Отмечу, что на протяжении первого года ни одно предвыборное обещание президента выполнено не было, потому перед страной стоят, в общем-то, те же задачи, что и год назад. Только условия для их реализации намного хуже.
Вопрос №1
Самая главная стратегическая задача — переход к мирной повестке дня. Весь первый год Порошенко был посвящен борьбе с террористами-сепаратистами, «российской агрессией», результатами деятельности «попередныкив» («предшественников», в число которых попали не только Янукович с Азаровым, но и Тимошенко), «тоталитарным» прошлым и т.п. Борьба по всем этим направлениям очень увлекательна и, главное, бесконечна. Например, сам же Порошенко объявил, что АТО будет продолжаться до момента возвращения в состав Украины Крыма, а о его украинской принадлежности «забыли» даже в Вашингтоне (достаточно просмотреть последние заявления Керри и Нуланд).
В общем, у ряда аналитиков создалось впечатление, что постмайданная Украина может существовать только в состоянии войны. Для Порошенко это неприемлемо по вполне понятной причине — как всякий амбициозный человек он хочет: а) выжить; б) оставить след в истории. Для того и другого нужно победить хоть в одном из направлений борьбы, а это невозможно. Значит, войну нужно прекратить любым способом.
Стратегия
Трудность заключается в том, что перечень стратегических целей, которые может поставить власть перед обществом вне войны, крайне короток, и сводится, по большому счету, к возвращению к уровню благосостояния времен Януковича. Впрочем, тема евороинтеграции не исчерпана даже и после Рижского саммита, но пользоваться ею будет намного сложнее — если ранее со стороны ЕС приходили хоть какие-то сигналы, которые можно было охарактеризовать как позитивные, то сейчас интерес ЕС к Украине исчерпан, а повестка дня сводится к «лишь бы не было хуже».
В целом, похоже, что у Порошенко и сейчас нет ответа на вопрос, что же он должен предложить обществу во второй год своего президентства. Зато ему понятны цели, стоящие лично перед ним. Их, по большому счету, три.
Во-первых, это примирение с олигархами. Собственно, Евромайдан был результатом протеста олигархов против усиления президентской «Семьи». С тех пор в стране ничего не изменилось — растет только бизнес Порошенко. Правда, вроде бы, не за счет капиталов других олигархов. Однако еще недавно на повестке дня (усилиями Коломойского) стоял вопрос о большом перераспределении собственности в стране. Результатом стереотипного развития ситуации будет столкновение Порошенко с объединением других олигархов, результаты которого предсказуемы.
Задачи Порошенко тут очевидны — предоставить гарантии сохранения собственности, возвратить гарантии учета мнений олигархов в политике, дать возможности для дальнейшего обогащения.
Собственно, процесс потихоньку движется именно в этом направлении. Например, запланированная Яценюком большая приватизация (по бросовым ценам) вряд ли заинтересует западных инвесторов, которым нужны гарантии политической стабильности. Так что предприятия и, главное, земля, скорее всего, достанутся украинским олигархам.
Возможен, конечно, вариант деолигархизации власти по российскому сценарию, но выглядит он крайне маловероятным.
Во-вторых, это политическая реформа, проведение которой отчасти решает вопросы взаимодействия с олигархами, а также со старыми и, особенно, новыми (на Донбассе) региональными элитами.
Первым моментом тут является реформа парламентского представительства — возвращение к пропорциональной системе (возможно даже без региональных списков), которое, к слову, было обещано еще год назад.
Второй момент — глубокая реформа местного и регионального самоуправления, называемая на Украине «децентрализацией». Для осуществления этой реформы необходим диалог с властями ДНР и ЛНР, которого требуют России и Запад, и необходимость которого, кажется, становится очевидной и для украинских избирателей.
Третья цель — поиск новых источников инвестиций и рынков для украинской продукции. Тут ситуация очевидна — править страной, лишенной экономики, еще более неуютно, чем страной, находящейся в состоянии войны.
Увы, за последний год было сделано все, чтобы сделать эту задачу неразрешимой — промышленность, по сути, уничтожена, сельское хозяйство поставлено на грань уничтожения (посевы под яровыми культурами сократились на 9%, прогнозируется сокращение урожая зерновых на 21%), Украина утратила интерес для ЕС и перестала быть интересной России. Ну и существенное сокращение внутреннего рынка. Очевидно, Украина вынуждена будет искать рынки стран четвертого мира, и то непонятно — что она будет туда поставлять (достаточно вспомнить судьбу конголезского танкового контракта).
Тактика
Достижение стратегических целей невозможно без решения задачи нейтрализации «партии войны» в украинской власти.
Сейчас главная опора этой «партии» — парламент, избранный в условиях войны и террора. Таким образом, необходимо переизбрание парламента с тем, чтобы вычистить оттуда «полевых командиров» и сократить представительство организованных радикалов («Национального фронта», Радикальной партии, «Батькивщины»). Возможно, придется примириться с возвращением в Раду оппозиции (Оппозиционный блок является, по сути, просто «удаленной частью» «коалиции Майдана»).
Естественным образом, за этим должно последовать переформатирование коалиции, в состав которой, с благословения Вашингтона, должен войти и Оппозиционный блок.
Ну и, естественно, нужно новое правительство, в котором уже не будет Яценюка, а возможно даже и Яресько (если программа сотрудничества с МВФ будет прекращена, что не выглядит невероятным).
Ну и, естественно, будет продолжена работа по разоружению и дискредитации радикалов. Собственно, эта деятельность ведется, пусть и с переменным успехом. Тем не менее, разнообразных «героев АТО» понемногу переводят под военное командование, а если получится — то и в учреждения пенитенциарной системы. В крайнем случае, вдруг выясняется, что некоторые «герои», вроде Гришина-Семенченко или Березы, вовсе не герои, а совсем наоборот — проходимцы и трусы.
Проблема
Самой главной проблемой Порошенко в следующем году будет несубъектность Украины вообще и его лично. Повестка дня украинской политики лишь в незначительной степени определяется в Киеве. Основное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Киева окажут результаты президентских выборов в США. И если новая вашингтонская администрация сочтет, что все перечисленные выше темы не нужны, а нужна война с Россией до последнего украинца — Порошенко займется решением этого вопроса. Или уступит место более адекватному такой задаче персонажу.