О системе ПРО США в контексте нового противостояния США и России - 20.07.2015 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

О системе ПРО США в контексте нового противостояния США и России

Читать в
О фактических целях развертывания системы ПРО в Европе пишет автор «Украина.Ру» Валерия Шацкая

По сообщениям СМИ 9 июля 2015 г. председатель подкомитета по стратегическим силам комитета палаты представителей Конгресса США по делам вооруженных сил Майкл Роджерс высказался за размещение средств системы противоракетной обороны (ПРО) США в космосе.

Такое предложение объясняется Роджерсом якобы угрозой для американских спутников со стороны России и Китая. При этом он обвинил Москву и Пекин в милитаризации космоса. Стоит отметить, что такое высказывание со стороны официальных представителей США не может не вызывать вопросов. По сути, таким образом Роджерс на официальном уровне подчеркнул необходимость создания системы ПРО США против России.

Тут следует также отметить, что перспективные планы США и НАТО как раз и подразумевают создание двух эшелонов системы ПРО — наземного и космического. С 2011 года в Штатах финансировалось развитие программы космической системы точного сопровождения баллистических целей. Планировалась, что эта система и будет взаимодействовать с морской составляющей системы ПРО США.

В перспективе противокосмический потенциал системы ПРО США будет расширяться, что соответствует стремлению Штатов достичь превосходства в космосе и означает милитаризацию космического пространства со стороны американцев.

В дополнение к словам Роджерса стоит вспомнить заявления Государственного Департамента США от 5 июня этого года о якобы совершаемых Россией нарушениях Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). В ответ на эти «нарушения» в докладе, подготовленном Председателем Объединенного комитета начальников штабов ВС США генералом Мартином Демпси, рассматривалась возможность размещения крылатых ракет наземного базирования в Европе и Азии, либо баллистических ракет средней дальности наземного базирования.

Вторя словам американских военно-политических представителей, министр иностранных дел Великобритании Филип Хэммонд заявил о готовности Соединенного Королевства разместить ядерные ракеты США на своей территории для защиты от российской угрозы.

На первый взгляд может показаться, что ДРСМД и размещение ядерных ракет на территории других государств не имеет прямого отношения к системе ПРО США. Однако это не так.

Во-первых, одним из нарушений Соединенными Штатами ДРСМД является испытание ракет-мишеней для целей своей ПРО. Эти ракеты-мишени имеют схожие характеристики с ракетами средней и меньшей дальности. Под видом испытаний Вашингтон может работать над производством запрещенных ракет.

Беспокойство России вызывают и установки вертикального пуска ракет Mk-41, которые США планируют к размещению на базах ПРО в Польше и Румынии. Все дело в том, что эти установки могут использоваться как для запуска перехватчиков «Стандарт-3», так и крылатых ракет средней дальности «Томагавк».

Во-вторых, вероятно, что США, прикрываясь очередными громкими заявлениями в адрес России, могут рассматривать размещение своих ядерных ракет на территории Европы в надежде, что их глобальная система ПРО и ЕвроПРО, как ее часть, защитят территорию США и их союзников от возможного ответного ядерного удара России.

То есть, имея вблизи границ России и систему ПРО, и ядерные ракеты, США таким образом получат преимущество в нанесении первого удара. Собственно, это еще раз подтверждает истинные цели развертывания ЕвроПРО, в которой задействованы члены НАТО.

Стоит заметить, что на состоявшейся в конце июня ежегодной конференции по глобальной системе ПРО, проводимой Атлантическим советом США, заместитель заместителя госсекретаря США (Бюро по вопросам контроля над вооружениями, проверки и соблюдения соглашений) Фрэнк Роуз заметил, что попытки защитить Европу от ракетной атаки России будут крайне трудными и дорогостоящими. По его словам, даже если система ПРО изменит свою концепцию и будет направлена на Россию, нужно реалистично подходить к техническим возможностям системы ПРО НАТО. Кроме того, в НАТО нет политического согласия относительно такой смены концепции ПРО.

В то же время сторонники идеи, что ЕвроПРО должна быть направлена на отражение угроз со стороны России, считают, что такой шаг будет сдерживать Москву от дальнейшей «агрессии» и успокоит восточно-европейских союзников. Уже в рамках конференции старший научный сотрудник Атлантического совета Ян Бжезинский заявил о необходимости пересмотра программы ПРО НАТО с целью придания ей дополнительных сил против российских возможностей, и чтобы ЕвроПРО была способна «лучше отвечать на угрозы со стороны Востока».

Яна Бжезинского поддержала и старший вице-президент Центра стратегических и международных исследований США Хизер Конли, считающая, что альянс должен по-новому взглянуть на свою ядерную доктрину. При этом, определяя как ему противостоять военным действиям России в Европе, НАТО не должно ограничивать себя «непредвзятой оценкой собственного военного и ядерного потенциала».

Высказывание таких идей со стороны экспертов снова и снова показывает антироссийскую направленность системы ЕвроПРО. Если бы изначально США и НАТО подходили к вопросу ЕвроПРО с точки зрения сотрудничества с Россией, такие бы идеи публично не поднимались.

