Вчера у Украины произошло ровно то, о чём можно было догадаться ещё год назад — Украина отпустила в свободное плавание курс своей национальной валюты.
Тогда, 18 марта прошлого года, всего через два дня после крымского референдума, траектория полёта страны уже была однозначно задана. Вопрос был исключительно в сроках и в масштабах неизбежно складывающейся ситуации.
За прошедший неполный год гривна упала уже более, чем в три раза: от домайданного уровня в 8 гривень за доллар и до фактического межбанковского курса вчерашнего дня, который уже уверенно перешагнул отметку в 25 гривен за доллар.
Однако теперь всех читателей волнует уже совсем другой вопрос: не то, будет ли дефолт страны или не будет, а когда он будет и какие последствия он будет иметь.
Скачок валютного курса — это первый признак приближающегося дефолта. Внешнеэкономические игроки (импортёры и экспортёры) в ситуации экономической неопределённости начинают действовать на рынок не разнонаправленно, как обычно это бывает (импортёры покупают валюту, а экспортёры её продают — авт.), а начинают «качать лодку» в одну сторону.
В простых действиях это выливается в то, что импортёры покупают валюту «впрок», в экспортёры, наоборот — эту же валюту и придерживают.
Обычно в такой ситуации повышательного воздействия на рынок валюты стабилизатором курса выступает Национальный банк, который либо заставляет импортёров и экспортёров действовать более приближённо к реальной модели их экономической деятельности (проверяет контракты импортёров, вводит требование об обязательной продаже экспортной валютной выручки, требует соблюдение валютной дисциплины от банков = авт.), либо же просто выходит с валютными интервенциями, гася избыточный спрос на иностранную валюту из собственных «закромов».
Но, как мы помним, нынешние закрома НБУ практически пусты (говорить о возможностях интервенции при уменьшении резервов НБУ на 14,8% за месяц и при их общей сумме в 6,42 млрд. долларов — чистое безумие), поэтому второй вариант, вариант распечатки критических, последних «закромов» НБУ — нереален.
Первый же вариант (административное удержание курса) судя по всему был просто признан не соответствующим ситуации.
Всё дело в том, что, несмотря на катастрофическое падение украинского импорта, за 2014 год так и не удалось полностью добиться балансировки внешнеэкономических потоков страны.
Согласно уже опубликованной статистики, за 11 месяцев 2014 года Украина всё-таки смогла выйти на крошечное положительное сальдо торгового баланса — за 11 месяцев страна заработала целых… 290 миллионов долларов свободной валюты. Или же — по 7 долларов на брата, если пересчитать на подушевой заработок каждого гражданина остатков Украины.
Однако, уже в декабре, судя по складывающейся картинке текущих платежей, ситуация с сальдо внешнеторгового баланса была совершенно иной — ситуацию резко просадили вниз оплата остатка газового долга (1,65 млрд. долларов) и авансовый платёж за 1 млрд. м3 российского природного газа (ещё 378 млн. долларов).
Не хочу забегать вперёд, но исходя из таких цифр, можно ожидать, что Украина сведёт 2014 год с дефицитом счёта торгового баланса в районе 1,65-1,75 млрд. долларов.
Опять-таки, эти деньги надо откуда-то брать. Если вы посмотрели на цифры торговых операций Украины по вышеприведенным ссылкам, то уже знаете, что за 11 месяцев 2014 года Украина ввезла импорта почти что на 50 млрд. долларов (если быть точным — на 49,82 млрд.). За год эта цифра составит около 54 млрд. долларов. Или же — около 1350 долларов на каждого гражданина Украины.
Понятное дело, что сумма импорта — это не только чистое потребление людей, тут есть и продукция группы «А» (товары промышленного назначения — ред.), и энергоносители, и оборудование и прочие очень необходимые стране, но совершенно невидимые для простых граждан вещи.
Однако, понятное дело, «деньги не пахнут». С чего-то надо будет начинать. И резать скорее всего, будут именно личное потребление граждан. Ну и инвестиционные программы бизнеса. Отказаться от природного газа, да ещё и зимой, будет гораздо труднее. Как и от мазута, бензина и дизельного топлива.
Опять-таки, резать будут по-разному. Для кого-то и жемчуг мелкий, а кому-то и на хлеб не хватает. Но хлеб всё-таки пока у страны есть.
Тогда просто, не мудрствуя лукаво, поделим цифру дефицита в 1,75 млрд. долларов на 54 млрд. И получим — весьма скромную цифру в 3%. Именно настолько сегодня несбалансирован счёт торгового баланса по импорту.
Скажу лишь для сравнения, что по итогам 2014 года, даже несмотря на падение на 2/3 за 8 месяцев, импорт только легковых автомобилей в страну составит около 1,3 млрд. долларов. А всего транспортных средств ввезли за весь 2014 год и того больше — почти что на 3 млрд. долларов. С общим падением по этой группе на 55%.
Основная опасность для страны в текущем её состоянии не чисто физические показатели импорта и экспорта, а обязательства по финансовому счёту. Физический импорт страны уже очень близок к её экспорту, а вот финансовые кандалы — ужасающи.
В 2015 году Украина должна выплатить 11 млрд. долларов по внешним финансовым заимствованиям.
Если просто приплюсовать эти цифры к дефициту торгового баланса, то ситуация уже резко поменяется: вместо 3% падения мы получим катастрофу в 23% падение чистого импорта. Просто для целей балансировки общего внешнеэкономического счёта страны.Тут одними импортными «тачками» уже не отделаться. Надо будет залезать в гораздо более чувствительные категории и группы товаров.
В общем — если кто с радостью ждёт дефолта Украины, то я бы его реально боялся.
Дефолт позволит киевскому режиму уйти от ответственности по неподъёмным внешним долгам, окончательно сбалансировать некритический импорт и продолжить текущую кровавую политику.
И, кстати, позволит гораздо проще удерживать под контролем социальный протест — просто потому, что терять в этом случае надо будет в реальности гораздо меньше, нежели в случае продолжения уже совсем небесплатного банкета на заёмных деньгах. Другой вопрос — позволят ли объявить дефолт Украине её западные кукловоды.