15 января состоялось выступление главы МВФ Кристин Лагард перед Советом по международным отношениям. Для справки: Совет — одна из наиболее влиятельных некоммерческих организаций (может быть, и самая влиятельная) в сфере выработки и реализации внешней политики США.
Речь, разумеется, шла о глобальных экономических проблемах. Была упомянута и Украина. Было сказано (в переводе автора): «геополитические риски увеличиваются. Для Украины, например, критически важно, чтобы поддержка со стороны МВФ была дополнена более существенной международной поддержкой».
В переводе с осторожного дипломатического языка эта фраза может означать:
- во-первых, призыв к США, ЕС, Мировому банку и другим странам и организациям увеличить кредитование Украины или взять на себя гарантии по такому кредитованию;
- во-вторых, объявление о намерении приложить усилия к тому, чтобы коммерческие кредиторы Украины (прежде всего, держатели её еврооблигаций) согласились с потерями от возможной реструктуризации долгов украинского правительства;
- в-третьих, комбинацию вышесказанного.
Несколько недель назад проходила информация, что МВФ просил Россию не предъявлять к досрочному погашению еврооблигации, выпущенные в декабре 2013 года. Как известно, глава российского правительства на днях объявил, что Россия намерена воспользоваться правом на досрочное погашение этих облигаций.
Логично, что Россия не может финансировать враждебный ей режим, тем более, финансово поддерживать те страны, которые этот режим к власти привели. К тому же, у украинских властей существует возможность досрочно погасить декабрьские облигации:
- у Украны есть ещё валютные резервы в размере 7,5 млрд. долларов в достаточно ликвидной форме;
- в феврале-марте должен поступить минимум удвоенный транш от МВФ;
- США на днях объявили о готовности предоставить гарантию на 2 млрд. долларов под выпуск новых украинских еврооблигаций; для справки: в этом случае (виртуальные или реальные) расходы Казначейства США примерно равны стоимости покупки страховки от дефолта по украинским долгам;
- украинские власти получат и другие кредиты;
- велика вероятность, что платёжный баланс Украины (до кредитов) начнёт улучшаться в 2015 году благодаря, главным образом, обвальному обесценению гривны во второй половине 2014 года.
Полезно ли для Украины сотрудничество с МВФ? Приведу несколько сюжетов из опыта этого сотрудничества. Сюжет первый, при оранжевой власти. После внутренней проверки (то есть, проверки внутри МВФ) использования Украиной кредитов, выделенных в 2008-2009 годах, проверяющей группой был составлен специальный меморандум руководству МВФ. В нём указывалось на факты нецелевого расходования средств (в переводе с офисяза: факты воровства). В меморандуме рекомендовалось больше не предоставлять Украине значительных сумм сразу и требовать от властей Украины выполнения предварительных условий.
Сюжет второй, при бело-голубой власти (цвета Партии Регионов). Предоставление МВФ кредитов Украине в 2010 году («режиму Януковича»!) было абсолютно бессмысленным и даже вредным с экономической точки зрения, и это не могли не понимать в самом МВФ. В итоге кредиты МВФ были абсолютно бездарно растрачены на искусственное поддержание курса гривны, что значительно ухудшило конкурентоспособность украинской экономики. Та же участь постигла и российский кредит, выданный через покупку еврооблигаций в декабре 2013 года. Вспоминается поговорка: «жизнь висит на нитке, а думает о прибытке».
Сюжет третий, при чёрно-кровавой или коричневой власти (окрасили себя в те цвета, в которые они себя окрасили). Несмотря на получение кредитов от МВФ, валютные резервы упали в течение года с 20-миллиардного уровня до всего 7,5 млрд. долларов.
И всё это вполне логично. Весь опыт кредитования Международным Валютным Фондом при всех украинских режимах (Кучмы, оранжевых, Януковича, хунты) строился по следующей схеме:
- кредит выделяется на поддержание платёжного баланса, то есть, фактически на поддержание импорта, в том числе, потребительского, часто излишнюю защиту банковской системы и излишнее накопление иностранной валюты населением и бизнесом;
- для того чтобы кредит страна могла вернуть, вводятся жёсткие (сейчас крайне жёсткие) бюджетные ограничения, чтобы оставались деньги на погашение кредита;
- реальных мер по стимулированию роста экономики не предусматривается;
- поскольку кредитное соглашение заключается фактически с олигархатом страны (или с поставленными под диктовку из-за рубежа управляющими), увеличение налогового бремени кладётся на малый и средний бизнес, а также население; снижение бюджетных расходов затрагивает тоже в основном население, включая пенсионеров.
И так будет и сейчас. Порядок в стране не наводится: в стране слишком много легального и полулегального оружия, растёт преступность, коррупция никуда не делась. О нормализации отношений с Россией нынешние власти и их заокеанские покровители и не думают. А ведь Россия была внешним рынком, создававшим наибольшую добавленную стоимость в украинской экономике.
В заключение немного оптимизма для жителей европейского континента из речи главы МВФ. Говоря о регулировании международной торговли, Кристин Лагард сказала, что переговоры по Транс-Тихоокеанскому партнёрству могут в 2015 году как успешно завершиться, так и провалиться. Что касается Трансатлантического партнёрства, политики должны ускорить переговоры по его созданию, но этот проект находится сейчас на менее продвинутой стадии, чем подобный проект со странами Тихоокеанского пространства.
И это радует, что на менее продвинутой стадии. Ведь экономика Европы может быть задушена со стороны США, так же, как североевропейские экономики придушили экономики стран южной Европы и экономики новейших членов ЕС. Кроме того, уменьшение торговли со странами ЕАЭС ещё более усугубит ситуацию во всё более проблемной экономике ЕС, а также в экономике ЕАЭС. Пока ещё есть шанс, что в Европе возобладают более разумные позиции.