Третьего апреля богатейшего человека Румынии — миллиардера Иоанна Никулае был приговорен к двум годам и шести месяцам тюрьмы за незаконное финансирование в 2009 году кандидата в президенты Мирчи Джоанэ.
По данным следствия, Станку получил от Никулаэ миллион евро для избирательной кампании лидера PSD Мирчи Джоанэ, который в итоге проиграл выборы Траяну Бэсеску. В обмен на финансовую поддержку Джоанэ в случае своей победы должен был назначить в министерство экономики людей, близких к Никулаэ, для лоббирования проектов бизнесмена.
Кроме того, на три года осужден и бывший функционер Социал-демократической партии (PSD) Румынии Буня Станку.
Достичь такого прорыва в борьбе с политической коррупцией румынам удалось благодаря трем факторам:
— Наличие в законодательстве норм, которые повысили открытость, прозрачность и подконтрольность со стороны контролирующих органов доходов и расходов партий и их кандидатов на предвыборных кампаний;
— Существование независимых органов уголовной юстиции — следователи, прокуроры и судьи;
— Законодательства о государственном финансировании политических партий, что, в свою очередь, дало дополнительные инструменты правоохранительным органам и общественности контролировать доходы и расходы партий.
Введение таких норм в украинское законодательство не единственный путь к преодолению политической коррупции в Украине.
Без внедрения этих механизмов контролирующие органы — следователи, прокуратура, представители Национального антикоррупционного бюро и т.д. — не могут эффективно контролировать финансовую деятельность партий. Их отчеты — своеобразные «фиговые листочки» («филькины грамоты»), которые лишь создают видимость финансовой подотчетности и прозрачности партий перед обществом.
Наверное, именно поэтому ряд украинских политиков, которые представляют в парламенте олигархические квазипартии, выступают категорически против принятия подобного закона. Ведь олигархам и представителям крупного бизнеса гораздо удобнее и проще занести чемоданчик с деньгами в партийный офис, чьи представители после избрания в парламент в дальнейшем будут активно отстаивать их интересы в правительстве или профильных комитетах парламента.
Депутаты сделали первый шаг к принятию соответствующего закона. В октябре прошлого года они приняли антикоррупционную стратегию на 2014-2017 годы. В ней прописано, что Украина должна принять законодательство, которое должно положить конец политической коррупции.
Разработанные законы должны учитывать рекомендации Группы государств против коррупции (GRECO) в части установления ограничений и обеспечения прозрачности и подотчетности финансирования политических партий и избирательных кампаний.
Сейчас в парламенте создана рабочая группа под председательством народного депутата Сергея Лещенко, которая активно работает над текстом закона.
В ее состав вошли народные депутаты, представители фракций коалиции, украинские и иностранные эксперты, представляющие ведущие профильные антикоррупционные организации — Центр политических студий и аналитики, Transparency International Украина, IFES, внепарламентские партии.
Законопроектом предполагается на основе результатов выборов 2014 ввести прямое государственное финансирование деятельности политических партий с 2017 года. Причем бюджетное финансирование будет происходить не только для партий, прошедших в парламент, но и тех, которые принимали участие в выборах, но не преодолели барьер; процент преодоления, необходимый для получения финансирования, обсуждается.
Запланировано также возмещения расходов на избирательную кампанию политическим партиям, которые преодолели избирательный барьер.
В законе прописываются ограничения по сумме взносов в течение года от физических и юридических лиц.
Внедряются новые требования прозрачности текущего финансирования партий, в частности:
— Путем регулярного представления отчетов (раз в квартал);
— Публичное обнародование отчетов политических партий в доступной форме с подробной информацией о полученных доходах (физических и юридических лиц, внесших вклад — на финансирование партии);
— Расходы (затраты);
— И обязательствах финансового характера.
Планируется ввести независимый аудит текущей и предвыборной отчетности партий сертифицированными аудиторами.
Эксперты пока прописывают эффективный механизм мониторинга соблюдения законодательства о финансировании политических партий и избирательных кампаний, расследования нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности. Законопроектом с этой целью предварительно определен ряд государственных органов, которые будут осуществлять соответствующий контроль — ЦИК, Счетная палата и другие органы.
Закладываются действенные и пропорциональные санкций за нарушение законодательства о политических финансов. Планируется, например, предусмотреть не только лишение партии права на получение бюджетного финансирования, но и ликвидации устава и свидетельства — подобная практика существует, в частности, в Польше.
1. Нельзя допускать, чтобы партии самостоятельно решали, куда тратить деньги? А может, стоит в законе прописать статьи куда будет можно/нельзя выделять средства? В то же время есть ряд вопросов, на которые разработчики законопроекта не имеют однозначных ответов:
2. Могут ли распространяться на партии все положения украинского законодательства об использовании бюджетных средств?
3. законодательное установление баланса между публичным и частным финансированием?
4. Нужно ли вводить санкции против граждан, физических и юридических лиц, нарушающих этот закон? Если да — тогда какие?
5. допустимая оплата труда функционерам партий из государственных средств? Если так, то, возможно, следует установить ограничения по этой статье расходов?
6. Какие органы и в какой степени контролировать расходование партиями бюджетных средств?
7. Какие санкции наступают для партии за нарушение этого закона?
8. Нужно ли ограничивать финансирование партиями предвыборной агитации? В частности, запретить проведение политической агитации на ТВ, заменив их дебатами и публичными дискуссиями вокруг программ партий?
Однако если такой законопроект не будет принят, мы и в дальнейшем будем иметь в парламенте вместо политических партий, защищающих интересы общества, — «диванные партии», которые благодаря тотальной телерекламе на олигархических каналах перед выборами для обеспечения финансовых и экономических интересов тех же олигархов и крупного бизнеса.это не простые вопросы, на которые придется искать не только экспертные ответы, но и находить политический компромисс во время голосования законопроекта в сессионном зале.
P.P.S. Когда статья готовилась к публикации, Министерство юстиции зарегистрировало в парламенте свою редакцию законопроекта «О государственном финансировании политических партий». Этот законопроект лишь частично учитывает рекомендации международных и общественных экспертов и не решает в комплексе проблему политической коррупции. Одним из его существенных недостатков является не проработан блок, который касается условий получения финансирования партиями. Также слабо прописаны механизмы открытости, прозрачности и финансовой подотчетности партий, в частности во время избирательной кампании. Такой поспешный ход со стороны чиновников Минюста вызывает обеспокоенность в экспертной общественности и наводит на мысль, что правительство хочет формально, а не комплексно решить вопросы борьбы с политической коррупцией.
Об авторе: Виктор Таран, директор Центра политических исследований и аналитики, кандидат наук по государственному управлению
Оригинал публикации