Наблюдения о невоенной Горловке - 09.11.2015 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наблюдения о невоенной Горловке

Читать в
ДзенTelegram
Интервью Егора Воронова с председателем правления ЧАО «Горловсктеплосеть» Александром Соколом

«Горловсктеплосеть». Даже во время войны предприятие ни на минуту не останавливалось

Вот уже почти неделя, как в Горловке начался отопительный сезон. И вошли мы в него даже раньше Донецка! Сезон, конечно, начался, но ежегодные проблемы никуда не делись, и работники теплосети продолжают трудиться по всему городу, то там, то здесь латая порывы и восстанавливая теплонесущие коммуникации. Но котельные запущены все. Тепловикам это, безусловно, стоило немалых усилий и затрат. Но в нынешнем году отопительный сезон начался все же чуть легче, чем в прошлом. О войне, труде простых работников и сегодняшних проблемах предприятия мне удалось пообщаться с председателем правления ЧАО «Горловсктеплосеть» Александром Соколом.

«Как оцениваю начало отопительного сезона? Может, это нескромно, но на твердое «хорошо». Второй год мы уже так запускаемся. Начали пускаться 8 октября с 8.00, а уже в 19:30 мы запустили все 56 котельных. В понедельник без отопления в Горловке было около 50 многоквартирных домов. Основные причины — порывы на трассах, неисправность вводов и неисправность внутренней системы отопления. Не меньшая проблема — пустые квартиры, в которых порвало трубы или просто был не спущен воздух в коммуникациях. Но мы продолжаем работать», — рассказал Александр Григорьевич.

Беседа у нас шла долго и все время возвращалась к событиям прошлого года. Меня больше всего интересовало, как горловская теплосеть пережила войну и как в это время проявили себя простые люди. Ведь год назад мы тоже были с теплом.

«Сразу же, как в городе начались активные боевые действия, у нас ушло около 50% сотрудников. У меня главный инженер уехал с семьей, после того, как рядом с его домом упал снаряд. Люди уходили в отпуска, а потом просто не выходили. Даже охранники разбежались. Хотя вот на нашей производственной базе, где был старый молокозавод, работал охранник, который в течение 15 дней сидел там безвылазно. Вот это чувство долга у человека. Снаряд прилетел, пожарные тушат пожар, а он на работе. У нас же там и техника, и трубы на хранении. Это было в августе. К сентябрю люди начали возвращаться, да и мы начали собирать нужных специалистов заново. Весь отопительный сезон 2014-2015 был очень напряженным. Огромный дефицит работников, но те, кто остался… только благодаря им город был с теплом. Благодаря их пониманию, самоотверженности и профессионализму. Вот даже наш директор по экономике и финансам сама убирала осколки, доски. Персонал админкорпуса составлял график работы и тоже выезжал на уборку поврежденных объектов», — вспомнил председатель правления ЧАО «Горловсктеплосеть».

По его словам, кадровый дефицит на предприятии сегодня составляет 120 человек. Это, в основном, специфические профессии. Крановщики, работники на вышках, КИПовцы, экскаваторщики, сварщики, электрики, газовщики…. Но главная профессия, которая необходима теплосети в отопительный сезон — операторы котельных, которых здесь пытаются обучить своими силами.

Александр Сокол рассказывает: «Но и те люди, которых мы набирали в группы, еще во время обстрелов, просто уезжали. Сегодня у меня был прием тех, кто оформляется на работу после сдачи экзамена. Около 30 человек. Заходит одна из операторов и говорит: «Извините, но я уезжаю». Три месяца человек отучился, но семейные причины…. За период боевых действий у нас пострадало около 40 котельных, причем некоторые неоднократно. 34 из них оформлены, а другие мы восстановили еще до начала работы Центра управления восстановлением Донбасса. Насколько были серьезные разрушения? Наиболее показательный пример — котельная № 30 ж/м «Строителей». Это, практически, небольшая тепловая станция. Прошлой зимой там был перебит газопровод, 400 мм. Прямое попадание. Пожар, пламя метров двадцать бьет и вверх, и вниз, и в помещение. Котельная работает, на улице мороз. Сгорела документация, спецодежда и были серьезные повреждены комната мастера, душевые… И если бы не работающие сотрудники (а это был женский персонал), которые, буквально, под пламенем, закрыли газовую задвижку, то последствия были бы намного страшнее. Котельная могла просто взорваться, и тогда пострадали бы и люди, и жилые дома. Рискуя собственной жизнью, наши сотрудницы спасли десятки, а то и сотни горловчан.

