Первую часть репортажа можно посмотреть здесь.
Вторую часть фотоотчёта о путешествии по Сербии хочу начать с возращения в здравницу «Златар», что под (вернее, над) Нова Варош.
Понятно, что скупающие здесь участки «россияне» не вкладываются в инфраструктуру курорта, поскольку горнолыжные спуски ведь не задействованы круглый год. Летом эти «места воздушные» (содержание озона в этой части гор аномальные) превращают в один большой детский лагерь. Принцип «Всё лучшее — детям» в Сербии воплощается как нигде более (разве что, в Белоруссии).
Детям отданы лучшие теннисные корты и баскетбольные площадки с полиуретановым покрытием. На деревьях — две полосы препятствий для «школы выживания».
Вообще, такое впечатление, что после войны первым делом стали восстанавливать инфраструктуру образования и оздоровления. Если жилые и общественные здания несут лишь печать былой красоты (а кое-где так ещё не восстановлены после бомбёжек), то стадионов со столь ровными полянами и идеально стриженой травой чуть ли ни при каждой школе, у нас не встречалось даже в советские времена. О нынешних днях окаянных умолчим.
Даже производственные здания в Белграде строили при социализме изысканно. Даст Бог, обновят во всей красе.
Да и уровень дошкольного и среднего образования в Сербии остаётся советским. С этим здесь пока всё в порядке. Наших проблем — в какую бы школу отдать чадо, чтоб не загубили — нет. В ближайшую.
Девушек из механико-электротехнического лицея г. Прибой гоняют на физкультуре нешуточно. Механико-электротехнического, Карл! Девушек!
Судя по заполненности спортплощадок, у сербских детей интернет-стрелялки — далеко не главное увлечение. Ибо есть с кого брать пример. В один день — 28 июня — в годовщину священной для сербов битвы на Косовом поле (1389 г.) баскетболистки выиграли Чемпионат Европы — 2015, а ватерполисты «притопили» в финале мировой лиги хорватов. А за неделю до этого футбольная молодёжка выиграла первенство мира (то самое, показ которого на Украине запретили, поскольку спонсором там, видите ли, выступил ненавистный кормилец «Газпром»).
Понятно, что стадион в этой, преимущественно горной, стране где угодно не построишь. Мальчишкам из горных сёл приходится преодолевать не одну возвышенность, чтобы после этого ещё и мяч погонять.
С горы, что под нами, через гору, что в центре снимка, маленький Драган по четыре раза в день бегал — сначала в школу и обратно, затем на стадион и обратно.
Не везде найдёшь участок и для баскетбольной площадки. Поэтому любой мало-мальски ровный клочок земли используется хотя бы для кольца.
Автостоянка — самое ровное место.
А это уже знаменитый некогда автозавод «ФАП». Кольцо, наверное, для великанов. Впрочем, сербы — одна из самых высоких наций в мире.
Когда фотографировали всё это, уже представлял себе, как «остроумно» завершу «спортивную» часть: «Баскетбольных колец не встречал я, разве что в монастырях». Как вдруг… Присмотритесь в центр снимка:
Монастырь «Дражевина» или «монастырь четников» в Боснии — один из самых строгих в исторической Сербии.
Под конец путешествия баскетбольные кольца чудились мне даже в каких-то спецсооружениях на вершинах.
Но в лицей нас пригласили, конечно, не на урок физкультуры. На выпускной. А какой же выпускной без музыкальной программы! Только она тут особая. Среди сербской молодёжи трубачи и аккордеонисты ценятся (в том числе и противоположным полом) больше, чем и гитаристы.
В школе может не быть рок-группы, но не может не быть духового оркестра! И «дискотека» — это, как правило, соревнование между классами в искусстве зажигательного хоровода под названием «Коло».Раззадоренная ребятня после танцев на свежем воздухе не может остановиться и в помещении школы. Тут уж приходится по-украински скакать.
Но сравните эти «скачки» с украинскими тоже на выпускном:
Без вечерней дискотеки, разумеется, не обошлось. Но танцуют здесь также либо под ди-джейские миксы той же народной музыки, либо под такой вот «прогрессив»:
Есть, наверное, в Сербии и попса, но мы её ни разу не слышали — ни в автобусах, ни в такси. Молодёжь слушает либо народную, либо столь же бескомпромиссный рок. Старшее поколение — то же, плюс традиционную эстраду. Есть, конечно, и джаз, и эйсид, и т.д. Но, в каком бы стиле что бы ни исполнялось — всё узнаваемо балканское. А вот представьте себе любой украинский хит, даже самый патриотычный вроде «Лэнта за лэнтою…», но с английским текстом — угадаете ли, чьего сия жвачка производства?
