13 августа в американском издании «Foreign Affairs» была опубликована статья Элбриджа Колби, старшего научного сотрудника «Центра новой американской безопасности» — «Развернуть, чтобы свернуть». В этой статье показан двойственный подход Запада: автор предлагает одновременно укрепить военные позиции НАТО в Восточной Европе и странах Балтии и предложить России взаимно ограничить воинские контингенты.
Два этих предложения изначально взаимно противоречат друг другу. Укрепление военных позиций альянса по Колби подразумевает под собой переброску в указанные регионы больше солдат и техники НАТО, причем на постоянной основе и без каких-либо количественных ограничений. Это значит, что на территориях Прибалтики, Центральной и Восточной Европы будут постоянно находиться войска НАТО, готовые к наступлению в любой момент, что представляет угрозу национальной безопасности России и тем самым заставляет Москву принимать ответные меры.
Второе предложение Колби подразумевает подписание нового соглашения между Россией и НАТО «о контроле над неядерными вооружениями, которое значительно ограничит (или даже отменит) это развертывание в обмен на гарантированный вывод особенно опасных российских сил из районов, расположенных близ территории НАТО». Заметим, речь идет именно о выводе российских сил, а не натовских, то есть изначально предлагается России принять разоруженческую позицию. Поскольку ограничение или даже отмена развертывания не касается уже существующих контингентов НАТО в указанных регионах, а лишь ограничение их усиления.
Здесь же ни слова не говорится об отказе от расширения альянса, то есть Колби, по сути, предлагает выводить войска России, ни каким образом не ограничивая дальнейшее продвижение НАТО к границам РФ. Вызывает сомнение, что альянс отменит свое решение о развертывании новых Сил быстрого реагирования и закроет Командный центр НАТО «NFIU» (NATO Force Integration Units) в Таллинне или прекратит открытие подразделений командования и контроля в Латвии, Литве, Болгарии, Румынии и Польше.
Пугая «российской оккупацией», Колби предлагает США и НАТО строить более мощную оборону в странах Балтии и в Восточной Европе, подчеркивая, что развертываемые Силы НАТО должны носить сугубо оборонительный характер, но при этом они должны будут облегчить и ускорить процесс переброски подкреплений из других регионов в случае необходимости. В этой связи альянс должен развернуть информационную кампанию, подтверждающую этот тезис.
Однако, нет никаких гарантий, что под видом оборонительных средств США не будут размещать на территории Прибалтики и Восточной Европы наступательные средства, учитывая, что уже сейчас у границ России происходит наращивание военной инфраструктуры НАТО при одновременном развертывании системы противоракетной обороны США, которая на словах является оборонительной, а на деле — дополнением к ядерным и обычным вооружениям США и НАТО.
И в этом случае Прибалтика становится заложником очередных политических и военных игр США. Другими словами, Вашингтон и Брюссель будут создавать полноценный оборонительный рубеж у границ России, который в нужный момент будет задействован вместе с наступательными силами.
Недаром статья Колби называется «Развернуть, чтобы свернуть», то есть, используя сейчас мнимый предлог российской агрессии, США и альянс развернут там тяжелую технику, вооружения и инфраструктуру, чтобы оставить ее там навсегда. Даже если отношения России и США/ НАТО улучшатся, США и альянс не станут сворачивать военное наращивание у границ России, они лишь законсервируют развернутые там силы, чтобы в любой удобный момент их можно было легко задействовать.
При этом, по мнению Колби, альянсу следует предложить Москве переговоры по новому соглашению о контроле над вооружениями в Европе, которое должно ограничить численность и характер российских войск, развернутых на определенном расстоянии от Прибалтики и Польши», и предусматривать «меры по контролю в виде инспекций и обмена информацией». Такие же ограничения должны коснуться США и НАТО.
Однако если Россия отвергнет подобные предложения Брюсселя, то, как объясняет Колби, США и альянс получат политическую поддержку своих действий. Получается что-то вроде ультиматума: либо Россия разоружается и соглашается на наши условия, либо мы обвиняем ее в дестабилизации и росте напряженности (хотя эти обвинения как начались с момента украинского кризиса, так и не прекращаются). Следуя логике Колби, Россия должна выводить те войска, которые направлены на противодействие угрозам со стороны элементов системы ПРО США в Польше и Румынии, что, естественно, позволит США обезопасить развертываемую систему.
В таком случае Москве следует требовать отказа от развертывания системы ЕвроПРО. Но, как показывает процесс строительства архитектуры ЕвроПРО, США не собирались и не собираются отказываться от ее создания.
Новое соглашение могло бы заменить устаревший Договор об обычных вооруженных силах в Европе, установив равновесие обычных вооруженных сил НАТО и России при условии распространения действия Договора на всех членов НАТО и его способность отвечать современным реалиям. Но такие переговоры о контроле над вооружениями в Европе имеют смысл, если они будут включать в себя как прекращение военного наращивания США и НАТО у границ России и вывод сил, представляющих опасность для национальной безопасности России, так и отказ США от развертывания системы ЕвроПРО, вывод тактического ядерного оружия США с территории Европы (здесь уместно вспомнить, что истребители F-16, которые несут дежурство по защите воздушного пространства стран Балтии, способны нести ядерные бомбы свободного падения B-61), отказ НАТО от включения в свой состав Украины и Грузии и дальнейшего расширения на Восток, и, конечно, разрешение украинского кризиса на приемлемых для России условиях.
Пока не будет урегулирована ситуация на Украине, не будет и никаких соглашений. Поскольку, в противном случае, очевидно, что Вашингтон и Брюссель будут использовать украинский кризис для дальнейшего оправдания своих военных приготовлений, а саму территорию Украины использовать для разведывательных действий США и НАТО, создания очага напряженности у границ России и отработки практических сценариев войны против России.
И еще следует задаться вопросом: о каких новых соглашениях можно говорить, если альянс охотно нарушает Основополагающий акт 1997 года о взаимных отношениях между НАТО и Россией? По мнению Колби, его подход «вполне совместим с взвешенной интерпретацией Основополагающего акта 1997 года».
Только что он понимает под взвешенной интерпретацией, если в Основополагающем акте Россия-НАТО сказано: «НАТО подтверждает, что в нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил». Подход Колби «развернуть, чтобы свернуть», что на деле означает «развернуть, чтобы оставить» как раз и означает постоянное военное присутствие.