Насколько быстро восстановили? К ночи у людей уже было тепло. Да, обстрелы продолжались, и наши сотрудники отказывались ехать. Пришлось туда направиться лично, кого-то убеждать, кого-то заставлять. Мы же не могли оставить целый жилмассив без отопления в мороз. В такие моменты нужно принимать решительные меры, потому что на кону жизни тысяч людей, понимаете? Тот персонал, который все это видел и работал в тех условиях… Вы представляете, какое у них было настроение? Ужасное. Доходило до истерик. Многие сразу уехали из города и отказывались выходить на работу. Особенно, из Никитовского района. Было почти некому работать. Но все равно, предприятие ни на минуту не останавливалось. Мы создавали экстренные бригады на случай обстрелов, и как только попадал снаряд в объект нашего хозяйства, они туда выезжали и максимально быстро старались все восстановить».

Через несколько недель, кстати, снаряды снова попали в ту же 30 котельную. Первый перебил балки и плиты, а осколки второго побили котлы. «На смене у нас в котельной 4 человека. Чтобы обеспечить нормальный месячный график работы, нужны 4 смены. В мирное время смена работала 12 часов, потом заступала следующая. Люди отдыхали двое суток и потом снова выходили на работу. Но вы поймите, какая была ситуация в военное время: транспорт не ходит, комендантский час, обстрелы. Поэтому пришлось делать смены по 24 часа! В котельных оборудовали укрытия, чтобы люди могли спрятаться от осколков. Та же ситуация на Комсомольце, в поселке Комарова, в районе фильтровальной. Мы восстанавливаем, стеклим, вставляем рамы, а через несколько дней снова туда же прилетают снаряды, понимаете? Что это такое?! И все это продолжалось вплоть до середины весны. Квартиры и дома работников нашего предприятия, которые пострадали во время боевых действий, восстанавливаем тоже мы. Во время войны мы даже помогали лекарствами тем сотрудникам, которые в этом нуждались. На своем авто развозили, составляли списки, скидывались….

© РИА Новости . Илья Питалев / Перейти в фотобанкПоследствия ночного обстрела украинскими силовиками донецкой Горловки
Последствия ночного обстрела украинскими силовиками донецкой Горловки

Если мы своим не поможем в военное время, то никто этого не сделает. И, конечно же, помогаем городу, по ходатайству исполкома. Мы уже приняли участие в восстановлении 12 домов, которые серьезно подверглись обстрелу. Сегодня заканчиваем ремонт на Остапенко, 36, где выбило блоки и повредило лестничную площадку. Своим сотрудникам помогли… это где-то 10 квартир. Восстановили ОШ № 58 на Озеряновке. Участвовали и в ремонте ОШ № 14. Работали на улицах Шашурина, Нестерова и еще много где. И это при том, что у нас до сих пор не хватает людей и шла подготовка к отопительному сезону. Все это заслуга наших работников», — отметил руководитель ЧАО «Горловсктеплосеть».

Все работы выполняются силами самого предприятия, которое работает хозспособом. «Горловсктеплосеть» работает на арендуемом имуществе — котельные и тепловые сети принадлежат исполкому горсовета. Поэтому, когда вопрос касается восстановления поврежденных объектов теплосети, то это занимает целый бюрократический цикл.