И так не только в музыке. Самое достойное из мировой культуры, творчески развитое на сербской национальной основе, нашло отражение во всём — от кухни (о чём мы уже писали) до архитектуры. Ярчайший пример — «византийско-османская готика» Михайловского храма в Херцог Нови.
В День равноапп. Мефодия и Кирилла местный настоятель упомянул в проповеди о крещении нашего кн. Владимира и роли Крещения Руси для всех стран, просвещённых святыми братьями словенскими.
Сохранением сербской архитектуры, кстати, всерьёз озаботился в последнее десятилетие Эмир Кустурица. В горах он построил городок Дрвенград (он же Мокра Гора, он же Мечавник) из свезенных сюда деревянных домов, а на острове реки Дрина в пределах г. Вышеград в Боснии — т.н. Каменград. Официально же последний называется Андричград в честь великого писателя. Это новодел, призванный по возможности воссоздать очарование городов Сербии, нетронутых гитлеровскими и натовскими бомбардировками и последовавшей евроразрухой.
«Улаз» (вход) в Андричград.
Сразу же у входа нас встречает выставка документальных свидетельств геноцида сербов во время Второй мировой в исполнении хорватских усташей (аналог галицайских бандеровцев) и католических «святых» (аналог униатских «праведников» — апологетов Гитлера).
Один из щитов обширной экспозиции.
Судя по тому, как тщательно снимал стенды Драган, тут, наряду с известными, достаточно и редких материалов. А вчера он вручил правительству принятую Парламентом диаспоры декларацию с призывом противодействовия фальсификации истории на международном уровне и установления Дня памяти жертв сербского геноцида XX в. (включая 90-е годы).
На белом доме — панно по произведениям Томаса Манна на одноимённой улице.
Все дороги Каменграда ведут к храму. Перед ним памятник великому правителю и митрополиту Черногории XIX в. Петру II Петровичу Негошу — борцу за независимость Черногории от Турции и Австрийской империи, стороннику югославянского единства и братских отношений с Россией. Той самой Черногории, что ныне вступает в НАТО…
В храме мы застали список иконы Божией Матери «Порт-Артурской» — дар православных России церкви на военном кладбище Вышеграда, где покоятся русские добровольцы, живот положившие за сербских братьев в боснийской войне начала 90-х.
С острова открывается вид на мост XVI в., увековеченный в романе Андрича, за который этот «хорват с сербским сердцем» получил Нобелевскую премию.
«Улочки XVII-XVIII вв.» в Каменграде только достраиваются.
В отличие от каменного Андричграда деревянный Мечавник аутентичен. Но это не аналог киевского Пирогово, ибо все строения действующие. Городок — тематический гостиничный комплекс для поклонников творчества мастера и независимого кино в целом. Кроме того, здесь ежегодно проходит международный кино- и музыкальный фестиваль «Кустендорф» («Куст» — прозвище Эмира среди друзей).
Сейчас здесь разместилась съёмочная группа нового фильма Кустурицы. Когда мы ехали из Каменграда в Дрвенград, то «боснийско-сербский» пропускной пункт проходили вместе с ним и Моникой Беллуччи.
Дом самого маэстро. В его подвале — кинотеатр общего пользования.
К услугам отдыхающих здесь всё — от бассейна до теннисных кортов.
Улица Бергмана почти на вершине — рядом с ул. Тарковского, и, по-моему, пересекает ул. Михалкова.
Постояльцам не дадут в местных ресторанах выпивку без предъявления библиотечной карточки. Библиотека — в Клубе писателей.
Портрет Фёдора Михайловича — из собрания уличных ликов «великих антиглобалистов». Таких, как Марадона, Че, Фидель и… Гагарин.
Глобалистам же кровавым место Кустурица определил в городской тюрьме.
Как и в Каменграде, главные улицы здесь — Иво Андрича и Николы Теслы. Имя последнего нынешнему поколению американцев пытался открыть в «Кофе и сигаретах» Джим Джармуш (также останавливавшийся в Дрвенграде). Хотя вряд ли среднестатистический американец знает о самом существовании Джармуша.
Ну а церковь, разумеется, в честь самого чтимого в стране святого — Саввы Сербского. Храмовый комплекс (Кустурица поставил свой дом рядом) — один из немногих не аутентичных здесь, а построенных по «образу и подобию». В данном случае — в северорусском стиле.
Слева на снимке — не смейтесь — ГДРовский «Трабант», лимузин из какого-то из безумных фильмов Эмира.
В Дрвенграде даже брусчатка деревянная — от слова брус.
Храм св. Саввы — не единственное свидетельство Русского присутствия на Мокрой Горе.
Убранство одной из харчевен.
