Если бы я был стратегом, дающим советы российскому правительству по ключевым целям национальной безопасности на 2015 год (а я им не являюсь — авт.), вот какими были бы, с моей точки зрения, пять приоритетов на этот год:
Во-первых, Кремлю необходимо отразить так называемый «вызов Майдана» на Украине. Любая консолидация ориентированной на Запад администрации, особенно успешно проводящей экономические и оборонные реформы, которые установят более тесные и более конструктивные отношения между Украиной и НАТО, а также с Евросоюзом, не будут гарантировать российского влияния. Поэтому такая политика продолжает оставаться серьёзной угрозой российским интересам. Этот вызов после «Оранжевой революции» 2004 года, столкнулся с распадом коалиции (2005 год — ред.), давшей начало драматическому политическому сдвигу, и с последующей недееспособностью, как только в правительство решалось на сколько-нибудь существенные реформы.
Учитывая, что бывший украинский президент Виктор Янукович сейчас — отыгранная карта и вряд ли вернётся из российского изгнания, решающее значение имеет (с точки зрения Москвы — авт.), чтобы у украинцев — особенно в восточных и центральных частях страны — казалось, что, в сравнении с сегодняшними событиями, его правление, в конце концов, было не таким уж и плохим. Более того, будет крайне важно показать, что обещания, сделанные на Майдане, были пустыми, как и те обещания, дававшиеся западными правительствами, выполнены не будут.
Даже с падением нефтяных цен и развивающемся сейчас экономическом кризисе в России, Москва всё ещё имеет много рычагов воздействия на Украину, от поддержки сепаратистов до контроля над энергетическими ресурсами. Кроме того, существует множество точек разлома теперешней коалиции — «реформаторы» против бизнес-фигур, «националисты» против «прагматиков» — тех, кто открыт к какому-то практическому договору с Москвой. Некоторые из активистов Майдана раздражаются при виде медленного темпа реформ и могут быть склонны оказывать давление на правительство в продолжение 2015 года. Но есть также и риск, что всё большее число украинцев на востоке, которые не связали свою судьбу с сепаратистами и поддерживали Петро Порошенко и его партию на выборах в Раду, будут отстраняться от поддержки правительства, которое не преуспело в восстановлении какой-то степени нормальности и предсказуемости в отношениях страны с Россией.
Конечно, Россия сейчас находится под санкциями со стороны Запада из-за её усилий на Украине, поэтому на её инструментарий оказания давления на свою соседку оказывает влияние второй приоритет 2015 года: частичное восстановление своих потрёпанных отношений с Европой.
России необходимо две вещи в 2015 году: частичное ослабление санкционного режима, по крайней мере, расчистка пути для финансирования и развития новых энергетических проектов, и прекращение дальнейшего движения Украины на запад. Это возможно при наличии достаточного числа членов ЕС и НАТО, категорически выступающих против каких-либо дальнейших шагов к расширению возможности полного членства в обеих организациях.
Очевидно, что традиционный партнёр России в этих вопросах, Германия, сейчас менее надёжна, когда на посту остаётся Ангела Меркель. По причине её пошатнувшихся отношений с президентом Владимиром Путиным из-за её уверенности, что она была им обманута в нескольких случаях в 2014 году, по поводу событий, разворачивающихся на Украине — поэтому, хотя Москва будет продолжать отыскивать собеседников внутри коалиции, особенно среди немецких социал-демократов.
Так же усилия России будут сдвигаться в сторону некоторых более мелких центрально-европейских государств — членов ЕС (среди них Венгрия и Словакия — авт.). Россия сосредоточится на Франсуа Олланде, аргументируя, что продолжающиеся санкции и нестабильность в российско-европейских отношениях из-за Украины наносят ущерб обеим сторонам. России придётся демонстрировать большую гибкость в своих переговорных позициях по Украине и оказывать большее давление на сепаратистов в принятии политических договорённостей. Но при этом есть надежда, что к весне будет продемонстрирован существенный прогресс в продвижении Украины к решению по децентрализации/нейтрализации (внеблокового статуса — ред.), чтобы получить некоторое ослабление давления на Россию со стороны ЕС.
