Несмотря на то, что президент Владимир Путин проявлял мало интереса к восстановлению отношений с Вашингтоном или прекращению его агрессии в соседней Украине, администрация президента Барака Обамы уже в течение многих месяцев негласно работала над формированием новых рабочих отношений с Россией.
Согласно трем представителям администрации, в этом месяце Совет национальной безопасности закончил обширный и всеобъемлющий анализ американской политики по отношению к России, который включал десятки встреч с участием Государственного департамента, Министерства обороны и нескольких других агентств. В конце этого острого дискуссионного процесса Обама принял решение продолжать искать способы работать с Россией по массе двусторонних и международных проблем, одновременно предложив Путину выход из безвыходного положения по кризису на Украине.
«Я не думаю, что в данный момент у кого-либо есть представление — сегодня возможна всеобъемлющая «перезагрузка» наших отношений, но мы могли бы протестировать то, что они реально готовы делать» — сказал мне представитель администрации. «Наша концепция та же что и была всегда — давайте посмотрим — что там. Независимо от вероятности успеха».
Основная нагрузка легла на плечи госсекретаря Джона Керри. Этой осенью Керри даже предполагал приехать в Москву и встретиться непосредственно с Путиным. Переговоры о поездке Керри дошли до стадии планирования даты, но в конечном счете, были прекращены, из-за малых перспектив достижения прогресса.
Для попытки индивидуального контакта Белый дом решил прибегнуть к помощи старого друга Путина. По информации двух чиновников, Белый дом обратился к бывшему госсекретарю Генри Киссинджеру с просьбой обсудить возможность его звонка непосредственно Путину. Позвонил ли Киссинджер Путину или нет, неизвестно. И Белый дом и Киссинджер отказались дать нам комментарии для этой колонки.
Керри остался ключевой фигурой в контактах с Россией, потому что его тесные связи с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым представляют собой последний остающийся функционирующий дипломатический канал между Вашингтоном и Москвой. Они часто встречаются, зачастую тет-а-тет, и регулярно разговаривают по телефону. Обама и Путин, как известно, весьма неприязненно относятся друг к другу и разговаривают очень редко.
В частности, в разговорах с Лавровым Керри озвучил предложение, которое проложило бы путь к частичному снятию некоторых из самых обременительных экономических санкций. Условия Керри включали соблюдение Россией условий Минского соглашения подписанного в сентябре и прекращение прямой военной поддержки восточноукраинских сепаратистов. Проблема Крыма на данный момент была бы обойдена, и начальные санкции, которые ввели после аннексии Крыма оставались в силе.
«Мы готовы отделить проблемы Донецка и Луганска от проблемы Крыма»- сказал мне другой представитель администрации, назвав две области в Восточной Украине находящиеся под контролем сепаратистов. «Если бы была урегулирована ситуация с Донецком и Луганском, то мы могли бы снять некоторые санкции, поддерживая при этом санкции относительно Крыма. Это представляет собой перспективное решение для Путина».
При этом Керри предлагал расширенное американо-российское сотрудничество по широкому диапазону международных проблем. В начале месяца он пригласил Лаврова на назначенное в последнюю минуту дипломатическое совещание в Риме по обсуждению израильско-палестинского конфликта.
После встречи с Лавровым в Париже в октябре, Керри объявил, что обсудил потенциальное американо-российское сотрудничество по Афганистану, Ирану, Северной Корее, Сирии и Йемену. Но явное потепление было омрачено быстрым опровержением Лаврова заявления Керри, что Россия согласилась помочь создаваемой США коалиции против ИГИЛ в Ираке.
Керри, кажется, с большим энтузиазмом относится к налаживанию связей с Россией, чем сам Обама. После того, как президент, в своей большой речи в Организации Объединенных Наций, дал гневный критический анализ российского поведения, сказав что — «российская агрессия в Европе напоминает дни, когда большие страны, в погоне за удовлетворением своих территориальных амбиций, растоптали маленькие», Керри, согласно Лаврову, посоветовал ему игнорировать замечания своего босса.
«Керри сказал, что у нас есть столько серьезных вещей для обсуждения, что это, конечно, было неудачно, давайте не будем сосредотачиваться на этом», сказал Лавров российским репортерам.
Представители госдепартамента настаивают, что Керри проницателен в проблемах попыток налаживания сотрудничества с Россией, но он полагает, что нет никакого другого разумного выбора, как только находить то, что может быть реализовано.
«Госсекретарь Керри, ни внутри, ни на внешнеполитической арене не является адвокатом «перезагрузки» в отношениях с Россией, фактически, на встречах он занимает твердую и, время от времени, скептическую позицию» — сказал мне один высокопоставленный чиновник Госдепартамента. «Как главный дипломат страны он просто всегда ищет способы сделать отношения более продуктивными».
