Автор материала — Алексей Селиванов, атаман Верного Казачества (международной организации, зарегистрированной на Украине), один из тех, кто боролся за единство Украины и России, отстаивал единство канонической Православной Церкви и не изменил своим идеалам после победы Майданы и окончательного превращения Украины в антирусскую военно-политическую организацию. До переворота служил в Министерстве обороны Украины, занимая должности до помощника министра обороны включительно, являлся секретарём координационного совета по вопросам развития казачества при Кабинете министров Украины.
Международный конгресс. Бессмысленный и бесполезный
Руководствуясь нормами русского языка, я обычно пишу слово «казаки» через «а». Здесь впервые буду через «о». Слишком уж отличаются персонажи материала от образа казака, даже поданного негативно. Посмотрел репортажи с Первого международного конгресса козаков в Запорожье. Оказывается, такой недавно прошёл. «Делегаты из разных областей Украины и из Словакии». Козаки. Словацкие. Вот это международный конгресс! Как отмечают организаторы, казаков России не приглашали специально.
Характерен, кстати, выбор места — Запорожье. У читателя сразу ассоциация: Запорожье — запорожские казаки. Неслабо пропиарили большевики промышленный, рабочий город Александровск, сменив ему имя. А ведь на территории современной Запорожской области находилась только одна Сечь, и то, на острове Малая Хортица (а не на Большой Хортице, где ныне построили крепость-декорацию). Эта Сечь была крепостью князя Дмитрия Вишневецкого и с козацкой республикой связана не была. Казацкие Сечи были на территории нынешней Днепропетровской области. Но «Днепропетровское казачество» звучит не так красиво. Все лавры, таким образом — Запорожью, до 1921 года — Александровску.
На фото знакомые всё лица. Очень характерно, что репортаж с мероприятия широко не разошёлся. Его можно увидеть только на паре чисто местных сайтов. Говорит это о том, что казачья тема украинцами не востребована и им неинтересна. Могу сказать, что так оно и есть. Украинские козацкие организации варятся в собственном соку. Практически все собравшиеся на конгрессе — активисты третьего ряда и чисто формальные атаманы.
Давно побитые возрастом и жизнью, не имеющие за собой ничего, кроме, в лучшем случае, свидетельства о регистрации какой-нибудь местной общественной организации со словом «козацкая» в названии. Естественно, в президиум попали два человека, имеющие в названии организации ещё и слово «международная». Причем один из них не в состоянии вывести на мероприятие никого и зачастую держит флаг своей организации лично. «Генерал козацтва»! Или даже маршал!.. Остальных как минимум 50 «международных и всеукраинских гетманов» на фото не заметно.
Обществу участники конгресса неизвестны и неинтересны. Какого-либо движения за ними как не было, так и нет. Именно поэтому, кстати, большинство их, даже «всеукраинских и международных гетьманов» мы не принимали в состав Координационного совета по вопросам казачества на Украине при КМУ. Ярмарка тщеславия, разноцветные значки и раздувание щёк — не то, к чему мы стремились, учреждая Координационный совет.
Цели работы и планы Координационного совета — тема отдельного разговора. Основное мы реализовать не успели из-за переворота. Что-то было реализовано уже после, нашими противниками, не из козаков (они слишком неспособны для этого). Могу сказать, что если бы не переворот, или если бы мы поддержали политику преступников, которые сегодня на Украине у власти, казачьи территориальные батальоны в структуре Министерства обороны уже бы точно существовали…
Есть ли украинские козаки в «АТО»?
Характерно, что козацтвом Украины не было создано ни одного (!) козацкого военного формирования на стороне «АТО». Странно слышать об этом, учитывая официальную идеологию Украины и постоянное выведение собственной истории от козаков. Организационные импотенты? Нацисты и язычники создавали свои «добровольческие батальоны», бандиты и аферисты — тоже. Даже была партийная инициатива.
А вот батальонов, созданных козаками, из козаков — нет. Украинские козацтва лишь бегали за уже созданными батальонами и постфактум «окозачивали» созданные не ими подразделения. Один из гетманов так «окозачил» батальон «Торнадо». Блестящий акт! Как раз тот батальон, что «прославился», кроме обычных для украинских добровольческих батальонов пыток, убийств и грабежей, ещё и гомосексуальными изнасилованиями (причём бойцы и командиры насиловали не только пленных из мирного населения, но и друг друга). Настоящие гей-козаки, ничего не скажешь!
Украинское козацтво. Срывая покровы
Численность большинства козацких организаций на Украине обычно делается следующим образом. «Гэтьман» знакомится с каким-нибудь директором ПТУ (или, как они сейчас на Украине называются — бурсы, лицеи, колледжи), принимает его в козаки в ходе очередной пьянки и сразу присваивает ему звание «гэнэрал-осавула» или «гэнэрал-хорунжего». А что? В ПТУ, допустим, 3000 студентов — значит, их руководитель — гэнэрал! Учащиеся автоматически считаются «покозаченными». Чаще всего о том и не подозревая.
А в кабинете директора на стенке прописывается «универсал» на генеральское звание, в шкафу под стеклом — какой-нибудь «орден козацкой доблести». Зато гетьман себе может отныне приплюсовывать 3000 «козаков» к своей организации. Одна проблема — знамя подержать на мероприятиях всё так же некому… Забавно, как на «великих радах» эти гетманы кичатся друг перед другом своими дутыми реестрами и важно кивают в ответ, прекрасно осознавая свою реальную силу и численность.
