Азербайджан и Турция проводят совместную политику расширения пантюркистского влияния в регионе. При этом проблема Нагорного Карабаха является для этой политики поводом и «опорной точкой» этого процесса — на вопросы «Мир и Мы» отвечает Арам Сафарян, председатель общественной исследовательско-аналитической организации «Интеграция и развитие», политический аналитик, кандидат филологических наук.
— Какую роль играет пантюркизм во внешней политике Турции, которую она осуществляет по отношению к тюркоязычным странам?
Пантюркизм имеет очень большое влияние на деятельность турецких политиков в отношении народов Южного Кавказа и Центральной Азии. После того, как Турцию не приняли в Европейский Союз и она не могла развиваться и расширятся экономически в направлении Запада, направление развития в сторону Востока и, в первую очередь, тюркского мира стала базовой идеологией для турецких политических элит. Не стоит преувеличивать роль пантюркизма в реальной политике, однако, эти идеи всегда были модными в Турции и имели много сторонников. И сегодня существует множество явных и скрытых последователей идеологии объединения всех тюркских народов в Великий Туран.
Современный тюркский мир многогранен — это не только Турция, но и все остальные тюркоязычные страны, которые к ней тяготеют. Конечно, в пантюркизме есть культурный, лингвистический, религиозный аспект. Во всех этих аспектах тюркские народы, где бы они ни жили, хотят объединяться, сотрудничать, вместе развивать свою экономику, науку, культуру, образование и традиции.
Со многими тюркскими народами у Армении существуют хорошие, добрососедские, партнерские отношения. Например, с Туркменистаном, который провозгласил свой нейтралитет и строго его придерживается, что делает эту страну очень уважаемым членом международного содружества.
Такие же отношения складываются с республикой Казахстан, которая является союзником Армении по ОДКБ, Евразийскому экономическому союзу, в котором Армения старается развивать честные, дружеские, союзнические отношения.
Зачастую угрозу пантюркизма либо преувеличивают, либо преуменьшают. Тюркские народы, желающие развивать между собой культурные, экономические, политические, гуманитарные связи имеют право это делать.
Однако Армения всегда будет пытаться находить международные площадки для соприкосновения со странами тюркского мира, чтобы показать, что она является жертвой совместной политики Турции и Азербайджана и несет из-за этого многие страдания и лишения.
— Является ли проблема Нагорного Карабаха некоторой «опорной точкой», которую Турция использует для дальнейшего распространения своего влияния в регионе?
В нагорно-карабахском конфликте Турция занимает однобокую, исключительно ориентированную на Азербайджан позицию, в отличие от всех других стран Минской группы ОБСЕ, где рассматривается вопрос о разрешении конфликта Нагорного Карабаха мирным путем.
На всех международных площадках Азербайджан проводит кампанию по дискредитации, очернению Армении, по искажению ее подходов к вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
В этом вопросе его безоговорочно поддерживает Турция. На протяжении всех лет существования конфликта в Нагорном Карабахе Турция оказывала полное содействие Азербайджану и занимает в вопросах урегулирования этого конфликта однобокую, необъективную и неуравновешенную позицию.
Эта позиция совершенно бесперспективна, хотя на первый взгляд она приносила и приносит выгоды Азербайджану и Турции. За 20 лет на Южном Кавказе им удалось организовать значительные транспортные коммуникации с востока на запад, которые объединили Азербайджан с Турцией через Грузию. Это газопровод, нефтепровод, железнодорожное сообщение и автомагистрали. Турция и Азербайджан вместе имеют огромное влияние на Грузию.
Это создает совершенно неуравновешенный подход к существованию транспортных коридоров — развито направление запад-восток и практически нет сообщения и достаточного развития коммуникаций с севера на юг с участием России, Армении и Ирана.
Попытки Азербайджана вместе с Турцией блокировать Армению, изолировать ее от международного сотрудничества и тем самым экономически ее ослабить, не достигнут своей цели, как и все прошлые 25 лет. Я был и остаюсь глубоко убежденным сторонником решения нагорно-карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ при участии всех заинтересованных международных сил, чтобы на основе десяти пунктов Хельсинской хартии 1975 года этот конфликт нашел свое справедливое, взаимоприемлемое решение.
— Является ли дальнейшее развитие сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза значимой альтернативой распространению пантюркистского влияния Турции в регионе?
Идея евразийства не случайно стала сегодня настолько актуальной, первоочередной темой. Эта идея предполагает гармоничное развитие, взаимовлияние славянского и тюркского элемента. Без этого взаимодействия, без гармоничного сочетания славянского и тюркского начал евразийская идея просто не может существовать.
Евразийский экономический союз дает возможность всемерного развития сотрудничества между Россией и ее союзниками — Беларусью, Казахстаном, Туркменистаном и Арменией.
Это сотрудничество даст возможность развивать транспортный коридор север-юг из России в Армению и Иран, в другие страны Ближнего и Среднего Востока, потому, что экономический потенциал для подобного развития имеется.
Экономические, культурные, цивилизационные основы развития Евразийского экономического союза решают тревоги, связанные с пантюркизмом, нивелируют риски, которые может нести расширение его влияния.
Самое главное сейчас — реальная политика. Турция и Россия являются странами, которые стремятся развивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество. И в то же время Турция и Россия являются естественными соперниками, конкурентами по влиянию на Южный Кавказ и Центральную Азию. Безусловно, в дальнейшем реальная политика в этом регионе будет развиваться в сочетании этих двух начал — сотрудничества и конкуренции. И расширение влияния ЕАЭС может качественно изменить направление развития этой политики.