Также, многие сотрудники Государственного департамента и Белого дома, верят в то, что санкции сработают. Российская экономика стремительно обваливается, пусть даже и вследствие рухнувших цен на нефть, а не целенаправленных санкционных мер. Один представитель администрации утверждал, что если бы не было санкции, Путин, возможно, был бы еще более агрессивен на Украине.
Кроме того, этот чиновник сказал — санкциям требуются время, чтобы работать и, может оказаться так, что они будут иметь больший эффект на принятие решений Путиным в последующие месяцы: «Мы увидим, как они себя будут чувствовать, когда их экономика будет продолжать рушиться, а украинская экономика — откажется обваливаться».
Если русские и готовы отступить, то они никак не показывают этого. Путин остается, несговорчивым и российская военная помощь украинским мятежникам продолжается. Российское руководство отклоняло заигрывания Керри и публично и в приватных беседах. Дипломатические источники сказали, что Лавров отказался даже обсуждать условия Керри для частичного снятия санкций. И Путин сделал себе хобби из публичных нападок на Соединённые Штаты.
Для многих критиков администрации, особенно республиканцев на Капитолийском холме, стремление к соглашению с Москвой, основано на наивности и принятии желаемого за действительное.
«Это — стратегия, достойная самых прекрасных традиций Невилла Чемберлена (1869-1940)» — сказал мне вновь избранный председатель Комитета по вооруженным силам Сената Джон Маккейн. — «Я думаю, что дела у русских идут прекрасно. Что касается цены, сколько заплатил Владимир Путин? Чуть-чуть».
Законодательная власть в этом году также была активна в отношении России, но ее усилия вступали в противоречие с политикой администрации и иногда имели косвенный эффект установления новых барьеров на пути поиска Обамой и Керри способов продвижения вперед.
18 декабря Обама неохотно подписал закон, который был всецело поддержан Конгрессом, разрешающий введение новых санкций против России и военную помощь Украине. Позже, Белый дом неуклюже заявил, что закон не означает никаких изменений в политике.
И на этой неделе, Госдепартамент объявил о санкциях в отношении еще четырех российских чиновников, но не из-за Украины. Чиновники были добавлены к списку нарушителей прав человека в соответствии с Законом (Актом — ред.) Магнитского, названного так в честь юриста и борца с коррупцией, который умер в российской тюрьме. В ответ российское министерство иностранных дел сделало заявление, говоря, что санкции закона Магнитского «ставят под вопрос перспективы двустороннего сотрудничества в разрешении ситуации вокруг иранской ядерной программы, сирийского кризиса и других острых международных проблем».
Эти последние кары показывают, что вероятнее всего невозможно будет отделить проблемы в двусторонних отношениях от возможностей, как это хочет сделать администрация Обамы. Они также показывают, что всегда будут возможности для тех людей в Вашингтоне и Москве, кто хочет поддерживать напряженность, подвергая опасности любой прогресс в отношениях.
Некоторые эксперты полагают, что любой план сделать американо-российские отношения более теплыми вряд ли будет иметь успех, потому что у него нет полной поддержки ни одного из президентов.
«Совершенно ясно, что между путинским Кремлём и обамовским Белым домом существует очень плохая химия. Это вопрос не просто недоверия, это — вопрос глубокой неприязни между двумя лидерами» — сказал Димитрий Саймс, президент Центра Национальных интересов.
Кроме того, некоторые эксперты чувствуют, что ограничение дипломатии только каналом Керри-Лавров предопределяет результат, потому что русские знают, — у Керри нет власти самостоятельно принять важные решения, и Лавров должен бояться быть обвинённым в том что он подстраивается под США.
«Чем больше Керри создает впечатление, у него есть особые отношения с Лавровым, в тем более затруднительное положение он ставит Лаврова в его собственной столице, перед официальными властями, начиная с Путина» — сказал Саймс. «Ясно, что когда Керри договаривается с Лавровым и надеется, поскольку у них есть перекрещивающиеся интересы, это позволило бы сотрудничать там, где это полезно, это не является моделью отношений, которые Путин готов принять».
Обама ясно дал понять, что за оставшиеся ему два года исполнения служебных обязанностей, он готов сделать большие шаги во внешней политике, даже если они столкнутся с политической или законодательной оппозицией. Такие шаги как нормализация отношений с Кубой или достижение ядерного соглашения с Ираном. Но когда дело доходит до России, он не желает поддерживать своим авторитетом своего давнего соперника Владимира Путина.
Осторожные попытки администрации взаимодействовать с Москвой вполне логичны: Почему бы не попытаться найти баланс в сложных и важных двусторонних отношениях? Но, выбирая нечто среднее между примирением и конфронтацией, то есть — не быть достаточно щедрым, чтобы соблазнить Россию на сотрудничество, и при этом — не быть достаточно жестким чтобы остановить агрессию Путина в Восточной Европе — политика Обамы рискует терпеть неудачу на обоих фронтах.
Перевод — Переводика.Ру