Девятого апреля губернатору Игорю Райнину удалось через Харьковский областной совет продавить решение о признании России «страной-агрессором». С помощью операции «борьба с коррупцией» депутаты-регионалы (дабы не попасть под этот каток) поменяли свои взгляды на противоположные, не обращая внимания на мнение большинства харьковчан.
Характерно, что еще на сессии 5 марта данное решение не прошло. За проект тогда проголосовал 61 депутат при минимально необходимых для принятия решения 69. Не хватило всего 8 голосов! Но уже через месяц признать Россию «агрессором» согласились 99 депутатов. Против проголосовали 3 депутата, а 17 отказались голосовать вовсе.
Данным голосованием нынешний состав областного совета не только похоронил свои перспективы на предстоящих местных выборах в этом году, но и вонзил нож в спину миллионам харьковчан, научному и промышленному потенциалу города, веками связанного с братской Россией, перспективам взаимовыгодного сотрудничества.
Результаты признания России агрессором для Харькова более чем предсказуемы. Очевидным и логичным теперь будет выглядеть сворачивание сотрудничества в авиакосмической отрасли с предприятиями России. Как теперь можно работать с ней в сфере, тесно пересекающейся с ВПК? И разве не беда, что Харьков (как и Украина) в результате этого потеряет наукоемкую отрасль, а десятки тысяч сотрудников этих предприятий окажутся на улице? Кто вообще считается с такими жертвами в правительстве? На фоне т.н. АТО для них это мелочи.
Благодаря поднявшимся рабочим Харьковского авиазавода стала известна тяжелейшая ситуация на этом предприятии. Смена руководства завода — всего лишь ширма для отвода глаз. Без заказов со стороны России будущему директору ХАЗ, даже имея семь пядей во лбу, придется возглавить, по сути, ликвидационную комиссию. Кстати, с первыми финансовыми трудностями ХАЗ столкнулся во времена Виктора Ющенко и провозглашенного им курса на сворачивание отношений с Россией. Тогда предприятие мало того что лишилось заказов, так еще и кредитов набралось (тогдашний директор Павел Науменко даже загремел за решетку). В 2009 году общая кредитная задолженность составляла около 960 млн. грн. По итогам 2014 года объем кредиторской задолженности предприятия достиг 2981,6 млн. грн. — за пять лет объём этих долгов увеличился почти в три раза!
Нынешнее государство просто не в состоянии поднять ХАЗ с колен. Складывается впечатление, что авиакосмическую отрасль просто хотят развалить раньше, чем Россия наладит импортозамещение. Но сделать хуже соседу, невзирая на издержки для собственных граждан.
Косвенным подтверждением может быть и ситуация с увольнением Мялицы. По словам председателя профкома завода Михаила Погорелова, как раз бывшему директору удалось договориться с зарубежными партнерами на крупный заказ, 15 августа должны были перечислить энную сумму на завод. «Не моя компетенция говорить, какая это сумма. Но могу сказать, что ее хватило бы и на погашение задолженности по зарплате, и для того, чтобы начать подготовку производства самолетов… На заводе сборочный цех не пустой, там стоят самолеты, которые нужно заполнить приборами и комплектующими и выставлять на продажу», — утверждает Погорелов. А если мы примем во внимание то, что в последнее время заказы шли в основном из России, как раз увольнение Мялицы и преследует цель сорвать вышеупомянутый заказ «зарубежного партнера».
Нынешней властью откровенно торпедируется сотрудничество с Россией и на других предприятиях Харькова. В тяжелом положении оказалось государственное предприятие ФЭД, деятельность которого напрямую связана с российским рынком. В одном из интервью несколько лет назад директор Александр Жданов заявлял, что у устоявшего на ногах ФЭД очень много заказов из России, это главный рынок сбыта, куда завод продает половину продукции. Предприятие все эти годы демонстрировало пример стабильного развития. После госпереворота директора предприятия решили заменить. «Укроборонпром» отказался продлевать контракт Александру Жданову. Нужного результата, правда, не добились. Дело в том, что на заводе существует многоуровневая система управления: есть государственное предприятие, а есть еще и публичное акционерное общество (хотя, по сути, это один и тот же завод). Вступился за Жданова и Харьковский горсовет (депутатом которого он является), назвав попытку смены руководства предприятия банальным рейдерским захватом.
