Начальник Следственного комитета Генпрокуратуры ДНР Роман Белоус сообщил, что на место трагедии был допущен только он один, следственную группу специалистов к автобусу не подпустили. Самому Роману Белоусу было запрещено даже использовать измерительную рулетку.
В чем основная причина такой позиции киевских властей? Была ли трагедия с автобусом задумана для того, чтобы четвертая волна мобилизации выглядела более убедительно? Расследование по этому делу затянется так же, как и расследование причин падения малайзийского Боинга? На эти вопросы нашему изданию ответил известный политолог Сергей Марков:
Нет, я считаю, что события с Боингом и автобусом под Волновахой немного отличаются. В чем-то есть общая модель, но в целом они отличаются.
Боинг был сбит специально. Невозможно было сбить его случайно. И спецслужбы Украины были готовы к этому сбитому Боингу. У них уже были подготовлены сфальсифицированные аудиозаписи, которые были опубликованы через час после катастрофы. А это невозможно сделать, если в наличии нет предварительных записей. Там ведь нужно отделить важное от неважного (записывается ведь много чего), расшифровать это, привести в текстовый вид, передать редакции, она должна опубликовать… Всё это требует времени. И по Боингу ясно, что спецслужбы Украины были информационно подготовлены к трагедии заранее. Я имею в виду, украинской стороной были заранее подготовлены пропагандистские ресурсы.
Поэтому есть все основания полагать, что Боинг был сбит специально. Что касается автобуса под Волновахой, по тем данным, которые у нас есть, наиболее разумно предположить, что автобус взорвался случайно. То есть те видеозаписи, которые есть, и общая информация свидетельствуют о том, что это была мина. По всей видимости, когда автобус стоял, какой-то человек просто отошел, что называется, в сторону по нужде, в этот момент и взорвалась одна из мин, которые были расположены там близ блок-поста для преграды возможным диверсантам.
Однако после взрыва власти Киева сначала скрыли этот факт, а затем запустили такую же информационную кампанию, как и после крушения Боинга. И Киев скрывает причины трагедии не только для того, чтобы скрыть преступление (всё-таки люди погибли от украинской мины), но и, прежде всего, для того, чтобы обвинить власти ДНР.
Я полагаю, четвертую волну мобилизации, как и первые три, они уже объявили, поэтому им не нужно никакой её легитимации. Им нужно получить оружие. Они уже получают его, но хотят больше. Для этого украинской стороне необходимо, чтобы ДНР и ЛНР были объявлены террористическими организациями. И для Киева было достаточно удачным то, что как раз в это время проходило заседание Европарламента, посвященное теме терроризма. В понедельник начнется и заседание Совета Европы. Таким образом, я считаю, просто была повторена информационная модель подачи материала по сбитому Боингу.
Освещение событий по обеим трагедиям соответствует только одной цели: объявить ДНР и ЛНР террористическими организациями, получить оружие и начать военное наступление. Хотя само событие под Волновахой и отличается от ситуации с Боингом.
Есть ещё одно отличие в этих трагедиях. По Боингу существует много свидетельств о том, что он был сбит сознательно вооруженными силами Украины, но до сих пор не очень ясна механика: сбил ли его летчик, либо украинская зенитная ракета, либо комбинация того и другого. В этом деле остается некоторая неопределенность. А по автобусу под Волновахой же, я считаю, всё достаточно очевидно: он был изрешечен осколками мины с обочины.