Понимая это, Роуз поспешил оговориться: «Мы не уставали повторять, что наши системы ПРО не направлены против России». Если альянс внезапно изменит риторику в этой области, то, по мнению Роуза это «по сути обеспечит русским политическую победу — право сказать: «Так и есть, и что мы вам говорили?»

После этого соответственно забеспокоится и Китай, поскольку точно также говоря о ракетной угрозе со стороны КНДР, США могут официально огласить, что система направлена-то против КНР. Вот и выходит, что система ЕвроПРО создается против России, но озвучивать ее истинную направленность США и НАТО невыгодно, чтобы не выглядеть агрессорами на политическом поле.

К слову, концепция третьего позиционного района Дж.Буша-мл. появилась в далеком 2007 году и уже в 2009 г. концепция претерпела некоторые изменения и получила название: «Европейский поэтапный адаптивный подход». Ни в 2009, ни уж, тем более, в 2007 году, оснований для создания антироссийской системы не было.

Нет их и сейчас, хотя Запад использует тему украинского кризиса для оправдания своего военного наращивания. Поэтому попытки оправдать антироссийскую направленность развертывания ЕвроПРО и глобальной ПРО США в целом якобы «агрессией» Москвы выглядят нелепыми.

В 2007 году не было украинского кризиса. Выходит, что нужно говорить правду, а ее Брюссель и Вашингтон озвучивать не хотят. Хотя реплики на данной конференции показывают, что фактически Запад признает, что создает систему ПРО против России.

Справочно.
Сама по себе глобальная система ПРО США предназначена для защиты территории США, развернутых вооруженных сил, а также союзников США от возможных ракетных ударов. Ее архитектура включает в себя национальную систему ПРО США и развертываемые системы ПРО США в Азии, на Ближнем Востоке и в Европе (так называемая ЕвроПРО).

В самом общем виде система ПРО представляет собой комплекс средств для отражения ракетно-ядерного удара возможного противника путем перехвата или уничтожения его баллистических ракет или их головных частей до момента их воздействия по назначенным целям. Особенность как ЕвроПРО, так и глобальной системы ПРО США в том, что она неотъемлемо связана со стратегическим и тактическим ядерным оружием США и их союзников.

У США наступательная ядерная стратегическая доктрина, позволяющая применить ядерное оружие в первом ударе. Кроме того, глобальная ПРО США является составной частью новой триады: высокоточное оружие — противоракетная оборона — ядерное оружие. Предполагается, что США будут реализовывать концепцию «быстрого глобального удара» или «молниеносного глобального удара», то есть они намерены создавать систему, способную нанести удар обычным оружием в течение 4-6 часов в любое место аналогично последствиям нанесению удара ЯО. Наконец, США не выводят с территории Европы свое тактическое ядерное оружие, продолжая его совершенствовать.

Концепция Европейского фазированного адаптивного подхода (или ЕвроПРО) была предложена Б. Обамой в сентябре 2009 года и предполагает 4 фазы развертывания к 2020 году. В 2012 году была осуществлена первая фаза. К концу этого года планируется завершение второй фазы ЕвроПРО.

На днях министр обороны Румынии, Мирча Душ подтвердил, что до конца года на румынской авиабазе Девеселу будут размещены элементы системы ПРО США. Они включают в себя радар Aegis-SPY-1 и 24 перехватчика SM-3 Block IB. Кроме того, компания «Локхид Мартин» получила $870 млн на развитие системы командования, контроля, боевого управления и связи (C2BMC) системы ПРО США. Это достаточно большая сумма, что говорит о приоритетности развtртывания системы ПРО в планах Пентагона. Эта система объединяет глобально развернутые датчики, радары, спутники и противоракеты в единую сеть.

Также в июне правительство США разрешило нескольким своим союзникам приобретать радар передового базирования AN/TPY-2. Этот радар — легко транспортируемый, и размещается вблизи территории противника для обнаружения баллистических ракет на восходящей траектории полета после их запуска. Соответственно, этот радар позволит союзникам США улучшить их оборонительные возможности и повысить боевые возможности зенитно-ракетного комплекса ПВО/ПРО «Пэтриот».

Ранее радары такого типа были расположены в Японии, Турции, Израиле и на Маршалловых островах. Теперь, получается, что обзавестись этим радаром могут и союзники по НАТО. Такое объявление со стороны компании-производителя радаров «Рейтеон» связано с якобы имевшими место нарушениями России ДРСМД. Но данный тип радаров используется в глобальной системе ПРО США, поэтому, когда со стороны Вашингтона разрешается размещение его в ответ на действия России, это снова говорит об антироссийской направленности системы ПРО.

В Министерстве иностранных дел Российской Федерации неоднократно обращалось внимание, что развертываемая система ПРО США в будущем будет представлять риски для российских стратегических ядерных сил, однако США, отказываясь предоставлять юридические гарантии ненаправленности системы против стратегических ядерных сил России, упорно твердили, что система ПРО создается для защиты от Ирана.

