19 марта 2015 года Россия внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции по выполнению минских договоренностей об урегулировании конфликта на востоке Украины. По словам постоянного представителя России при ООН В.Чуркина, этот документ нацелен на то, чтобы еще раз подтвердить необходимость соблюдения минских соглашений. В конкретном плане, имеется в виду подчеркнуть важность начала диалога между Киевом, Донецком и Луганском в отношении модальностей проведения местных выборов.
Российский демарш в ООН явился следствием негативного сдвига в политической обстановке на Юго-Востоке Украины, спровоцированного принятием Верховной Радой Украины закона № 256-VIII «О внесении изменений в статью 10 закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
Как известно, 12 февраля с.г. в Минске на встрече лидеров «нормандской четверки» с участием представителей ополчения были четко определены шаги, которые предстоит осуществить в интересах военно-политического урегулирования ситуации на Украине. В частности, предполагалось, что сразу после отвода тяжёлых вооружений должен начаться диалог с Донецком и Луганском по модальностям проведения местных выборов в соответствующих районах двух областей.
Имелось также в виду, что на 30-й день после подписания минского документа от 12 февраля с.г. должно быть принято постановление Верховной Рады Украины, определяющее конкретные населённые пункты, на которые будет распространяться закон о местном самоуправлении или, как его ещё называют, об особом статусе. Закон был принят Верховной Радой осенью прошлого года, но отсутствие в нём описания территорий, на которые он распространяется, не позволял ввести его в действие. От украинской стороны требовалось лишь обозначить населённые пункты и конкретные регионы и ввести именно сейчас особый статус на территориях, где население проголосовало за своих руководителей.
Однако принятые вместо этого Верховной Радой 17 марта с.г. по предложению Президента П.А.Порошенко решения, по сути, полностью перелицовывают минские договоренности, обусловливая введение закона об особом статусе необходимостью проведения выборов на Юго-Востоке Украины по украинским законам без их согласования с лидерами ополчения с целью, как нетрудно догадаться, замены избранных жителями этих территорий лиц на представителей, удобных Киеву. Из постановления Верховной Рады вытекает, что закон об особом статусе вступит в силу только тогда, когда руководить этими территориями будут те, кого одобрит Киев.
Тем самым все достигнутые в Минске договоренности пущены под откос. Украинская сторона могла не признавать результаты выборов, но выполнять то, о чем договаривались — это минимум, который должен был сделать Киев. «Pacta sunt servanda» — один из коренных принципов международного права.
Более того, Киев поставил вопрос о введении миротворцев в зону конфликта, что также не предусмотрено ни Минским протоколом от 5 сентября 2014 г., ни Меморандумом от 19 сентября 2014 г., ни Комплексом мер от 12 февраля этого года. И нарушает, таким образом, всю логику мирного плана, выработанного с таким трудом. Это де-факто очередная попытка выйти из Минских договоренностей. Киев даже не смутил тот факт, что вопрос о направлении миротворцев относится к исключительной компетенции ООН.
Реакция провозглашенных республик не заставила себя ждать. Их руководители А.Захарченко и И.Плотницкий в совместном заявлении подчеркнули: «В свое время без энтузиазма, но все-таки мы согласились на особый статус Донбасса в составе обновленной Украины, хотя наш народ хочет полной независимости. Мы пошли на это, чтобы перестала литься братская кровь. Но Украина не обновилась… Отказав Донбассу в особом статусе, Киев растоптал хрупкий Минский мир».
В совместном заявлении А.Захарченко и И.Плотницкого дана критическая оценка и тому факту, что решение Верховной Рады содержит перечисление только тех населенных пунктов, которые обозначают линию соприкосновения, а не всех районов, городов, поселков, сел, в которых должен быть введен особый статус, как того требует ст. 1 Закона Украины об особом статусе, принятого в прошлом году.
Как теперь будет развиваться политический процесс на Украине? Очевидно, что своими действиями украинская сторона внесла серьезное обострение в ситуацию на Юго-Востоке страны, если не завела ее в очередной раз в тупик. Одновременно Киев поставил в щекотливое положение руководителей Франции и Германии, выступивших соавторами ее достигнутых в Минске договоренностей.
Однако подобный поворот событий, судя по всему, вполне устраивает Вашингтон. Решение Верховной Рады предоставить особый статус территориям на Донбассе только после местных выборов, проведенных по украинским законам, поддержал вице-президент США Д.Байден, сообщивший об этом в ходе телефонного разговора с президентом Украины П.Порошенко. Давно стало очевидным, что мир на Украине не нужен заокеанским покровителям Киева, разыгрывающим в свих интересах «украинскую» карту на постсоветском пространстве. Реакция Вашингтона на решения Верховной Рады стала новым подтверждением этого вывода.
И тем не менее, единственно верный путь к стабилизации обстановки на Юго-Востоке — вести дело к соблюдению минских договоренностей, привлекать внимание европейских партнеров к нарушению киевскими властями политической части минского пакета, призывать их предпринимать совместные трёхсторонние демарши перед Киевом с тем, чтобы побудить его выполнять то, под чем он подписался в Минске. Важным инструментом в этой работе призвано стать и активное задействование ресурса ООН.