Прошёл год с момента начала «Крымской весны». Её главный политический итог — наглядный пример для других регионов Украины, что можно покинуть больной государственный организм, когда неизлечимый недуг националистического радикализма уже поразил все главные органы.
В успешный финал «Крымской весны» не верили даже на полуострове. Любой здравомыслящий человек в начале марта 2014 года не дал бы 100 % гарантии, что всё происходящее закончится так, как в итоге произошло.
Вероятно, именно поэтому опьянённые победой в так называемой «Революции достоинства» новые украинские вожди не стали предпринимать никаких попыток наладить конструктивный диалог с властями Крыма, которые, если быть объективным, на тот момент пребывали в изрядной растерянности. Поначалу требования Симферополя носили характер прошения реальной политической и экономической автономии, но в рамках Украины.
Будем откровенны: в случае реальной федерализации Украина имела шанс сохраниться в прежних границах.
Так ли плоха федерация, как её «малюют» в Украине? Существует несколько видов федераций и некоторые из них показали свою изрядную способность в нахождении компромисса в сложных исторических условиях.
При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, США, Германия), в национальных — по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны, и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).
«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии (выхода из состава государства какой-либо его части). Предполагается, что таковым станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине). Ранее мягкой федерацией по итогам всесоюзного референдума должен был стать обновлённый Союз ССР — Союз Суверенных Государств, но после августовского путча проект был свёрнут.
Что же негативного увидели для себя киевские власти в идеи федерализации Украины, принимая во внимание, что это изначально устроило бы Крым и устраивало Донбасс? Вероятно, весь федеративный негатив для Киева собран в следующих тезисах: в федеративном государстве, в отличие от унитарного (коим считает себя Украина), имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией, субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
То есть, победители «Майдана 2.0» не захотели делить власть в парламенте с представителями всех областей и точек зрения на будущее Украины. А сама мысль о том, что каждая область сможет принять свою конституцию и другие законы, вероятно, до сих пор приводит украинских националистов в тихий ужас.
Западные страны и военно-политические блоки год назад воспринимали Украину как торт, пускай и без вишенки сверху, но доставшийся почти даром! И, конечно, никто из них не желал резать этот торт на куски, ведь делиться никто не собирался. Но так случилось, что сначала часть торта выпала и была подхвачена РФ, два других куска уже почти год как стали отламываться, да и сам дармовой торт напоминает уже даже не пирог, а просто чёрствую лепёшку. Видимо, поэтому стали всё чаще звучать мысли с Запада о том, что цивилизованная федерализация Украины может стать для неё спасением, как в политическом, так и в экономическом плане.
И пускай в отделившемся Крыму на данный момент множество разных проблем, в разы больше их у ДНР и ЛНР, но эти регионы сделали свой выбор, хотя никаких вариантов для выбора Украина им не предоставила. Остаться в так называемой «Единой Украине» под гнётом радикальных националистов — это вариантом назвать нельзя.
Вероятно, новая украинская власть всерьёз задумается о федерализации, когда возникнет перспектива лишиться Харькова или Одессы. Но стоит ли дотягивать до момента, когда страна превратится в «Error 404»?