Этот тезис был лишен оснований еще во время первой ядерной сделки с Ираном в ноябре 2013 года, когда между Ираном и «шестеркой» было заключено соглашение по ядерной программе Тегерана. 14 июля 2015 года между сторонами было заключено уже историческое соглашение по проблеме иранского атома. В этой связи Россия ожидала ответной реакции США.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вспомнил, как в 2009 г. президент США Барак Обама заявил, что задача создания системы ПРО исчезнет в случае урегулирования иранской ядерной программы. Однако, что вообще характерно для администрации Б. Обамы, он своего слова Обама. Госдеп США подтвердил, что соглашение с Ираном не устраняет необходимости развертывания системы ПРО США. Тем самым очередной раз подчеркивается антироссийская направленность развертываемой системы ПРО США.

В целом, можно выделить три ярко проявившиеся тенденции в области ЕвроПРО, что справедливо и для всей системы глобальной ПРО США. Первая тенденция — отсутствие желания США и НАТО идти на какие-либо компромиссы или уступки в отношении развертываемой системы. За политическими заявлениями военно-политических представителей США и НАТО о ненаправленности ЕвроПРО против России стоят конкретные действия по размещению элементов системы ЕвроПРО, имеющих противоположную декларациям направленность.

Официально проведение Соединенными Штатами «политического курса, направленного на устранение любых договорных ограничений на американские системы противоракетной обороны» закреплено в «Обзорном докладе Министерства обороны США по программе ПРО» от 1 февраля 2010 г. Стоит заметить, что с 2010 года приведенный взгляд военно-политического руководства США на перспективы развития системы ПРО не изменился.

Вторая тенденция, логично вытекающая из первой, — это усиление всей системы ПРО США и Европейского поэтапного адаптивного подхода, как ее части. Логично, что США заинтересованы в подключении как можно большего количества стран для участия в системе. В этой связи надо понимать, что если в НАТО вступит какая-либо новая страна — это потенциальный плацдарм для размещения там элементов ЕвроПРО.

В то же время, у США открываются возможности по включению стран Балтии в противоракетные планы. После недавнего проведения польско-американских учений с использованием комплексов «Пэтриот» такая вероятность увеличилась. То же самое касается и Азиатско-Тихоокеанского региона: США заинтересованы в ограничении военного потенциала Китая.

Наконец, третья тенденция является своеобразным итогом первых двух. Ее можно обозначить как укрепление антироссийской направленности ЕвроПРО уже не только в военном отношении, но и на политической арене при сохранении заявлений о ненаправленности системы ЕвроПРО против России. В настоящее время эта тенденция в политическом аспекте еще не проявляется столь отчетливо, как первые две, но отдельные факты ее выражения уже заметны.

Если раньше создание ЕвроПРО военно-политическим руководством США и НАТО объяснялось угрозой со стороны Ирана и Северной Кореи, то взамен устаревшего объяснения цели развертывания ЕвроПРО еще бывшим Генеральным секретарем НАТО А. Расмуссеном была озвучена идея 30 ракетных угроз (которые оглашены не были), что, по сути, придало ЕвроПРО облик борьбы с несколькими странами и уже не только из лагеря стран «оси зла».

В этой связи можно ожидать появления в ближайшей перспективе новых заявлений, кроме заявления Майкла Роджерса и высказываний экспертов на конференции Атлантического совета о необходимости усиления системы ЕвроПРО и ее переориентации против России со стороны официальных представителей США и НАТО. Хотя как признался Ф. Роуз, появление такого дискурса будет означать политическую победу Москвы.

Эта тенденция объясняется тем, что США требуются дополнительные финансовые средства на реализацию военно-политических целей, а для этого необходимо создать у своего населения образ нового врага. В свою очередь, подобные идеи уже также высказываются различными американскими организациями.

Добавим сюда наращивание военного присутствия США и НАТО вблизи границ России, отнесение России к ревизионистским государствам в новой национальной военной стратегии США, и вырисовывается интересная картина.

Еще в феврале НАТО приняло решение развернуть новые Силы быстрого реагирования, которые будут насчитывать до 40 000 человек. Также было заявлено об открытии 6 подразделений командования и контроля в Эстонии, Латвии Литве, Болгарии, Польше и Румынии. Кроме того, в качестве меры сдерживания России министром обороны США Э.Картером было заявлено о размещении тяжелой военной техники в странах Балтии, Восточной Европе и Германии.

Согласно газете «Нью-Йорк Таймс», этот план предусматривает размещение «около 1200 единиц бронетехники, включая 250 танков М1А1 «Абрамс», БМП «Брэдли» и самоходные гаубицы». То есть, получается, что у границ России происходит наращивание военной инфраструктуры НАТО при одновременном развертывании системы ЕвроПРО.

А для оправдания усиления военной инфраструктуры используется все тот же украинский кризис, из-за которого США остановили любые переговоры с Россией по поводу противоракетного щита в Европе.

Складывая воедино все элементы вырисовывавшейся картины нового противостояния США и НАТО с Россией, становится ясно, что система ПРО США приобретает здесь все большую роль. Это далеко не просто оборонительная система США, а дополнение как к ядерным силам США, так и обычным вооружениям США и НАТО, призванная обеспечить наилучшие условия США в случае возможного уже военного конфликта с Россией.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала