Президент РФ Владимир Путин 9-10 февраля нанес официальный визит в Каир, где провел переговоры со своим египетским коллегой Абделем Фаттахом ас-Сиси по вопросам укрепления стратегического партнерства и активизации экономического и военного сотрудничества.
«Первым сигналом визита было то, что две страны недовольны американской гегемонией в мире, как в политическом, так и в экономическом отношении», — сказал Нурхан аль-Шейх, профессор политологии Каирского университета и эксперт по России.
По его словам, недовольство Египта и России американским доминированием также находит отражение в высказываниях Ф. ас-Сиси о необходимости «создания более справедливой международной экономической системы».
Хотя Ф. ас-Сиси напрямую не называл США, египетский президент во вторник на совместной пресс-конференции с В. Путиным заявил, что мир нуждается в развитии «международной системы, которая является более демократической, более справедливой и безопасной для всех стран».
Египет подвергался критике Запада, где главенствует США, с момента, когда военный лидер Ф. ас-Сиси руководил свержением бывшего президента Мухаммеда Мурси в июле 2013 года, тогда как Россия страдает от американского давления и санкций из-за украинского кризиса.
Эксперт охарактеризовал визит Владимира Путина в Каир как «поддерживающий и честный», так как он показал уверенность России в египетской стабильности до того, как в марте в египетском городе Шарм-эш-Шейх пройдет долгожданный экономический саммит для презентации возможностей Египта для иностранных инвестиций.
«Этот визит является российским доказательством того, что Египет достаточно стабилен, безопасен и благонадежен для стратегического партнерства и крупных иностранных инвестиций», — добавил профессор, отметив, что Каир стал первым пунктом в зарубежных поездках В. Путина в 2015 году.
Так же как российская поддержка важна для Египта в его «борьбе с террором» и стремлении к развитию, так и России нужен Египет в качестве портала для поддержания своих интересов на Среднем Востоке и преодолении попыток экономической изоляции, предпринятых США.
Ф. ас-Сиси и В. Путин договорились создать атомную электростанцию в одном из прибрежных городов Египта, российско-египетскую зону свободной торговли, а также российский индустриальный город рядом с районом Суэцкого канала.
«Россия удовлетворит потребности Египта в энергетических проектах и сделках с оружием, тогда как Египет предоставит России сельскохозяйственные материалы и другие предметы потребления, на которые повлияли западные санкции», — продолжил профессор, — что показывает, насколько велик взаимный интерес».
Владимир Путин заявил во вторник в Каире, что в Египте работают более 400 российских компаний, три млн российских туристов посетили Египет в 2014 году, что на 50 проц. больше, чем в 2013.
Годовой объем российско-египетской торговли превысил 4 млрд долларов США, и ожидается, что он достигнет 5 млрд долларов в ближайшем будущем.
«Решение Египта и России заменить доллар в двусторонней торговле на свои валюты также является частью их политики против гегемонии США», — заявил Абдель-Монейм Фавзи, глава международного отдела государственной газеты «Аль Гумхурия».
А.-М. Фавзи отметил, что Россия до этого уже делала похожие шаги вместе с близкими союзниками, такими как Китай и Тайланд, которые выглядят попыткой России «стряхнуть корону с американского доллара».
По словам эксперта по международным отношениям, российско-египетский подход дает понять, что структура международной системы не может быть «однополярной».
«Например, Китай является второй экономикой в мире, но в отличие от США не пытается навязать свою волю другим странам; то же относится и к России», — заключил А.-М. Фавзи.
Подход А.-М. Фавзи перекликается с позицией Н. аль-Шейха, что у России и Египта взаимодополняющие интересы, и страны нужны друг другу для поддержки в области политики и экономики, «в то время как США пытаются раскроить мир в соответствии со своими представлениями и желаниями».
Главы России и Египта также занимают одинаковые позиции по региональным и международным вопросам, включая необходимость достижения политического решения кризисов в Сирии, Ливии, Ираке и Йемене, а также по внедрению принципа «два государства для двух народов» для завершения палестино-израильского конфликта.