МВФ отменяет действующую, подписанную весной 2014 года, программу кредитования Украины на 11 млрд. СПЗ (специальных прав заимствования, Special Drawing Rights) и вводит новую, на 12,35 млрд. СПЗ (1 СПЗ сейчас равен примерно 1,41 доллара США). Выделение средств по новой программе благоразумно растянуто на 4 года и поставлено в зависимость от выполнения украинскими властями условий Фонда.
Скорее всего, до украинских властей дойдёт только первый и, менее вероятно, второй транш новой кредитной программы. История показывает, что Украина, как правило, не выполняла условия Фонда и, как следствие, выбирала в подавляющем большинстве случаев лишь часть из зарезервированных для неё сумм. За последние 20 лет из объявленных МВФ по украинским программам 36,3 млрд. СПЗ Украина получила только 11,7 млрд. СПЗ. Для примера:
- нынешняя, «самая демократическая и прозападная власть» получила 3 млрд. СПЗ из 11 млрд. СПЗ возможных
- «режим Януковича» — 2,25 млрд. СПЗ из 10 млрд. СПЗ
- «помаранчевый урьяд» образца 2008-2009 годов- 4 млрд. СПЗ из 11 млрд. СПЗ
Так же, как и весной 2014-го, и в этот раз МВФ озвучил огромную сумму, 40 млрд. долларов, которые может получить Украина в течение 4 лет из различных источников, включая 17,5 млрд. долларов от самого МВФ. Год назад речь шла об общей сумме помощи Украине в размере 27 млрд. долларов на протяжении двух лет.
Значительное внешнее кредитование Украины в 2014 году (в эквиваленте 94,8 млрд. гривен по данным Минфина Украины) не уберегло население Украины ни от девальвации гривневых сбережений и доходов, ни от нарастающей безработицы.
Разумно ожидать, что как и в предыдущих случаях, до украинских властей дойдёт лишь часть названных сумм. Однако ужаться населению Украины предстоит уже заранее, до получения кредитов от МВФ: «правительство готово к предварительному выполнению мероприятий по новой программе — включая дальнейшие значительные повышения энергетических тарифов» (из заявления главы МВФ, в авторском переводе). О других, социально тяжёлых мерах, в заявлении прямо не сказано, но они будут расписаны в новом соглашении с МВФ. Там, вероятно, окажутся заморозка зарплат и соцвыплат, сокращения госслужащих, увеличение налогов и другие меры, направленные на сокращение расходов и увеличение доходов госбюджета.
Чего в новом соглашении наверняка не будет, так это мер, направленных на рост экономики. Никаких точек роста, стратегий экономического развития в программах МВФ не бывает (по крайней мере, в программах для Украины). Малый бизнес, в подавляющем большинстве случаев, весьма низкопроизводительный, на Украине довольно развит, хотя он в последний год страдает от ослабевшего (искажённого) правопорядка в стране.
Что касается более крупных предприятий, они, к сожалению, не могут воспользоваться преимуществами больших рынков: ни рынка ЕС, куда украинских производителей пускают только в ограниченных сегментах и весьма скудных объёмах, ни рынка ЕАЭС, от которого население Украины, в большинстве своём введённое в еврораж, безрассудно отказалось.
А пока что страна всё более погружается в обнищание и деиндустриализацию. Если каким-то чудом объявленное перемирие всё-таки станет устойчивым, население Украины будет задавать своим "очильныкам" (руководителям) всё чаще и настойчивее вопрос: где это? то есть, где обещанное год назад евроблагоденствие? И в сказки о "злом Путине" и "диких ватных россиянах", которые опять помешали создать на Украине евросчастье, жители Украины верить будут всё меньше. Что произойдёт дальше, точно прогнозировать невозможно. Одно практически очевидно — государство Украина в его нынешнем виде обречено.
Понятно, что МВФ по политическим причинам не мог наотрез отказать украинским властям в новых кредитах. Но предложенная формула — программа, растянутая на 4 года, обязательное выполнение предварительных условий — позволит МВФ, как и прежде, легко отказаться от финансирования надоевших всем украинских властей, в какие бы цвета последние себя ни окрашивали.