Греция и Украина: несчастливы по-своему - 14.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Греция и Украина: несчастливы по-своему

Читать в
О разности и похожести греческого и украинского кризисов пишет экономист Александр Белозеров в материале специально для «Украина.Ру»

Как и следовало ожидать, Греция и ЕС в последний момент находят компромисс. Новые предложения греческого правительства по урегулированию кризиса приняты другой стороной к рассмотрению и обозначены как разумные. Следующая встреча — в четверг, 25 июня. Эти новости, однако, не помешали некоторым, кажется, вечно недовольным изданиям сообщить о неуспехе переговоров.

Несмотря на противоречивый, мягко скажем, эффект пребывания Греции в Евросоюзе и в еврозоне, возможный спешный, хаотичный и плохо управляемый выход Греции из еврозоны и Евросоюза повредил бы и Греции, экономика которой завязана на Евросоюз, и самому Евросоюзу, да и мировой экономике в целом. Украина недавно своим неславным примером продемонстрировала катастрофический эффект от волюнтаристского разрыва естественных внешнеэкономических связей.

Как же Греция дошла до такой жизни? Чтобы подобраться к ответу на этот вопрос, можно посмотреть на ключевые узлы её новейшей экономической истории. После завершения гражданской войны в 1949 году страна до 1973 года демонстрировала то, что сейчас называют «греческим экономическим чудом». Так, в 1961-1970 годах среднегодовой темп роста ВВП составил 8,4%. В 1950-60-е годовые темпы роста часто превышали 10%. Приход «чёрных полковников» к власти в 1967 году был нейтрален для экономического роста.

Всё обрушилось в 1973 году, одновременно с окончательной отменой монархии в стране и последующим переходом к демократии. ВВП Греции обвалился в 1973 году более чем на 6%, а среднегодовые темпы его роста в 1971-1980 годах составили уже 4,7%, а в 1981-1990 вовсе ничтожную величину в 0,7%. Конечно, существенную роль в замедлении роста сыграли два нефтяных шока. Ответом на внешние потрясения стала возгонка инфляции и резкий рост госдолга и, соответственно, расходов по нему. В данном случае сработал риск, свойственный всем демократиям — популизм.

Справиться с экономическими вызовами 1970-80-х греческому правительству мешала и значительно возросшая открытость экономики. В 1961 году Греция стала первой страной, подписавшей Соглашение об ассоциации с Европейским экономическим сообществом, которое предусматривало постепенное уменьшение торговых барьеров между Грецией и «ядром» Европы.

В 1981 году Греция присоединилась к Европейскому экономическому сообществу. Тем самым страна стала ещё более подвержена рискам, во-первых, конкуренции с высокоэффективными экономиками Европы, а во-вторых, внешнего регулирования многих аспектов как экономики, так и жизненных и общественных укладов вообще.

В результате Греция, ослабленная общеевропейскими конкуренцией и регулированием, а также нараставшим вследствие популизма властей госдолгом, начала обваливаться в 2007 году в экономический кризис. Решением греческого правительства было дальнейшее наращивание госдолга: его увеличение в 2007-2011 годах превысило в 4,6 раза (!) величину падения ВВП (кто на этом заработал, оставим за пределами статьи). В итоге проблема стала совсем серьёзной для европейских кредиторов, и началась длинная сага греческого долгового кризиса.

А что там на Украине? На Украине есть все виды кризисов, и долговой из них отнюдь не самый острый. Ниже — таблица основных платежей в валюте правительства и Нацбанка. А только от МВФ в этом году украинские власти ожидают дополнительно получить более 5 млрд. долларов США.

МВФ без сомнения продолжит кредитовать украинские власти. 19 июня глава Фонда Кристин Лагард в своём специальном заявлении по Украине сказала, что Фонд сможет поддерживать Украину даже в случае, если вовремя не будет заключено соглашение (украинского правительства) с кредиторами.

Отнюдь не следует рассматривать это заявление как рекомендацию украинским властям объявить дефолт. Скорее это просто элемент переговорной тактики: МВФ хочет добиться максимально возможного финансирования украинского правительства в ближайшие годы со стороны частных инвесторов, что можно обеспечить за счёт удлинения и реструктуризации облигаций.

Дефолт же по любой из облигаций создаст необходимость правительству в гораздо более тяжёлом режиме общаться с держателями всех облигаций, а Национальному банку справляться с очередным и, возможно, весьма сильным ударом по валютному курсу и банковской системе.

Тем более, у украинских властей вполне хватает денег на исполнение текущих валютных обязательств. Кредитование от МВФ, ЕС (в том числе на закупки газа) и других кредиторов, облигации, гарантированные США, плюс (при необходимости) валютные резервы, всё это закрывает текущие валютные потребности украинского правительства. Не вижу оснований для утверждений, что Запад пожалеет несколько миллиардов ежегодно на поддержку украинского режима. Да, люди будут жить крайне бедно, но это не значит, что они будут способны поменять своих руководителей. Да и откуда взять этих новых разумных руководителей?

Думаю, что стоит исходить из того, что Украина скорее по-прежнему останется инструментом в большой игре против России, и быть готовыми к тому, что эта игра может ужесточиться.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала