«Полный развод и девичьи фамилии», взятые обеими сторонами вперерыве между 1917 и 1991 годами, похоже, подвели окончательную черту под ближайшими перспективами российско-американских отношений. Они будут плохими и даже очень напряженными как минимум до окончания срока работы нынешней администрации Белого дома. А если рассматривать и самые негативные сценарии, то дело может вполне дойти и до военного столкновения России и США.
Показательно, что многие американские эксперты до сих пор как мантру твердят о том, что между двумя странами, дескать, нет солидных и долгосрочных экономических отношений (кто в этом виноват — отдельная история). Вот если бы все было как в отношениях между Соединенными Штатами и Китаем, то никакого нынешнего напряга между Вашингтоном и Москвой якобы явно не случилось бы.
Заявления и мнения подобные, думаю, крайне спорны, потому как ничуть не меньше США нынче оказывают давление и на Китай. Поскольку он хоть и важен для экономического процветания Америки, проводит, как и Россия, свою собственную политику, не выступает на «подтанцовках» у Вашингтона и неконтролируемо строптив. А главное — исповедует ту же международную философию, что и Россия: мир нынче многополярный, и будьте добры по этой причине не лезьте со своей однополярностью туда, куда вас не просят.
Конечно же, подобное Вашингтон стерпеть не в силах (почему — это проблема не лично Б. Обамы или его окружения — это совершенно ложно вбитая в головы американцам концепция собственного правления нашей планетой. Но тут надо начинать не с диппереговоров с госсекретарем США, а с содержания американских школьных учебников и программ местного телевидения).
Китаю грозят и хотят его наказать — но немножко по-другому, нежели Россию
То, что КНР за последние пару десятков лет совершила невероятный скачок (экономический, торговый, научно-технический), признано всеми. Из полуотсталой, перенаселенной территории, о которую еще совсем недавно кто только ноги ни вытирал, Китай стал ведущей мировой державой со всеми подобающими тому атрибутами. Сами китайцы своей страной нынче гордятся, но особо навязывать «сами себя» другим не стремятся, словно выжидая подходящих для подобного поведения времен.
Соответственно, и внимание, которое этой стране уделяли раньше и сегодня со стороны Соединенных Штатов, просто несопоставимо. Но если окружение России (а ранее — СССР) военными базами и, мягко говоря, недружественными Москве государствами реализовывалось с 1917 года, то с Китаем американцы стали «по-серьезному» разбираться только в последние несколько лет.
К примеру, нормой стали полеты американских разведывательных самолетов вдоль китайского побережья, кибершпионаж, наращивание военных баз в непосредственной близости от китайских границ. Да, есть между двумя странами некий диалог на высшем уровне, торговля в день (не в год) превышает 1,5 млрд. долларов. Но стратегические и чисто философские интересы и взгляды двух стран настолько разнятся, что никакого «партнерства» между Пекином и Вашингтоном (как и между Москвой и Вашингтоном), в принципе, быть вообще не может.
Замечу, что Китай при первостепенном упоре на развитие национальной экономики и США, и в целом Запад вполне устраивал. Китайская рабочая сила была дешева, стоимость огромной массы китайских товаров, без которых «цивилизованному человеку» так или иначе не обойтись, была смехотворной. А что делается в международных отношениях и большой политике — так Пекин ни на что в этом аспекте не претендовал и никого своим поведением «не раздражал».
Другое дело сейчас. Китай стал заявлять о себе как о мощной региональной державе в Тихоокеанском бассейне, оспаривать целый ряд островных территорий, которые раньше вообще ни для кого и никакого значения не представляли. А глядя на реакцию своих соседей, которые стали искать защиты от «вероломных китайцев» исключительно у США (потому как больше не у кого), делали китайскую внешнюю политику еще более жесткой и в чем-то даже для этих государств угрожающей.