Даже если страны ЕС продолжат свои усилия по диверсификации источников энергоносителей, европейские инвестиции и техническая поддержка полезны в развитии российского энергетического комплекса, чтобы он был в лучшем состоянии при поставках на азиатские рынки, как наглядно продемонстрировал совместный газовый проект «Тоталь-Новатек» на Ямале. Это подводит нас к третьему приоритету: налаживание китайско-российского партнёрства на как возможно лучших условиях для Москвы. Россия уже объявила о собственном «развороте к Азии», задолго до Майдана, однако события 2014 года создали впечатление, что Россия всё отчаяннее нуждалась в китайской поддержке и что Москва, по ряду вопросов, была вынуждена соглашаться с условиями, которые были менее благоприятными для российских интересов, чем это могло быть необходимо.
Россия нуждается в связях с Китаем, точно так же как и Китай считает, что безопасность его северных и западных границ обеспечивается сильной Россией, способной противостоять Западу. Так же в лице России у него будет надёжный источник энергии и сырья, который не может быть перекрыт и подвергнут санкциям (блокаде — ред.) со стороны Соединённых Штатов. Однако Москве также нужно сохранить некоторый баланс в своих отношениях с Пекином, вот почему запланированный саммит Путина в Токио в конце этого года и дальнейшее продвижение российских проектов на Корейском полуострове будут так же важны.
Этому помогает, конечно, то, что Путин имеет в лице президента Си Цзиньпиня активного собеседника, который понимает долгосрочную ценность партнёрства с Россией для китайских интересов, даже если это означает ущерб краткосрочным вопросам (например, ценам на российскую продукцию — ред.). Ирония в том, что тот тип отношений, которые, наверное, Путин надеялся установить с Джорджем Бушем-мл. после 9/11 (терактов 11 сентября 2001 года — ред.), у него получатся с Си. Следует учитывать то, что они оба будут определять китайско-российские отношения оставшуюся часть этого десятилетия.
Интересный тест в отношениях Си и Путина — сможет ли Россия помочь разрядить некоторые из существующих напряжённостей между Индией и Китаем. Это четвёртый приоритет. Улучшившееся отношения между двумя азиатскими гигантами — но не слишком улучшившееся — служат интересам Москвы, создавая политическое доверие, необходимое для амбициозного проекта Транс-Синьцзяньского (Уйгурского — ред.) газопровода, который в итоге откроет связь энергопоставок между Россией и Индией. Уменьшившееся китайское давление на Индию — и, возможно, даже продвижение в сторону окончательного урегулирования давних приграничных споров — также ослабят некоторый импульс в улучшении отношений Нью-Дели с Соединёнными Штатами, особенно в области безопасности.
Некоторая степень конкуренции между Индией и Китаем полезна для России — позволяя Москве соблюдать баланс между ними и продолжать своё активное и прибыльное сотрудничество по созданию вооружений с Индией. Но если Китай будет слишком властолюбивым, тогда усилия России по превращению БРИКС в более эффективный противовес Большой семерке (G-7) и охлаждению энтузиазма Индии к установлению более тесных связей с Вашингтоном (даже с учётом спорадических вспышек внимания к Индии во время администрации Обамы — авт.) будут поколеблены.
Наконец, пятый приоритет — направить весь проект евразийской интеграции в нужное русло. Украинская интервенция и российские экономические невзгоды нанесли большой ущерб привлекательности Евразийского Союза. Москве нужно будет теперь убедить ключевых региональных лидеров — начиная с казахстанского Нурсултана Назарбаева — что «альтернатива Европейскому Союзу остаётся хорошей сделкой и имеет будущее.
Россия завершила 2014 год ограниченная западными санкциями и своим собственным экономическим кризисом. Ей необходимо снова обрести свободу движений в 2015 году, ограничив ущерб на своих западных векторах политики, и продвинувшись вперёд со своей евразийской мечтой и усиливая свои варианты в Азии. Саммит АТЭС в Пекине и встреча G-20 в Австралии прошлой осенью показали, что Путин находится под давлением, но не в полной изоляции и не без выбора.
Если администрация Обамы намерена продолжать свои усилия в 2015 году, чтобы всё больше превращать Путина в «парию» на международной арене, ей будет необходимо предпринимать гораздо более интенсивные усилия, чтобы дотянуться до всей команды лидеров — от Олланда и Синдзо Абэ до Нарендры Моди и Назарбаева — чтобы было так, как хочет Вашингтон. Ему придётся также решить, сколько инвестировать в успех правительства на Украине — и уравновесить желаемые результаты с достижимыми целями. Однако самое главное вот в чём: Вашингтон просто не может сидеть сложа руки и надеяться, что проблемы российской экономики будут снижать активность России на мировой арене.
Перевод — Поли-СМИ