О вероятных направлениях дальнейшего сотрудничества можно предположить по тому, что ЕС готов создать Европейский фонд стратегических инвестиций (ЕФСИ). Фонд создается с целью привлечения финансирования для стратегически долгосрочных проектов в сферах транспортной инфраструктуры, исследований, образования, возобновляемой энергетики и энергоэффективных технологий и в дополнение к имеющимся программам ЕС и традиционной деятельности Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Фонд также будет участвовать в финансовой поддержке мелкого и среднего бизнеса. Предполагается, что ЕФСИ начнет функционировать в июне 2015 года. Ожидается, что за три года он сможет аккумулировать 315 млрд евро посредством взносов государств-членов, национальных банков, а также частных инвесторов. По всей видимости, смелый финансовый проект должен внушить некую уверенность европейским инвесторам и оживить стратегию ожидания.
Создание ЕФСИ говорит о том, что европейский бизнес не настроен долго терпеть санкционный режим и топтаться на месте в режиме ожидания. Скорее всего, именно предприниматели переломят ситуацию в сторону продуктивного диалога, так как создание подобных фондов предполагает и реализацию долгосрочных инвестиционных проектов. Сегодня в силу своего основного предназначения именно торгово-промышленные палаты оказались на линии санкционного фронта и формирования совместных действий по выходу из режима ожидания.
Но насколько сильно желание сторон восстановить партнерский диалог? И готов ли бизнес рисковать, оставаясь на российском рынке?
Финляндия
Традиционный ежегодный семинар Финско-Российской торговой палаты (ФРТП) «Взгляд на Россию»/ Visiona Venäjä был посвящен теме модернизационных проектов России и их перспектив. Интригующий и актуальный взгляд на российскую действительность привлек более 100 специалистов по ведению бизнеса в России.
В рамках обсуждения поднимались проблемы экономики, политики и деловой среды в России, также рассматривались примеры удачного ведения бизнеса в нынешних условиях и новые возможности для деятельности финских компаний в России. Красной нитью через все выступления прошла мысль о том, что односторонняя структура экономики России в условиях снижения мировых цен на нефть приводит страну к неизбежной потребности в модернизации.
Председатель правления ФРТП Эско Ахо, сравнивая современную Россию и СССР, считает, что в обеих экономиках прослеживается сильная зависимость от нефтяных доходов, слабая диверсификация и низкая производительность труда, к различиям эксперт относит тесную глобальную связь России с внешним миром, возросшую ресурсную обеспеченность и рыночную экономику.
По его мнению, различные модернизационные проекты выполнялись в стране и ранее, но их достижения были незначительны в сравнении с теми проблемами, с которыми Россия столкнулась сегодня. Падение цен на нефть заставляет и даже подстегивает Россию к модернизации. Однако Россия не сможет модернизировать страну в одиночку, ей нужны сильные партнеры. Поскольку интересы США и Китая не лежат в плоскости модернизации России, то пригодным партнером остается ЕС.
«Это открывает перед финскими игроками широкий спектр возможностей, например, в реализации российской реформы теплоэнергетики и проектов в области энергоэффективности, модернизации производственных технологий, внедрении экологически чистых технологий и экспорте арктических технологий», — заявил Эско Ахо.
Также ряд финских экспертов считают перспективной на российском рынке нишу интернет-торговли, размер которой составляет 16 млрд долларов, и предполагается, что это только начало роста.
Так, по мнению ряда экспертов, открытие интернет-магазина — это для финнов легкий способ выхода на российский рынок, где есть спрос на самую разнообразную продукцию.
Сильной стороной онлайновой торговли в России, по мнению финских экспертов, является популярность локальных сетевых операторов, а более слабым фактором они называют слабое знание английского языка, способы оплаты и дальние расстояния.
В ходе дискуссии эксперты обсудили перспективы торговли с Россией, влияние российского запрета на импорт, возможности успешной реализации управляемых государством проектов модернизации, будущие перспективы российского импорта из дальнего зарубежья, бизнес-риски, девальвацию рубля и репутацию западных брендов в России. Специалисты акцентировали внимание, что именно сейчас финские бизнесмены имеют прекрасную возможность действовать в регионе, который другие игроки избегают, однако им для этого потребуется мужество и финансирование.
Все эксперты были единодушны в том, что самым важным ориентиром является успешное управление человеческими ресурсами и надежное местное руководство в России. Не менее важны, по мнению экспертов, подлинное понимание российского клиента, умение распознать намечающиеся тренды и способность развивать деятельность в соответствии с будущими тенденциями.
Франция
На очередном заседании Комитета по розничной торговле CCI France Russie, на котором обсуждалась тема повышения цен в магазинах и стратегия развития на 2015 год, эксперты вырабатывали свои маркетинговые стратегии.
Стоит отметить, что заседание проходило в закрытом формате и объединило порядка 15 директоров крупнейших французских компаний, работающих в России.
Перед лицом текущей экономической ситуации большинство ретейлеров придерживаются стратегии ожидания, избегая серьезных инвестиций в новые проекты, чтобы оценить, как будет меняться конъюнктура на протяжении первого триместра 2015 года. Некоторые компании были вынуждены закрыть нерентабельные магазины, в то же время бульшая часть готовится в этом году к открытию новых точек продаж как на территории Москвы, так и в регионах. Поэтому крайне важно сейчас найти точный баланс между объемом продаж и количеством магазинов, с одной стороны, и маржой — с другой.
Девальвация рубля позволяет игрокам рынка возобновить переговоры по снижению арендной платы и пересмотреть договоры в рублях. Что касается торговых центров, очевидно, что рынок в Москве в настоящее время насыщен, учитывая недавние открытия крупных ТЦ, и на сегодняшний день строительство замедлилось.