И это все происходит параллельно с усилением роли Китая не только в соседней с ним Азии, но и на других континентах — в Африке, Латинской Америке, да и в той же Европе (для ЕС Китай — крупнейший внешнеторговый партнер). Все это уже не на шутку беспокоит Соединенные Штаты, которые никаких многополярных миров в упор не видят, и при нынешней администрации Белого дома (а вполне возможно — и дальше) будут этому всячески препятствовать.
Есть здесь и еще один принципиальный аспект. Китай не просто сам укрепляется, но и становится примером развития для многих других стран (кстати, чего совершенно не наблюдается у России — пример ее нынешнего развития пока особо никого не интересует). Пекин же показывает очень многим, еще вчера так называемым «развивающимся странам», что можно жить совсем даже не по американским и в целом западным лекалам. А базировать вместо этого свои интересы на правилах конфуцианства и путем кропотливого и упорного труда добиваться многого из того, что якобы возможно сделать, только работая по «западным установкам».
Обращу также внимание на то, что Китай никого не учит правам человека, никому не навязывает «китайскую демократию», не мордует народы идеями «всеобщей глобализации» и уже этим весьма опасен в целом для всего Западного мира, потому как просто другой. Соответственно, и «строить» китайцев американцы планируют несколько иначе, чем Россию. Но с примерно тем же набором «методов и средств», опробываемых в Европе и в периферийных с Россией постсоветских странах.
Это и беспардонное выкручивание рук всем соседям Китая в регионе, чтобы они занимали резко антикитайскую позицию и шли на самое тесное внешнеполитическое союзничество с США, и экономические рычаги (создание Тихоокеанского торгового партнерства ТПП — зоны свободной торговли в регионе, из которой будет исключен именно Китай), и многое другое, что по идее должно заставить Пекин пересмотреть свой независимый курс. По крайней мере на это рассчитывают в Вашингтоне, но на то же самое там рассчитывают и в отношении России — а что из этого получается, видно и без особых комментариев.
Китай будут окружать по-военному, душить экономически и пытаться изолировать политически
Если присмотреться к так называемым «санкциям» против России, которым приписывается участие «мирового сообщества», то почти аналогичные меры нынче предпринимаются Соединенными Штатами против Китая. Это укрепление военного сотрудничества со всеми странами, которые Китая (в силу его роста и усиления влияния) боятся. Это перекрытие рынков АТР, где Китай играет ведущие роли с тем, чтобы нанести китайской экономике максимальный ущерб. Это и попытка политической изоляции, в которую США будут и дальше стремиться загнать Пекин.
Ключевыми игроками на этом антикитайском фронте будут в ближайшие годы Япония, Южная Корея и Филиппины. Всем этим странам не дает покоя военная и экономическая мощь Китая. В двух из них уже размещены крупные американские воинские контингенты, а на Филиппинах при нынешнем руководстве страны американские военные базы фактически будут вновь воссозданы (ранее тот же филиппинский народ с огромной радостью и воодушевлением эти же самые базы с островов выпроваживал, но сейчас появился страх перед Китаем — а кто от него может лучше защитить, чем американцы?)
Споры из-за никому не интересных и ничего из себя не представляющих островов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях на самом деле не такая уж мелочь, как может показаться со стороны. Помимо того, что вокруг вроде бы имеются залежи нефти и газа (что еще спорно, плюс непонятно насколько это все выгодно с экономической точки зрения и так далее), а эти конфликтные споры создают еще и прецедент дальнейшего развития внешнего поведения Пекина.
Пойдет он на открытую конфронтацию даже из-за этих разбросанных в океане скал — значит, его намерения и дальше будут очень серьезными. И тогда от КНР надо уже сейчас по возможности всеми силами защищаться, потому как дальше будет только все опаснее и непредсказуемее. С Южной Кореей и Японией у США подписаны договоры о совместной обороне, там расквартированы американские воинские части, так что у Вашингтона всегда есть чем припугнуть китайцев (хотя не факт, что те от этого на самом деле испугаются).