«Мы приглашаем комиссию, актируем и ведем фотофиксацию всех повреждений. Потом предъявляем составленные акты на утверждение представителям ЦУВа. Мы прошли по первой очереди, все сдали и отчитались. Нам компенсировали часть затрат, правда, деньги дали в сентябре, но все же. А вторая и третья очередь — увы, пока так и ждем. Материалов приходило мало, работали с тем, что было у нас на складах. Приходившие деньги на наши счета мы складывали. А их было за это время очень мало. По движению лицевых счетов, в городе в период активных боевых действий было порядка 30% наших потребителей. Мы, естественно, перво-наперво эти деньги направляли на зарплату нашим сотрудникам, которые трудились в нечеловеческих условиях. Кроме их плановой, или даже сверхплановой работы по ремонтам, им же еще нужно было вести подготовительные работы. Оставшиеся деньги шли на закупку материалов для этих ремонтов и подготовок. Обеспечения у нас почти не было. Что получили от ЦУВа? Стекло, доски и рубероид.

Первый раз, в прошлом месяце, пришли трубы. Конец месяца, мы уже завершаем подготовительный сезон, а тут трубы… Если нам нужно 40 тонн труб, то пришло их 5 тонн на всю Республику. Самое же главное, что нам нужно сейчас — трубы для теплотрасс. У нас 200 км таких труб. В год мы должны по плану менять около 15 км, чтобы не возникало аварийных ситуаций. А где их сейчас взять, трубы для теплотрассы? Ведь это подземная укладка, залитие… Срок службы трубы под землей — это максимум 20 лет. А если трубы такого качества, как были в последнее время, то вообще 4-5 лет. Мало того, что нам систематически нужно менять трубы, нам нужно еще следить за утечками. В каждой квартире должно быть 18 градусов тепла. У нас же режим пиковый (ночью — мороз, а днем — тепло) и, чтобы нам не расходовать лишнего, мы идем строго по температуре окружающей среды. Ну и котельные, где около 1000 комплектующих, автоматов и оборудования. Да еще город передал нам на хозяйство вводы в дома — раньше этот участок теплового хозяйства был в ведомстве ЖЭКов. Но вы сами понимаете: у них нет ни техники, ни материалов, чтобы их содержать в нормальном состоянии. Как оказалось, 200 вводов негодных. Мы дали тепло 8 и 9 октября, а уже в выходные сделали 35 вводов на ходу», — подчеркнул Александр Сокол.

Сейчас на предприятии усилена подготовка кадров — мастеров, операторов и тех специалистов, которых сегодня сложно найти. Бывает, приходят люди не только без нужной квалификации, но даже без образования, и их обучают, выдают удостоверения. Для этого создан специальный учебный центр. Для сдачи экзаменов подготовлена специальная тестовая программа, рассчитанная на точную проверку знаний.

«Иногда нам приходилось делать и не свою работу. Если помните, то была ситуация, когда из КП «Уголек» разбежались люди, вплоть до руководства. Замерзло 23 котельных. Они не работали месяц-полтора. И к нам обратилось руководство города, чтобы мы запустили эти объекты. Мы вынуждены были принять внешнее управление и этими объектами.

Поехали туда вместе с нашими сотрудниками, чтобы посмотреть состояние хозяйства. И это, повторюсь, при том, что у нас была катастрофическая нехватка людей и материалов. Но мы не отказались и начали запускать котельные КП «Уголек». Бросили туда свои бригады и за неделю запустили все котельные. Работали день и ночь, без выходных. Если говорить об отопительном сезоне в период военных действий, то нужно отдать должное всем нашим сотрудникам женщинам.

Они посуточно дежурили, выходили через сутки и даже оставались на вторые сутки. Опасно, страшно, но они выполняли свой долг перед всем городом. Заметили ли мы изменения со стороны горожан к нам? Да, пожалуй. Отзывы и оценки нашей работы изменились в лучшую сторону. В автобусе или магазине люди говорили о нас с теплом. И это приятно», — в завершение беседы отметил Александр Сокол.

Оригинал публикации

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала