На Украине не прекращаются разговоры на тему предоставления Западом оружия. Ранее, президент Петр Порошенко, неоднократно и публично обращался к «цивилизованному миру» за военной поддержкой, в первую очередь к США. Рассуждая о возможности предоставления такой помощи, стоит задаться простым вопросом: «А нужно ли вообще Украине Западное «железо»?
Идея получения военной помощи выглядит весьма привлекательной. Мол, вот получим американские пушки и самолеты и надаем «террористам» как следует. Но с другой стороны, чего будет стоить такая помощь украинскому ВПК? Западная помощь вооружением (если она вообще возможна), может обернуться для отечественной оборонки эффектом «ножек Буша», которые в свое время уложили наше птицеводство.
Со времен СССР вооружение украинской армии существенно не изменилось. Россия, к примеру, в модернизации советских образцов оружия продвинулась намного дальше. На то были стимулы, которые заставляли задуматься над боеспособностью армии и ее экипировкой. В первую очередь это Чеченские кампании и конфликт с Грузией в 2008г. Чечня и Грузия, например, заставили задуматься россиян над современными методами защиты авиации.
Началом активного применения Переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) серьезно усложнило ранее господствующее положение авиации. Во время войны во Вьетнаме американцы были шокированы количеством потерь боевых вертолетов (всего свыше двухсот), которые успешно сбивались советскими ПЗРК. Позже и СССР столкнулся с проблемой наличия у талибов американских «Стингеров». Изначально решением проблемы стали «тепловые ловушки», которые создавали для умных ракет ложные цели. Но эволюция ПЗРК требовала усовершенствования и системы обороны авиации.
В Чечне была сбита не одна боевая машина федеральных войск. Наиболее трагичный случай произошел в 2002г. Тогда в районе военной базы Ханкалы чеченцы из ПЗРК «Игла» сбили большой военно-транспортный самолет Ми-26, погибли 127 человек. В Грузии российские ВВС потеряли как минимум три «Сушки», хотя об этом особо не распространялись. Но выводы были сделаны.
Российские самолеты и вертолеты начали оснащать белорусскими бортовыми комплексами обороны (БКО) «Сателлит», а позже, более новой разработкой БКО «Талисман». Позже россияне разработали собственные БКО «Президент-С» и новейший комплекс «Гималаи».
Украина столкнулась с вопросом о защите своей авиации только в ходе конфликта на Донбассе. Показательным стал летний период, когда ополченцы особо активно начали сбивать украинские самолеты и «вертушки». К примеру, только 23 июня на Донбассе были сбиты два украинских СУ-25. Также печально известна история с военно-транспортным самолетов ИЛ-76 около Луганского аэропорта. Параллель с российским МИ-26 в 2002г. так и напрашивается. Украина не извлекла уроков из российских упущений. После неоднократных случаев «успешного» применения ополченцами ПЗРК никто не задался простым вопросом: «А есть ли у украинской авиации современные защитные технологии?».
Вместо ответов идет пустое сотрясение воздуха о необходимости получения Западных летательных аппаратов. А с нашими самолетами ничего делать не думали? Это ведь солидный задел для отечественной оборонки. Да, можно получить американские самолеты, обучить пилотов работать с новой техникой, да, все это бесплатно, но… в дальнейшем за обслуживание зарубежной техники извольте платить. Западные компании оборонной сферы будут только благодарны.
Но чем заняться отечественным «оружейникам», если речь может идти не только о летательном оружии? Украинский ВПК способен выдавать на-гора весьма солидные разработки современного оружия. Взять хотя бы несколько успешных примеров создания новых и модернизации советских образцов вооружения. В начале нулевых украинская оборонка модифицировала советскую автоматизированную станцию пассивной радиотехнической разведки «Кольчуга». Новая «Кольчуга-М» была высоко оценена военными специалистами и сразу же поступила на вооружение украинской армии. В разработке станции принимали участие ряд предприятий и учебных заведений: ОАО «Специальное конструкторское бюро», Донецкий национальный технический университет, киевское предприятие «Сатурн», полтавское ОАО «Элсис», «Оризон» (г. Смела), КП НПК «Искра», «Генератор» (г. Киев), «КрАЗ», кафедра ТОР радиотехнического факультета НТУУ «КПИ». Проект получился вполне всеукраинским и дал работу многим специалистам, ученым и работникам сектора ВПК.
Знаменитый украинский танк Т-84 «Оплот» и различные его модификации, уникальная разработка и результат совместного труда Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А. А. Морозова и заводом ЗТМ им. Малышева. В 2004г. на вооружение ВСУ была принята новейшая модель Т-84-У с динамической защитой третьего поколения «Нож». Те же харьковчане производят отличные БТР нового поколения. Новейший БТР-4Е «Ладья» уже успел отличиться в боях на Донбассе. Вооружена «Ладья» 30 мм пушкой ЗТМ-1 производства «Завода точной механики» в Каменец-Подольском, который, к слову «дышит» только благодаря тесному сотрудничеству с харьковскими коллегами.
В целом, работать наши специалисты умеют и хотят, были бы только заказы и «политическая воля» руководства страны. Помнится, Петр Порошенко обещал загрузить отечественных «оружейников» работой. Решение это верное, ведь речь идет о десятках передовых научно-технических комплексов, сотнях ведущих научных специалистов и тысячах рабочих заводов.
Напротив, стремление заполучить западные образцы техники приведет отечественный ВПК в состояние окончательного упадка и еще сильнее обострит зависимость Украины от зарубежных «партнеров». Не говоря уже о том, что те же партнеры не стесняются поставлять украинской армии откровенный утиль, как это произошло с закупкой британских бронетранспортеров «Saxon», от которых сама королевская армия уже отказывается. А обслуживание этой техники будет осуществлять предприятие-производитель.
Неделю назад поднимался вопрос о поставках американских радиолокационных станций, каких именно — не указывалось. Но запорожский завод «Искра» явно воспринял эту информацию с определенной тревогой. В Запорожье осуществляется производство новейших украинских РЛС «Зоопарк-2». В последнее время в информационном поле о заводе сведений не встречалось. В 2013г. с «Искрой» были тесно связаны две темы: колоссальная задолженность по зарплате и приватизация. Власти подумать бы о трудовом коллективе завода и судьбе высокотехнологического комплекса, но американские радары, очевидно, сердцу милей. Главное, что бесплатно.
Впрочем, глядя на назначение иностранных министров в правительство Яценюка, говорить о возможности проводить какую-либо самостоятельную вешнюю политику не приходится. Также как и о возможности заключать договора на равноправных условиях.