МВФ одобрил новый пакет финансовой помощи для Украины в сумме 17.5 миллиардов за 4 года, первые 5 миллиардов должны поступить 13 марта. Кроме того, он выпустил финансовый план для страны. Тщательно изучив его, мы нашли его недостаточным в нескольких ключевых областях.
Во-первых, это ожидания МВФ в отношении бюджетного дефицита Украины. Он ожидает, что «основной» бюджетный дефицит (куда не входят выплаты по процентам) полностью исчезнет в следующем году, «направив долг по устойчивой нисходящей траектории». Не слишком ли многого он просит?
В прошлом году основной дефицит правительства и «Нафтогаза», государственной газовой компании, составлял —6.9%. Это довольно много (Португалия имела примерно такой же дефицит бюджета в 2009 году). Но, как показывает первый график, МВФ требует некоторых жёстких реформ. График показывает, что произойдёт с бюджетным дефицитом, когда ударит кризис (первый год — предшествующий кризису). Через пять лет после кризиса бюджетный дефицит четырёх выделенных стран падает, кода проходит влияние кризиса. Когда страна на графике опускается ниже нуля, она имеет первичный профицит бюджета. Греция и Португалия пережили особенно глубокое падение. МВФ ожидает, что Украина достигнет уровня сбалансированности Греции, на что ушло 4 года, всего за год. А его предсказание экономического роста безумно оптимистично.
Какой вид примет эта жёсткая экономия? Сокращение огромного дефицита «Нафтогаза», государственной газовой компании, должно сэкономить много денег. «Нафтогаз» это огромная финансовая чёрная дыра (5.7% ВВП за прошлый год), потому что она продаёт газ украинцам намного ниже стоимости его импорта. Всё это ещё больше усугубляется разгулом коррупции. Однако МВФ ожидает, что дефицит «Нафтогаза» исчезнет к 2017 году. Один из способов этого добиться — повышение цен на газ. Через две недели розничные цены на газ для домохозяйств вырастут на 284%. Новые оценки предполагают, что, для достижения рыночного уровня, некоторым потребителям скоро придётся пережить рост цен более чем на 200% в долларовом выражении.
Откуда ещё может прийти эта сбалансированность? МВФ не хочет сильного роста налогов, а хочет вместо этого, чтобы вынести бремя, сокращения расходов (см. второй график). Например, расходы на пособия по безработице и страхование по нетрудоспособности к 2017 году должны сократиться примерно на 30% от уровня 2013 года. Это не назовёшь хорошей новостью, особенно когда МВФ ожидает также роста безработицы до 11.5% в этом году (рост по сравнению с 7.3% в 2013). Другими словами, будет меньше денег для выделения инвалидам и безработным.
Тем не менее, в финансовом плане утверждается, что «компенсационных меры для защиты самых уязвимых слоёв населения в настоящее время расширяются». План прогнозирует, что:
«Общие расходы на программы социальной поддержки к 2015 году достигнут 4.1% ВВП, это на 30% больше по сравнению с 2014 г… Кроме того, расходы на выплату пособий по безработице увеличатся на 15%».
Звучит великолепно. Но при ближайшем рассмотрении всё выглядит несколько не так. Это заявление не говорит, будет ли этот рост учитывать инфляцию или нет. Что на самом деле важно, поскольку уровень инфляции на Украине сейчас превышает 30% в год.
Так что на самом деле произойдёт? Цифры в других местах в документах показывают, что это действительно рост в номинальном выражении. Расходы на социальные программы в этом году достигнут 4,1%, но это рост всего в 0.3 процентных пункта от последнего. (А бюджет самого правительства в настоящее время прогнозирует, что они сократятся на 0.1 процентных пункта — ред.). Прогнозы МВФ показывают, что доля ВВП, потраченная на социальные пособия в целом, сократится с 21,1% в 2014 году до 18,4% в следующем году.
Есть несколько светлых пятен. Капитальные вложения правительства, например, должны вырасти. Но в целом всё это выглядит довольно мучительным. Это неизбежный результат попыток Запада полагаться на МВФ, чтобы подтолкнуть экономику. Совет фонда не может одобрить предоставление финансовой помощи, если сочтёт, что фонд потеряет деньги. Вот почему он настаивает на такой жёсткой экономии. А финансирование МВФ ограничивается поддержанием бюджета: он не может предоставлять долгосрочные инвестиции, в которых отчаянно нуждается Украина.
Это должны делать такие организации, как Европейский союз и Америка, но до сих пор они держатся на заднем плане. Но без намного более обширной, долгосрочной инвестиционной программы украинская экономика продолжит балансировать на грани краха.
Перевод — ПолиСМИ