Август нечетного года — традиционное место встречи в подмосковном Жуковском экспертов в области авиации и космонавтики из ведущих стран мира. В этом году, как и ранее, на Международный авиационно-космический салон (МАКС) приехали законодатели мод как в области военной и гражданской авиации, космонавтики, так и те, кто является непосредственным заказчиком их разработок.
Причем опасения некоторых экспертов насчет того, что санкции и изоляционистская политика, проводимая в последнее время по отношению к России со стороны ряда государств мира, негативно скажется на представительности и объеме экспозиции МАКСа. Конечно, в определенной мере сказалось. Например, официально в мероприятии не участвуют предприятия украинского авиапрома. Официально — нет, а неофициально ведущие специалисты отрасли в Жуковский приехали. И дело не в том, что они не поддерживают санкции. Просто не приехать на одну из ведущих мировых площадок, где демонстрируются новинки авиационной и космической техники военного и гражданского назначения, — это само по себе нонсенс.
Понимают это и руководители ведущих компаний из стран Запада, тех же Соединенных Штатов и Евросоюза, ставших инициаторами санкционной антироссийской политики. Они тоже не могли не представить свои компании на российской площадке. Итог — 156 иностранных участников из 30 стран мира, включая 24 компании из США, 6 — из Франции, а уж представительство Китая выросло по сравнению с прошлым разом и вовсе втрое! Изоляция — она ведь хороша только в электропроводке, а в бизнесе это смерть.
Особо следует отметить — МАКС проводится под патронажем президента Российской Федерации, что является гарантией высокого уровня организации и представительности мероприятия. При этом российский авиакосмический салон на протяжении всей своей истории — а впервые выставка была проведена в 1992 году — всегда демонстрирует открытость страны для совместных проектов с зарубежными странами, готовность вступать в кооперацию по самым ответственным и важнейшим как для национальной безопасности, так и для процветания всего человечества программам. «Россия открыта для продуктивного делового сотрудничества в аэрокосмической индустрии», — подчеркивает Владимир Путин.
Фактически МАКС кроме статуса одной из ведущих площадок мировой аэрокосмической индустрии приобрел еще и важный статус посланника мира, который одним уже своим существованием должен снижать градус напряженности в мире.
«Рады приветствовать уважаемых высоких зарубежных гостей, которые посетят МАКС, и представителей государств, принимающих участие в его насыщенной деловой и летной программе, — подчеркнул в своем выступлении на церемонии официального открытия выставки МАКС-2015 президент России Владимир Путин. — Убежден, что вне зависимости от текущей международной политической конъюнктуры МАКС, как и прежде, будет служить эффективной площадкой для экспертного общения, для развития производственной кооперации и для поиска новых партнеров».
Особой изюминкой Международного авиационно-космического салона всегда была готовность представителей военно-политического руководства страны и руководства авиационной и космической отраслей к открытому общению со всеми заинтересованными в этом.
Конечно, как и любое крупное выставочное мероприятие, тем более международного характера, МАКС не обошелся без новинок и ралли контрактов на разработку и поставку различной авиатехники, предоставление услуг.
Среди новинок выставки в Жуковском, к примеру, — многофункциональный истребитель Су-30СМ, который принят на вооружение Морской авиации ВМФ России и уже заступил на боевое дежурство по охране мирного неба Крыма: самолеты с прошлого года начали прибывать на полуостров, где существенно усилят боевой потенциал 7057-й смешанной авиабазы и благодаря своим уникальным боевым возможностям смогут обеспечить решение задачи обеспечения господства в воздухе и эффективную поддержку боевым кораблям и подразделениям береговых войск Черноморского флота. Эти же задачи в любой момент смогут без всяких «если» решить, и комплексы ПВО семейства С-300, и береговые ракетные комплексы «Бастион-П», которые можно увидеть на МАКСе.
В основе «Бастиона-П», кстати, лежит уникальная крылатая ракета «Оникс», на базе экспортной версии которой — КР «Яхонт» — была создана не менее уникальная многоцелевая крылатая ракета «БраМос», принятая на вооружение армии и флота Индии и способная решать задачи по уничтожению любых надводных целей и важных береговых объектов, в том числе расположенных в глубине территории противника и даже в горной местности. В ближайшее время должен состояться и первый полет самолета Су-30МКИ, переоборудованного в носитель данной ракеты.
Посетители выставки увидят и вертолет Ка-52К «Катран» — оморяченный вариант знаменитого армейского ударного Ка-52 «Аллигатор». Вертолет изначально создавался для включения в состав авиагруппы десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль», но даже в их отсутствие сможет решать возлагаемые на него командованием Морской авиации ВМФ России задачи и осуществлять базирование на боевых кораблях других классов и типов. Достаточно, чтобы на тех была взлетно-посадочная площадка, рассчитанная на вертолет размерности Ка-27 (основной вертолет корабельного базирования российского флота).
Сверхманевренный многофункциональный истребитель Су-35С — не новичок на МАКСе, но на этот раз он — один из главных участников другой программы: в рамках авиасалона запланировано подписание контракта с Минобороны РФ на поставку 48 таких самолетов на общую сумму 100 млрд руб. Не отстают от своих коллег и разработчики авиатехники гражданского назначения. Уже в первый день авиасалона стало известно, что готовы к подписанию контракты на 20 авиалайнеров МС-21 и на 30 самолетов SSJ100.
«Отмечу, что в рамках нынешнего форума будет заключен ряд серьезных соглашений, — особо подчеркнул в своем выступлении Владимир Путин. — В том числе речь идет о поставках нашего современного самолета «Сухой Суперджет 100». Соответствующие контракты будут подписаны с участием Государственной транспортной лизинговой компании, авиакомпании «Ямал» и казахстанской авиакомпании SCAT.
Среди новинок выставки — новейшие российские двигатели ПД-14 (для самолетов, таких, например, как МС-21) и ВК-800В (для вертолетной техники), которые позволят России снизить свою зависимость от зарубежных поставщиков в данной области. А то и отобрать часть их доли на внешнем рынке.
Владимир Щербаков