Так, несмотря на то, что 24 августа в Берлине Меркель и Олланд настойчиво потребовали от украинского президента во что бы то ни стало сделать всё, чтобы конституционные изменения, касающиеся как децентрализации, так и «особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей», были приняты украинским парламентом, Порошенко был бы не Порошенко, если бы и здесь не решил схитрить.
Напомню, что одними из ключевых слов в минских договоренностях являются слова «по согласованию с руководством ДНР и ЛНР». Законопроект Порошенко, который выносился на голосование и был проголосован 31 августа в Верховной Раде, мало того, что никакого особого статуса за Донбассом не закрепил, так ещё и не был согласован с новороссийскими республиками.
А это означает только одно — данные конституционные изменения Донецкой и Луганской республиками приняты быть не могут. Понимал ли это Порошенко, когда отказался принимать в расчет интересы ДНР и ЛНР при работе над законопроектом? Понимал.
Тогда для чего он это сделал? А для того, чтобы не дать провести в Донбассе (той территории, которая контролируется повстанцами) местные выборы одновременно с выборами на остальной Украине. Фактически их сорвать. Так как без определения особого статуса, согласно букве и духу Минска-2, выборы проводить нельзя.
Но он не на тех напал.
Руководство новороссийских республик проявило добрую волю. Оно продолжает подавать свои предложения для того, чтобы найти компромиссное решение с украинской стороной.
Так, Денис Пушилин, представитель ДНР в Контактной группе на переговорах в Минске, сегодня заявил, что делегация ДНР привезла в Минск свою поправку в статью 10-ю закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», которая реанимирует этот закон. Также, по словам Пушилина, представители ДНР привезли свой проект закона о выборах.
ДНР готова рассмотреть предложения Киева и ОБСЕ и синхронизировать с Украиной выборное законодательство.
Планируется передать представителю ОБСЕ приглашение Бюро по демократическим институтам и правам человека для контроля и соблюдения стандартов этой организации на выборах в ДНР.
«Следуя букве и духу Минских соглашений, мы постарались насытить наши документы положениями о модальности выборов со стандартами БДИПЧ, в соответствии с 12-м пунктом Минских соглашений (указанные положения включены в ст. 2 разработанного нами Закона о выборах).
А стандарты БДИПЧ, в свою очередь, подразумевают, что при проведении выборов необходимо обеспечить равный доступ для всех субъектов выборного процесса. Поэтому необходимо принять закон об Особом статусе Донбасса, отменить АТО в Донбассе, отменить экономическую блокаду, провести полную и взаимную амнистию участников конфликта», — говорится в заявлении Пушилина.
Как мы видим, предложения ДНР наполнены конкретикой. Теперь для их реализации необходима добрая воля Киева, потому что только от него зависят и принятие согласованного с ДНР и ЛНР закона об особом статусе, и прекращение войны, и амнистия.
По всей вероятности, если этого не будет, и перечисленные Пушилиным пункты не будут осуществлены, то ДНР будет иметь полное право на проведение местных выборов на подконтрольной ему территории. И никакого противоречия Минску-2 не будет.