Но теперь, имея на руках решение областного совета о «стране-агрессоре», чиновникам ничего не будет стоить убрать неугодного директора. Деятельность ФЭД, кстати, тесно переплетена с другими предприятиями авиакосмической отрасли Украины. ХАЗ, АНТК «Антонов», «Южмаш» и другие теперь дышат на ладан. Остаются заказы из России. Если их перекрыть — предприятие не выживет.
Что делать в нынешней экономической ситуации таким крупным предприятиям, как ФЭД, «Коммунар», «Хартрон», ЛКМЗ и другим, которые теперь точно лишатся российских заказов? Ответ на этот вопрос у главного харьковского чиновника один — ищите новые рынки сбыта. Но жизнь пока, мягко говоря, дает отрицательный результат поиска.
Недавно, к примеру, руководство Харьковского завода имени Фрунзе решило закрыть свое представительство в ОАЭ. По словам председателя правления завода Александра Василенко, «предприятие не смогло «подобрать ключ» к этому перспективному и богатому региону». Спрос на продукцию завода здесь есть, однако продажи не перекрывали затрат на содержание представительства, отчего его убыток за все время работы составил около 0,5 млн. долл. Кроме того, предприятие, даже выиграв ряд судов, так и не сумело вернуть продукцию на сумму около 110 тыс. долл., украденную мошеннической фирмой. Восток — дело тонкое.
Единственный успешный пример диверсифицированного рынка — завод «Турбоатом». Предприятие завершило 2014 год с чистой прибылью в объеме 637,4 млн. грн. Удельный вес экспорта в общем объеме реализации составил 69%. Но и в данном случае не все так просто. Завод в основном экспортирует продукцию в Россию, Казахстан, Армению, Венгрию, Болгарию, Таджикистан, Грузию и Индию. Невооруженным глазом видно, что это бывшие республики СССР и страны, с которыми предприятие работало еще со времен СЭВ. Учитывая, что его продукция имеет долгосрочный срок эксплуатации, по его истечении просто заказывают новую — по старым наработанным связям. Ни о каких новых рынках речь здесь не идет!
Интересной оказалась ситуация с ХТЗ. В 2014 году завод произвел и реализовал 1 тыс. 455 тракторов, в 2015 году планируется реализовать более 2 тыс. машин. Конечно, в сравнении с советскими временами, когда предприятие выпускало до 50 тыс. тракторов в год, эти показатели кажутся просто смешными. Но и они существуют исключительно за счет пока еще действующих заказов из России. В Украине трактора отечественного производителя почему-то не востребованы. Но как теперь поведет себя Россия?
Еле дышит завод «Электротяжмаш». Большую часть своих заказов он получал от России. Сейчас их по понятным причинам нет. Харьковский подшипниковый завод существенно сократил производство: в ЕС его продукция просто не нужна.
Многие другие предприятия переживают кризис. Решение же областного совета в отношении России только ускоряет темп их уничтожения. В то же время дает силовикам повод для очередной волны репрессий, но уже против руководства заводов, которые «работают на врага».
С началом т.н. АТО много надежд у чиновников на оборонные заказы. Райнин надеется, что ремонт и производство техники позволит предприятиям выйти «в плюс» к сентябрю 2015 года.
Заметим, что в концерн «Укроборонпром» входят 17 предприятий области. Но чиновники если и говорят о новых государственных заказах, то упоминают только завод им. Малышева и смежные с ним предприятия. Руководство завода уже заявило, что к концу этого года планирует увеличить количество рабочих в три раза (о планах по увеличению продукции по понятным причинам не говорится). Но жить за счет госзаказов, которые появились исключительно из-за ситуации на Донбассе — долго не получится.
Кроме того, намерение «Укроборонпрома» перейти в 2015-2018 годах в производстве вооружения на стандарты НАТО поставят, видимо, жирную точку в затянувшейся истории военно-технического сотрудничества Украины с РФ и другими странами Евразийского экономического союза.
Что будет с предприятиями ВПК и с работающими на них харьковчанами? Вопрос риторический, ответ известен…
Харьковчанам ничего не остается, кроме как бороться за выживание. В том числе за жизненно необходимый внешнеполитический вектор развития. А решение облсовета только подтверждает в очередной раз простую мысль — власть, которая действует против своего народа, нужно обязательно менять.