2 октября Украина подписала Протокол о получении от Всемирного банка первой части третьего транша, кредита на сумму 560 млн долларов, деньги от которого пойдут на строительство дороги Полтава-Харьков. В ближайшие дни он будет отправлен на рассмотрение совета директоров Всемирного банка, а затем кредитный договор будет ратифицирован в Верховной Раде. На данный момент широкой общественности неизвестны ни процентные ставки кредита, ни генеральный подрядчик строительства последнего участка дороги Чоп-Харьков, соединяющий Харьков с Полтавой.
Получение Украиной финансовой поддержки от Всемирного банка стало возможным только после принятия Верховной Радой законопроекта по регулированию в сфере коммунальных услуг, который должен обеспечить единый подход в сфере формирования и установления тарифов.
Этот закон предполагает оплату гражданами Украины услуг ЖКХ, в том числе и газа, по полной рыночной стоимости, что на фоне девальвации гривны и замораживания роста заработной платы ведет к полному обнищанию украинцев.
Деятельность Всемирного банка во всем мире направлена на отстаивание интересов банковских элит и корпораций, им принадлежащих или зависящих от них финансово (например, за счет получения дешевых кредитов). Мировой банк, корпорации и правительство США, политика которого — как внутренняя, так и внешняя — координируется корпоратократией, работают на внешних рынках в тесной связке. Механизм их работы таков: Всемирный банк или, допустим, такая финансовая структура, как МВФ, выдает целевые транши правительству третьей страны под программу развития инфраструктуры — морских портов, автострад, объектов энергетики, аэропортов или освоения месторождений полезных ископаемых. Осваивают эти целевые кредиты — занимаются строительством объектов инфраструктуры, разработкой полезных ископаемых — зависимые от мировых финансовых структур западные корпорации. Естественно, основные денежные средства от полученных кредитов оседают на счетах этих компаний, а обслуживание кредитов ложится на плечи налогоплательщиков государства, получившего заем.
Таким образом, Всемирным банком и МВФ создается мировая паутина долгов, а любое развивающееся государство, интересующее корпоратократию, сажается на долговой крючок.
Промышленность, объекты инфраструктуры, ресурсы (в том числе и людские, как дешевая рабочая сила и потребители товаров) переходят в собственность корпораций, а управление страной через местные финансово-политические элиты осуществляется правительством США. Наглядный пример перевода некогда независимого государства на внешнее управление — Украина.
Так вот какими критериями пользовались правительство Украины, поручая Укравтодору разработать план относительно целевого использования третьего кредитного транша, и Всемирный банк, утверждая заявку Украины на выделение финансовых средств в размере 560 млн долларов для строительства конечного участка трассы Чоп-Харьков? Когда тысячи граждан Украины в Луганской и Донецкой областях нуждаются в финансовой помощи для восстановления личного жилья, разрушенного в результате гражданской войны, развязанной режимом Порошенко при прямом содействии правительства США. Когда особо остро стоит вопрос о первоочередности восстановления всей инфраструктуры, в том числе и дорог, в прифронтовых городах, поселках и селах Донбасса. Когда энергетическая система Украины находится на грани развала. Когда большинство граждан Украины вынуждены существовать за чертой бедности.
В начале 2013 года проект этой автомобильной трассы рассматривался как международный транспортный коридор доставки грузов из Европы в Европейскую часть России, дальше в Азию и наоборот. На данный момент проект реконструкции этого транспортного пути утратил свое стратегическое значение — после санкций, введенных в отношении России Евросоюзом, введения Россией ответного продовольственного эмбарго и, как следствие, падения торгового оборота между Россией и европейскими странами. Об Украине, исходя из состояния ее экономики, и говорить нечего. Тем не менее 5 октября 2015 года заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Шульмейстер объявил о подписании протокола о получении от Всемирного банка первой части третьего транша кредита.
Одна из основных причин финансирования этого проекта Всемирным банком — возможность использования автомобильной трассы странами НАТО для оперативной переброски военной техники, оружия и живой силы при изменении соответствующих факторов через западные к восточным границам Украины и использование территории Харьковской области как плацдарма для нагнетания напряженности на границе с Россией. Или как одной из основных транспортных артерий для ведения боевых действий в так называемой зоне АТО.
В среднесрочной перспективе на территории Харьковской, Донецкой и Луганской областей, при условии окончания гражданского конфликта в регионе, общей стабилизации ситуации и сопутствующей благоприятной экономической обстановки на Украине, существует большая вероятность возобновления разработки Юзовского месторождения сланцевого газа компанией Shell. В этом случае автодорожная магистраль Полтава-Харьков будет использована как главная транспортная артерия для создания и развития сопутствующей инфраструктуры добычи, переработки и транспортирования сланцевого газа.
Как видно из вышесказанного, финансовые вливания Всемирного банка, как, впрочем, и других международных финансовых организаций, обслуживают в первую очередь интересы финансово-политических групп Запада и никак не способствуют восстановлению и развитию экономики Украины. Политическая элита Украины — марионеточная и обслуживает американские экономические и политические интересы. Деятельность международных финансовых организаций, фондов, корпораций направлена на обжуливание украинских граждан, их цель — извлечение максимальной для себя прибыли.
Основная масса населения Украины обречена на нищенское существование, так как кредиты, заимствованные у ВБ и МВФ, нужно возвращать, а они не малые. Платежи по ним означают свертывание социальных государственных программ.
Украина прочно опутана долговой паутиной и сидит на долговом крючке у корпоратократии. Так как она не в состоянии оплатить внешний долг, который неуклонно растет, Украина вынуждена будет расплачиваться по долгам остатками промышленности, земельными, людскими ресурсами. Полезные ископаемые — продавать западным корпорациям за бесценок, а в своей внешней и внутренней политике строго выполнять правила, прописанные Западом.
Олег Бескаравайный