А ведь имеется еще остров Тайвань, который, хотя и полунезависимая страна, считается официально частью единого Китая. У Соединенных Штатов существует с Тайбэем соглашение о совместной обороне. И если Пекин решит присоединить к себе Тайвань (не важно, мирным путем или военным), то Вашингтон всегда в этот процесс может вмешаться и показать китайской стороне, кто в этом регионе хозяин (или, по крайней мере, себя таковым считает).
Китай никого не боится, а сам готовится к возможной конфронтации со своими недругами
Разумеется, все подобные сюжеты антикитайских действий в регионе не остаются без внимания властей в Пекине. Они также очень внимательно наблюдают и анализируют то, каким образом ведет себя Россия под так называемыми «международными санкциями», какие меры предпринимает и насколько может подсобить самому Китаю в защите его региональных и международных интересов.
Помимо расширения сотрудничества с Россией во всех сферах Китай перешел и к более активному участию в тех международных и региональных структурах, где никакой Америки или «запаха Запада» не предусматривается (БРИКС, ШОС, АСЕАН и другие). Замечу, что Китай все активнее стал предлагать тем же соседним азиатским странам теснее сотрудничать, а не создавать друг против друга разные союзы, коалиции и прочие «сборища», которые только дестабилизируют общую ситуацию в регионе.
Интересно, что даже свои территориальные споры с соседями Китай предлагает решать в двустороннем формате и не вытаскивать эти вопросы на международные глобальные орбиты. Соединенные Штаты же предлагают всем тем странам, которые сегодня имеют территориальные споры с КНР, привлечь в качестве «независимого арбитра»… именно США. Китай по понятным причинам подобные варианты напрочь отвергает и тем самым усиливает конфронтацию по оси Пекин-Вашингтон.
Также принципиально важно, что общая ситуация в АТР остается относительно спокойной и предсказуемой, если ее искусственно извне не подзуживать и не вносить в отношения между государствами здесь ненужные элементы разногласий и противоречий. Но если Китаю нужно именно это, то его главному конкуренту США — совсем другое. Поэтому и в территориальных спорах с Китаем Соединенные Штаты будут поддерживать только спорящие с ним государства — и никак иначе.
Примечательным аспектом является и растущая военная мощь китайской армии. Как показывает практика, именно этим путем шел раньше Советский Союз, и также поступает нынче Россия. Соединенные Штаты при всей своей военной мощи никогда не лезут туда, где им гарантированно нанесут неприемлемый для них урон. А Россия по-прежнему худо-бедно, но остается единственной страной в мире, которая может Америку физически уничтожить. Поэтому есть некие «ограничительные линии», за которые любые военные угрозы со стороны Соединенных Штатов никогда не перейдут, и это же самое касается Китая.
У Китая нынче имеются и свои весьма мощные ВВС, и укрепляющий свое влияние флот, и ракетные войска, которые могут не только снести с лица земли американские военные базы на Окинаве, возле Сеула и на Гавайях, но и нанести разрушительный удар по континентальной части США. Это меньше всего радует руководство США, поэтому особо связываться с КНР оно не планирует. Но свою военную мощь в предупредительном режиме Вашингтон в Азии будет демонстрировать Пекину регулярно.
Еще несколько лет назад американские обозреватели весьма скептически относились к возможности совместного военнно-стратегического сотрудничества между Москвой и Пекином. Теперь же обе страны вполне могут такое взаимодействие усилить, что скажется и на ближайших соседях в Азии, и в целом придаст всей международной обстановке совершенно иное измерение.
Помешать такому сотрудничеству может только исключительно стравливание Москвы и Пекина по тем темам, где их позиции разнятся. Но в Пекине уже дали понять, что своего внешнеполитического курса там менять не станут. А на любые попытки со стороны Соединенных Штатов навязать КНР свою модель «мирового поведения» там найдут адекватный и выгодный, прежде всего для китайцев, ответ.