Ну и, конечно, 21-я «Волга», которую пригнал сюда в дар Михалков. Вообще в Сербии подобного рода машин немало. Доля дорогих авто гораздо ниже, чем у нас. Зато, на зависть настоящим ценителям, много действующих раритетов.
Помните фашистские грузовики в советских фильмах про войну?
В отличие от наших «Запорожцев», за Дунаем «горбатые» до сих пор на ходу.
Эту «Заставу 750» (более известную как «Фича») мы встретили на одном из горных неасфальтированных лабиринтов, где ничего более из «паркетных» машин и не пройдёт. Как здесь водится, машина не закрыта. Ключ торчит в замке зажигания. Впрочем, транспортное средство находится под охранной системой в виде скрученного из проволоки креста, что висит на зеркале.
У многих авто также торчат из-под капота или продеты в решётку радиатора ветви, освящаемые на Вознесение. Правда, знакомый нам Роман Череватенко утверждает, что в Черногории подобное освящение происходит в Сочельник.
Немало и георгиевских ленточек. Оная на машине Драгана Станоевича в сочетании с украинскими номерами приводит в лёгкий ступор заправщиков. Пока те не узнают водителя. Здесь многие в курсе, что председателю Скупщины диаспоры — как видному русофилу — пришлось из захваченного «жидобандеровцами» Днепропетровска «валить» в Рашку (средневековое название Сербского княжества, ныне — историческая область, где и расположен г. Прибой). Да и там достают. Недавно депутат-каратель Мосийчук потребовал от Республики Сербской (перепутав эту часть нынешней Боснии и Герцеговины с Республикой Сербия) суда над Станоевичем за «терроризм».
Вообще же машины с украинскими номерами обслуживают с подчёркнутой прохладцей. А мне после проверки на паспортном контроле в Белградском аэропорту мой аусвайс просто швырнули. Отнёсся с пониманием.
Ну и, заодно, об автомобилистах. Сербы, родственные своим удальством, помноженным на южный темперамент, сплошь и рядом нарушают такие правила, как рядность, разворот через сплошную (хотя, как горные водители, перед тем адекватно оценивают опасность), не говоря уже о габаритности грузов.
Нечто из Кустурицы. Жаль, что пришлось уезжать. Не удивился бы, если бы они погрузили на эту трудягу весь гарнитур.
Зато здесь не ведут себя по-свински при парковке. Первые полосы движения свободны что в Белграде, что в самом дальнем городке. Не говоря уже о тротуарах. И дело тут не только в немалых — вполне европейских — штрафах. Это кодекс чести, тоже выработанный на узких горных дорогах и тропах.
Кстати, горная школа позволила Драгану (вы уж простите, что я так много о нём, просто половину моего пребывания в Сербии показывал страну нам именно он) занять «серебро» на украинском ралли внедорожников. И это на неподготовленной специально машине. Буквально, с места в карьер.
Не знаю есть ли свои особые правила поведения у сербских машинистов, но о лабиринтах железных дорог можно судить по «Гугл»-карте окрестностей Дрвенграда.
Именно на этом участке снимался фильм «Жизнь как чудо». Вспомните концовку, когда главный герой бежит параллельно с паровозом — ему же навстречу.
Ещё круче повороты у узкоколеек, предназначенных для доставки леса составами вроде того, что обнаружили мы под монастырём «Добрун».
Обитель XIII в. поддерживается Скупщиной всемирной сербской диаспоры.
Надвратный храм построен на средства Горана Гавранчича — футболиста тогда ещё «Динамо» (Киев).
Обитель «Добрун» стала последней точкой нашего путешествия.
На следующий день мы уже летели из рая в Киев. Возвращались из страны, о которой Олесь Бузина, с присущим ему категоричным тоном как-то заявил: «Скворцов, я хотел бы здесь жить», в государство, которое его убило.
Кстати, именно Олесь научил меня правильно произносить "Живела Србиа!" Думаю, ему зачлось. И молитвами сербских святых он достигнет блаженства, отблеск которого ощутил на Балканах.
Но неужели, вслед за колыбелью «Руси святой», этот рай станет утерянным?
P.S. Кто-то из сербов так прокомментировал в «Фейсбуке» первую часть нашего фотоотчёта: «По-моему, русские любят Сербию и сербов больше чем мы друг друга». И действительно, всякий раз, когда Драган ворчал за рулём на кого-то из участников движения, я в полушутку недоумевал: «Как ты смеешь! У него же сербские номера!».
Знаю точно, что и сербы любят нас больше, чем мы друг друга. Так давайте же, чтобы не пропасть поодиночке, пред тем как протянуть друг другу руки, последуем примеру о. Йована — настоятеля того самого монастыря «Дражевина», который заложил батюшка на месте захвата коммунистами легендарного предводителя четников Драже Михайловича. При въезде в обитель установлена плита с Заповедью: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6:31).