«Работа по воспитанию молодёжи» тоже проходит интересно. Школа (ПТУ) проводит какое-нибудь плановое мероприятие, военно-патриотические или спортивные соревнования. Вся работа по их организации лежит на преподавателях заведения, завучах, военруках. А на само мероприятие завуч или директор приглашает ближайшего знакомого «гетьмана» или «отамана», чтобы он постоял среди организаторов в пафосном костюме и вручил участникам соревнований, кроме грамот учебного заведения, еще и грамоты от «козацтва». Впрочем, часто «генералы козацтва» приходят даже без приглашения. Их никто не гонит. Вручением грамот и ограничивается их роль в патриотическом воспитании молодёжи. Детей им не доверяют. Зато потом, на очередной «великой раде» гетьманы показывают фото с вручения грамот и радостно отчитываются о проделанной работе по патриотическому воспитанию молодёжи.
Ну и третье. Выезды к памятникам. В памятные даты компашка «генералов козацтва», «гетьманов» и «отаманов» выезжает к соответствующим памятникам — Ивану Серко под Никополем, козакам в Полтаве, в общем, любым тематическим объектам. Там они фотографируются, выпивают и награждают друг друга за описанные выше деяния. Иногда прямо на месте скидываясь на изготовление новых «орденов» и «медалей»!
Человек, знакомый с принципами фалеристики, легко прочитывает все их «награды». Которые глубоко вторичны по отношению даже не к наградной системе Российской Империи и СССР, а к наградной системе казачества России. Эти кресты «козацкой славы», «доблести», «чести» и т.п., передранные с георгиевского креста без изменения формы, путем незначительной замены цветовой гаммы ленты, «звёзды героев» и другие блестяшки.
Забавно выглядят и козацкие организации, до переворота подчеркивавшие свою верность президенту Януковичу (некоторые даже говорили, мол, «у нас тут не Киев, не майдан, пусть только попробуют нацики сунуться в наш край!), а когда стало ясно, что победил майдан, попытавшиеся прогнуться под новые власти. А новым властям они оказались не нужны. У майдана хватает своих хунвейбинов.
«Козаки выходного дня» и антуражные националисты
Возникает закономерный вопрос — есть ли на Украине казачество? Как сообщество, как сословие, этническая группа или общественное движение — нет, не существует. Большинство состоящих в козацких организациях на Украине — «козаки выходного дня», козаки в последнюю очередь. Сначала — торговцы, крестьяне, преподаватели, военнослужащие, пенсионеры. А лишь в последнюю очередь — козаки. По выходным. С таким мнением согласен даже «президент Украины» — Пётр Порошенко. Недаром он отказал козакам в «особом статусе», который они постоянно клянчат у каждого из украинских руководителей. Мол, «каждый, кто защищает Украину в «АТО» — козак, а никаких отдельных козаков — нет и быть не может».
Есть граждане Украины, которые выбривают себе хвосты на голове, надевают шаровары и бьют себя пяткой в грудь с криком «Слава Украине!» Очень часто такие персонажи крепят на видных местах полученные на майдане от униатских попов католические чётки. Какие же это казаки? Это просто такие антуражные украинские националисты. Тем более, что, как правило, они язычники или униаты (униатов настоящие казаки всегда ненавидели!).
Казак — это казак. Совершенно необязательно ему быть украинским патриотом. Хотя, многим головы задурили за 25 лет. Кстати, «оселедец» без усов — смешная бессмыслица для любого, кто понимает традиции. Символом мужественности, символом воина всегда была растительность на лице — усы, борода. То, что на макушке — по отношению к усам вторично. Попробуй-ка найди старинную гравюру, где козак (или турецко-татарский воин, на старинных изображениях их не всегда можно отличить) был бы без усов, но с оселедцем! Оселедец себе спокойно может выстричь и женщина. Не став от этого козаком.
Наконец, казаки!
Сказать по правде, казачества на Украине нет. Но есть казаки. Конечно, их намного меньше, чем лиц, имеющих удостоверения украинских «козацтв». Иногда они входят в существующие организации… небольшими вкраплениями. И занимаются воспитанием молодежи, защитой Православной веры, ведут казачье хозяйство. Правда, теперь, после переворота, им стало намного труднее.
Правильные казаки перестали публично объявлять о своей принадлежности. Ушли на дно. Особенно те, кто не смог уехать из-за семей. Не все готовы садиться в тюрьму за убеждения. Кто-то уже за решеткой по надуманным обвинениям в терроризме. Как атаману Верного Казачества, мне это очень хорошо известно…
Некоторые особенно заметные на региональном уровне атаманы покинули Украину после обвинений в сепаратизме, покушений и угроз. Наиболее же доблестные сегодня сражаются за Веру и Правду. Кому надо — те знают, где. История казаков и казачьих формирований в ополчении Донбасса еще ждёт своего исследователя. Далеко, ой, далеко не всё здесь так однозначно. Громко прозвучавшие примеры мародерства лицами, по случаю надевшими казачьи кубанки, меркнут перед беспримерной доблестью и героизмом настоящих казаков. На центральных площадях многих городов и посёлков не уменьшаются горы цветов перед досками памяти, с которых смотрят лица в кубанках. А юные девы не устают посвящать им стихи…