октября министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский.
«Поскольку общий объем рынка составлял примерно 100 тысяч человек в месяц, значит, порядка миллиона в год. А средняя цена билета на рейсах в Киев из Москвы составляла 7-8 тысяч рублей. То есть мы можем говорить об общих убытках как российских, так и украинских перевозчиков в пределах 7-8 миллиардов рублей по году», — говорил в начале октября министр транспорта РФ Максим Соколов.
Передел рынка
Авиаперевозчики соседних с Россией и Украиной государств заранее начали наращивать свои летные программы в надежде завоевать после 26 октября часть пассажиропотока авиакомпаний двух стран.
О решении нарастить пассажиропоток на направлении между Россией и Украиной 19 октября сообщила молдавская авиакомпания Air Moldova.
«Информирует вас об открытии прямого рейса Кишинев-Одесса-Кишинев и возобновления рейса Кишинев-Киев-Кишинев, начиная с 26 октября. Рейсы будут выполняться ежедневно на комфортабельных воздушных судах Embraer-190 в двухклассовой компоновке и Airbus-320», — говорится в письме авиаперевозчика, адресованном агентствам по продаже билетов.
Следом за ней о старте продаж заявила польская LOT. «Путешествуйте на Украину просто и безопасно с LOT Polish Airlines. Свободное воздушное пространство, привлекательные цены и лучшие экипажи сделают ваш полет мятным и комфортным», — сообщил агентствам по продаже авиабилетов офис продаж авиаперевозчика.
Белорусская авиакомпания BelAvia 25 октября также открыла прямые рейсы из международного аэропорта Одесса в Минск, сообщил одесский аэропорт на своей странице в Facebook. По данным аэропорта, рейсы будут выполняться ежедневно, на рейсах будут использоваться самолеты Boeing 737-500.
На данный момент системы бронирования предлагают перелеты в Киев после 25 октября от 12 авиакомпаний, говорит гендиректор агентства по продаже авиабилетов Pososhok.ru Кирилл Фаминский.
«Из экзотических вариантов попасть в Киев можно отметить вариант перелета AEGEAN через Афины за 141,7 тысячи рублей и «ФлайДубай» через Дубай за 113,9 тысячи рублей», — говорит Фамиский.
«При этом маркетинговая активность показывает, что спрос по данному направлению снизился весьма ощутимо»,- отмечает собеседник агентства.
Пассажиры уходят в поезда
Между тем, пассажиры в связи с остановкой полетов российских и украинских авиакомпаний между странами переходят с авиационного на железнодорожный транспорт. РЖД на фоне взаимных ограничений Украины и России на полеты, которые должны вступить в силу с 25 октября, наблюдают рост продаж билетов в поезда дальнего следования на ноябрь в сообщении между этими странами, сообщал представитель монополии.
Между РФ и Украиной в настоящее время не курсируют прямые поезда формирования Федеральной пассажирской компании (ФПК, «дочка» РЖД по перевозке пассажиров в дальнем следовании). По территории Украины проходит лишь один транзитный поезд ФПК Москва-Кишинев-Москва с остановкой в Киеве и на ряде украинских станций. Остальные поезда, соединяющие РФ и Украину, принадлежат Украинским железным дорогам и железнодорожным администрациям стран СНГ.
По словам представителя РЖД, в частности, на поезда между Москвой и Киевом рост продаж билетов на ноябрь вырос в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Представитель РЖД ранее говорил, что пока не видят необходимости назначать дополнительные поезда между странами: в курсирующих сейчас составах достаточно свободных мест.
ФПК после событий весны 2014 года была вынуждена постепенно сокращать число поездов собственного формирования на украинских маршрутах. В конце года они были полностью отменены в рамках оптимизации маршрутов из-за снижения пассажиропотока.
Может, все-таки полетим?
Росавиация в пятницу сообщила, что обсуждение авиасообщения между РФ и Украиной с участием российской и украинской делегаций состоялось в Брюсселе. Российскую делегацию возглавлял руководитель Росавиации Александр Нерадько, украинскую — врио председателя госавиаслужбы Украины Эдуард Демин.
Переговоры состоялись в связи с поступившими в Росавиацию просьбами украинских авиакомпаний принять меры по сохранению регулярного воздушного сообщения между городами России и Украины.
Российская делегация на переговорах предложила авиавластям Украины снять все действующие ограничения на прямое воздушное сообщение и на транзит для российских и украинских авиакомпаний, украинская сторона, в свою очередь, предложила обсудить снятие их только с транзита.
Суть российских предложений заключается также и в том, чтобы, начиная с 25 октября 2015 года, украинские власти более не применяли такие меры, как преследование экипажей, обыски воздушных судов, наложение штрафов на российские авиакомпании, выполняющие полеты в Крым.
Как сообщает Росавиация, «вероятно, из-за отсутствия соответствующих полномочий» украинская сторона не смогла по существу обсуждать указанные предложения, а предложила взамен рассмотреть вопросы снятия взаимных ограничений исключительно на транзитные полеты.
Однако пишет ведомство, отмена ограничений на транзитные полеты не обеспечит решения самого главного вопроса — сохранения регулярного авиасообщения между городами РФ и Украины, о чем просили украинские авиакомпании и в чем заинтересованы авиапассажиры. Как известно, 75% всего пассажиропотока на этих направлениях составляют граждане Украины.
Российская сторона отмечала, что до 25 октября остается время, и за это время «при наличии воли украинская сторона имеет все возможности принять единственно правильное решение о сохранении воздушного сообщения, которое отвечает интересам граждан наших стран».
Как долго продлятся взаимные ограничения на полёты российских и украинских авиакомпаний, не известно. Однако начало консультаций даёт шанс надеться, что воздушное сообщение может возобновиться.