Несмотря на подписанные Минские соглашения, накал риторики США в отношении России не снижается, а вопрос введения новых санкций не снимается с повестки дня. События прошлого года предельно ясно продемонстрировали, что практически любое действие России — будь то увеличение дотаций для Абхазии либо заключение новых торгово-экономических контрактов с Индией — вызывает у американского истеблишмента недовольство и острое желание ввести все новые и новые санкции. Ясно, что даже такая Россия — встроенная в глобальную финансовую систему отнюдь не на ведущих позициях, принявшая правила ВТО и отчасти продолжающая вкладывать резервы в американские ценные бумаги — все равно не устраивает заинтересованных в продолжении своего мирового доминирования США.
Причина заключается в проведении Россией суверенной внешней политики, институциализации международных организаций как каркаса будущего многополярного мира (ЕАЭС, ШОС, БРИКС), постепенном переходе от доллара на национальные валюты в международных расчетах и модернизации армии. Кроме того, США продолжают считать себе монополистом в принятии важнейших глобальных решений в военно-политических вопросах и вопросах мироустройства, поэтому с их точки зрения, Россия, проводя активную внешнюю политику, уже не первый раз нарушает эту американскую монополию. К этим нарушениям относится и поражение американского сателлита Грузии в Пятидневной войне в августе 2008 года, и сохранение при содействии России власти президента Башара Асада в Сирии, и присоединение Крыма и помощь Донбассу.
По этим причинам давление США на Россию будет усиленно продолжаться, тем более США объективно остаются сверхдержавой, а давление на Россию не потребует от США серьезного расхода ресурсов. Целью США является отказ России от активной внешней политики — об этом недвусмысленно было сказано еще в 2012 году Хилари Клинтон, которая предостерегала Россию от создания проектов интеграции на постсоветском пространстве. Впрочем, не откажутся США и от дезинтеграции России через десятилетие — об этом можно узнать из доклада разведывательно-аналитического центра Stratfor, появившегося недавно в Сети. Если говорить конкретно о способах давления и ослабления России, то методы и инструментарий США будут выглядеть следующим образом.
1. Продолжится информационная война, целью которой будет деформация образа России в мире и представление действующей власти как «кровавого диктаторского режима». Этому отлично могут поспособствовать провокации против представителей оппозиции (например, убийства оппозиционных деятелей — как в случае с Немцовым — авт.) — вспомним каким пятном на репутации украинской власти времен Кучмы легло «дело Гонгадзе». Также в информационном поле будут появляться новые провокационные поводы, используемые против России, как это было с делом Магнитского или делом Pussy Riot.
2. Будет возобновлена киевским режимом, подконтрольным США, война на Донбассе — ее целью является поддержание постоянного очага напряженности в Европе, разрывающего кооперационные цепочки Евросоюза и России. Хорошо видно, что основным бенефициаром напряженности в Европе является США — экономические связи ЕС и РФ ослабевают, доллар существенно укрепился против практически всех остальных мировых и национальных валют, а главный американский, а следовательно и мировой, фондовый индекс S&P 500 продолжает брать новые исторические максимумы. Увидим новые «неопровержимые» доказательства присутствия российских войск на Донбассе — как повод для введения новых санкций и представление России как страны-агрессора.
3. Санкции, безусловно, будут продолжены и скорее всего даже ужесточены, как минимум со стороны США, — в чувствительных для российской экономики энергетической и банковской сферах. Возможны новые спекулятивные атаки на рубль и манипуляции на мировом рынке нефти. Информационная составляющая важна и в этом аспекте — Россию в западном информационном поле из-за санкций не раз назовут «страной-изгоем». А вот возобладает ли у Евросоюза здравый смысл либо будет превалировать атлантическая солидарность в вопросах введения новых санкций — пока ответить трудно.
4. Удар попробуют нанести по партнерам России — Белоруссии и Казахстану, где в этом году запланированы президентские выборы — хороший повод для организации «цветной революции». Не следует упускать из виду и ситуацию в Армении, где в январе были попытки дестабилизации ситуации в связи с трагическим событием — убийством семьи в Гюмри, в котором подозревается российский военнослужащий. Обострение ситуации возможно и в Центральной Азии — в Афганистан, на границу с Таджикистаном, входящего с Россией в ОДКБ, стягиваются боевики так называемого Исламского государства (ИГ).
5. На постсоветском пространстве, в зоне интересов России и ее союзников, будут попытки разморозить замороженные конфликты — так, летом 2014 года уже был осуществлен ряд провокаций в Приднестровье и Нагорном Карабахе. Кроме того, усилится блокада двух анклавов — Крыма и все того же Приднестровья.
6. В Прибалтике у российских границ будут развернуты силы быстрого реагирования и командные центры сил реагирования НАТО, в Черное море регулярно будут активно заходить корабли стран альянса — видна попытка втянуть Россию в гонку вооружений по аналогии с периодом Холодной войны (1946-1991).
7. Повышается угроза терактов в России — будет активизировано ваххабитское подполье на Северном Кавказе (декабрьские теракты в Грозном тому подтверждение — авт.), возможен экспорт угрозы исламского фундаментализма из Центральной Азии. Так же не стоит недооценивать угрозу терактов со стороны украинских праворадикалов в приграничных областях.
8. Увеличится количество уличных мероприятий российской оппозиции — возможны акции прямого действия и различные сомнительные акции вроде прошедшего в интернете в августе 2014 года «Марша за федерализацию Сибири», максимальной целью которых является делегитимизация власти и создание предпосылок для дезинтеграции России.
Рецептом противодействия и купирования всех возможных угроз может быть лишь продолжение курса на отстаивание национальных интересов и суверенитета. Развитие международных отношений с традиционными союзниками новыми центрами силы, адекватное информационное противодействие, диверсификация экономики и импортозамещение, укрепление системы национальной обороны, смягчение социального неравенства — именно на этом должен быть сделан акцент в краткосрочных и долгосрочных стратегиях модернизации России.