Участники заседания также сошлись во мнении, что заметного влияния на их деятельность санкции на ввоз товаров в Россию не оказали: даже в секторе продуктовой розницы после короткого периода, необходимого для перестроения цепочек логистики и поставок, ассортимент товаров без заметного сокращения вновь пополнился. Кроме того, были найдены новые поставщики и товары, в частности: фрукты, овощи, рыба и сыры из Белоруссии, Швейцарии, Турции и Ирана, а также локальные продукты от российских поставщиков. Из-за девальвации рубля большинство магазинов были вынуждены в декабре 2014 года повысить цены на 10-15%, они же ожидают еще 2-3 волны повышений в 2015 году. Однако ценовая политика будет в целом зависеть от общей экономической ситуации и стратегии конкурентов и будет направлена на поддержание конкурентоспособности игрока на рынке.
В целом покупательная способность россиян снижается, а значит, основной тренд на сегодня — бережное отношение к расходам.
Потребитель в России, как и прежде, склонен к расходам и любит радовать себя очередной покупкой — этим он гораздо «привлекательнее» для ретейлера, чем бережливый европеец.
Если одни компании были вынуждены сократить свой маркетинговый бюджет, то другие, напротив, еще активнее инвестируют в рекламу и услуги, стремясь предложить более высокий уровень сервиса и тем самым удержать клиента. Даже в условиях повышения издержек на логистику интернет-продажи составляют одну из важнейших точек роста сектора розничной торговли, однако некоторые компании отказываются от мультиканальных продаж и концентрируются на развитии классического формата офлайн-магазинов.
Участники заседания комитета отмечают, что, хотя нынешняя ситуация далеко не однозначна и заметно отличается от кризисов 1998 и 2008 годов, современные условия предоставляют новые возможности, которые нужно умело использовать, чтобы суметь остаться и развиваться на российском рынке, потенциал которого значителен для компаний, работающих в России.
Эстония
Торгово-промышленная палата Эстонии провела среди своих членов опрос с целью выяснить, как ответные санкции России сказались на предприятиях Эстонии и какое влияние они окажут в ближайшем будущем. В опросе приняли участие 153 предприятия.
Согласно результатам около пятой части респондентов подтвердили, что санкции оказали прямое негативное влияние на деятельность их фирм. Помимо сельскохозяйственного и пищевого секторов прямое негативное воздействие санкций ощущается также в сфере логистики и транспорта.
Немногим более половины участвовавших в опросе предприятий ответили, что российские санкции не оказали на их деятельность непосредственного влияния. В то же время среди опрошенных есть компании, которые уже получили или надеются в ближайшие сроки получить выгоду из сложившейся политической ситуации. В качестве примера эксперты приводят ситуацию переориентирования спроса на промтовары, которые ранее поставлялись Восточной Украиной, а теперь поставляются Россией. Действующие в приграничных зонах предприятия надеются, что введение ограничений на импорт продуктов привлечет больше россиян в эстонские магазины.
Около 60% респондентов чувствуют непрямое негативное влияние уже сейчас или ожидают его в ближайшее время. Предприниматели опасаются, что экспорт в Россию уменьшится, что негативно отразится и на их заказах.
В качестве основных причин снижения экспорта предпринимателям Эстонии видятся не введенные Россией санкции как таковые, а общее ухудшение политической обстановки и ослабление рубля.
Результаты опроса показали, что помимо пищевой продукции, прежде всего рыбной и молочной, некоторые предприятия столкнулись с сокращением заказов на стройматериалы и промышленную продукцию, напряженная ситуация может уменьшить российский транзит через Эстонию и негативно повлиять на сектор туризма.
По итогам опроса эстонские эксперты констатируют, что предприятия, на которые санкции уже оказали прямое влияние, занимаются поиском новых рынков сбыта для своего экспорта (30% ответивших), планируют изменения в портфеле своей продукции (22%), а также снижение объемов производства (19%).
Германия
Согласно данным Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП), в России работают 6000 немецких компаний. На данный момент главными проблемами для них являются ограниченный доступ к финансированию, обесценивание рубля, слабый конъюнктурный рост. Две трети компаний считают введенные санкции неэффективными. При этом почти 60% подтверждают влияние санкций на бизнес.
«Несмотря на сильно изменившиеся рыночные условия, немецкие компании сохраняют позиции на российском рынке. Некоторые, наоборот, именно сейчас используют возможность выхода на рынок», — считает Райнер Зеле, президент Российско-Германской внешнеторговой палаты.
Немецкие компании вынуждены откладывать осуществление и финансирование проектов (41%) или полностью их отменять (36%), увольнять сотрудников в России (28%) или Германии (6%). Для 12% респондентов антикризисной мерой является локализация, и только 5% вынуждены будут уйти из России при сохранении текущих тенденций в экономике.
Аналогично итогам прошлых опросов наибольшее влияние на бизнес компаний оказывают: обесценивание рубля, слабый экономический рост и возрастающая неуверенность относительно развития рынка. Прямым следствием санкций стали также переориентация российских клиентов на азиатский рынок, усиление протекционизма и дестабилизация российской финансовой системы. Психологическим эффектом можно назвать потерю доверия между партнерами, что подтвердили 10% участников опроса.
К средне- и долгосрочным последствиям введенных ограничений можно отнести сокращение обмена технологиями (ноу-хау) и солидаризацию государства и населения.
Значительное большинство компаний оценивает актуальную экономическую ситуацию как тяжелую и готовится к очень напряженному 2015 году. Однако 75% респондентов, как и прежде, убеждены в высоком потенциале российского рынка в долгосрочной перспективе.