Агентство Moody's понизило долгосрочный кредитный рейтинг Украины на одну ступень, с Caa3 до Сa. В шкале осталось место для еще одной, самой низкой ступени. Все это символизирует «преддефолтное» состояние, причем с прогнозом «негативный», что означает: повышение рейтинга становится маловероятным. Серьезность ситуации можно проиллюстрировать тем, что перед дефолтом в августе 1998 года российские правительственные долговые обязательства в иностранной валюте имели рейтинг Caa1, а Сa они получили уже в сентябре того же года.
Последним толчком к снижению рейтинга стали начавшиеся в Киеве разговоры о намерениях провести реструктуризацию своей задолженности.
В агентстве Moody's отмечают, что это привело к тому, что возросла вероятность развития ситуации, в которой «частные внешние кредиторы могут понести значительные убытки вследствие того, что правительство Украины планирует реструктуризовать большую часть своих выпущенных евробондов». Такое заявление объясняется тем, что министр финансов Украины Наталья Яресько объявила о планах исполнительной власти добиться списания части государственного долга. Об этом же заявил и премьер-министр Арсений Яценюк, который видит в таком шаге способ уменьшения нагрузки на государственный бюджет Украины. Символично, что планы правительства на Украине не включают реструктуризацию валютных кредитов для своих граждан, поскольку это идет вразрез с рекомендациями МВФ.
По словам госпожи Яресько переговоры с кредиторами Украина намерена завершить к концу мая, а в случае их провала выделение второго кредитного транша МВФ окажется под вопросом. В этом году фонд может предоставить до 10 миллиардов долларов займов — половина из которых уже была перечислена.
Обосновывая необходимость списания части государственного долга в правительстве Украины ссылаются на то, что одно из условий выделения кредитов со стороны международных партнеров Киева, включая ЕС, — это снижение уровня государственного долга страны до 71% к 2020 году.
Интересно, как это заявление соотносится с тем, что среди стран ЕС среднее значение этого показателя составляет 86,6%, а среди участников еврозоны — и того более, 92,1%? И это — цифры без учета долгов населения, банков и организаций в этих странах.
Быть может, кто-то скажет, что ассоциация Украины с ЕС направлена на снижение долгового бремени этой страны, правда тогда возникает вопрос: а зачем международным финансовым организациям давать миллиарды долларов новых займов? Более того, показателен пример последнего присоединившегося к Европейскому союзу государства — Хорватии. Напомним, что эта страна стала участником ЕС 1 июля 2013 года с общим уровнем государственного долга к ВВП в 75,7%. После вступления в Евросоюз задолженность в 2014 году выросла до 81,4%, но это не все: по официальному прогнозу Европейской комиссии государственный долг Хорватии будет только расти: в текущем году — до 84,9%, в 2016 году — до 88,7%. Так о каком «потолке» долга в 71% от ВВП говорят в Киеве, когда пытаются обосновать списание долгов?
Важно и то, что говоря о необходимости списания части государственного долга Украины, правительство Яценюка не предоставляет той экономической программы развития страны, которая бы заслужила доверие деловых кругов Запада. Ведь падение гривны, массовое закрытие отделений иностранных компаний на Украине — это все свидетельства того, что западный бизнес не переваривает пустопорожнюю говорильню о «свободе слова» и «демократии» на Украине, ради которой теперь ему предлагают согласиться на миллиардные потери — около 15,3 миллиарда долларов на протяжении ближайших четырех лет, растущую коррупцию и отсутствие внятного курса развития кроме общих слов и высокопарных деклараций.
Причем в замешательство западные деловые круги вводят сами политики из числа западных партнеров Киева: все бизнесмены помнят как по мановению пальца много лет бывший легитимным и демократически избранным президент Янукович вдруг, по мнению некоторых политиканов в Брюсселе и Вашингтоне, потерял указанные свойства.
Важно подчеркнуть, что Киев оказался в шаге не только от финансового банкротства, но и в ситуации тотального дефицита идей по развитию экономики государства с населением в почти 43 миллиона человек. 1998 год дал урок России: сильно полагаться на внешние источники заимствований для поддержки финансовой системы страны рискованно. К текущему моменту соотношение задолженности России к ВВП является одним из самых низких в мире, и страна вежливо пропустила вперед множество других государств по этому показателю.
Ситуация на Украине во многом схожа с тем, что было в России в 1998 году. Один из ключевых факторов ухудшения финансовой ситуации в стране — это падение экспорта. Как показывают статистические данные, ставка на развитие экономических отношений с участниками Евросоюза полностью провалилась, причем это стало очевидно уже по итогам прошлого года, а торговые связи с государствами СНГ резко сократились. Очевидно, что нет никакой альтернативы для развития экономики Украины, иначе как через увеличение внешнеторгового оборота со странами Евразийского экономического союза.
Символично, что столкнувшаяся с давлением некоторых политиков ЕС и подковерной игрой НАТО Македония, в лице вице-премьера и министра финансов Зорана Ставрески заявляет, что Россия является одним из важнейших экономических и политических партнеров страны, и что власти Македонии намерены наращивать двухсторонний торговый оборот.