Уже в прошлом году, ещё до пресловутого евромайдана, структура украинского экспорта давала понять, к какому именно пути развития клонится Украина. Зерно стало важнейшей экспортной статьей, опередив машиностроение, удобрения и вплотную подобравшись к чёрной металлургии. Промышленная и урбанизированная Украина, некогда самая индустриализированная из советских республик, постепенно становится банальным поставщиком зерна, этаким Египтом для современного глобального Pax Romana. Спору нет, растущее население земли несколько подымает значение стран-экспортёров продовольствия, однако даже в этом ранжире Украина умудряется тяготеть к не самым высоким позициям, экспортируя не продукты и даже не полуфабрикаты, а сырьё.
Основные недостатки ставки на продовольственный экспорт в его украинском варианте описаны опять-таки ещё год назад. Как и тогда, я уверен, что в погоне за быстрым экспортным долларом Украина на выходе получит не пастораль, а феодализацию, деиндустриализацию и депопуляцию — из-за выброса высвободившейся рабочей силы за пределы республики. Поэтому не станем повторять сказанное ранее, а посмотрим, как сильно Украина продвинулась в этом направлении.
Немного цифр
В начале 2014 года были веские причины сомневаться в том, что Украине удастся собрать хороший урожай зерновых: потеря Крыма и утрата контроля над частью Донбасса, призыв и мобилизация (в основном из сельских районов, с упором на имеющих навыки вождения и ремонта техники), падение курса гривны и подорожание топлива — всё говорило о том, что результат 2013 года повторить не удастся.
Тем не менее на 19 ноября, по данным Минагрополитики Украины, урожай зерновых и зернобобовых составил 61,9 млн т (63 млн т в 2013 г.). Однако в этом году в статистику профильного министерства уже не включён Крым, а значит, урожай как минимум не хуже прошлогоднего. А вот что явно лучше, так это темпы экспорта. 2014/15 маркетинговый год только начался, но украинские зернотрейдеры успели вывезти 13 млн т зерна, что на 24% (2,5 млн т) превышает показатели прошлого года. С одной стороны, это говорит о том, что агрохолдинги идут не только по пути экстенсификации (хотя и она тоже, под зерновые в этом году отведено на 2% больше площадей, чем год назад) — урожайность также повышается. С другой же, очевидно, что курс АПК на быструю экспортную прибыль лишь упрочился.
В 2013/14 году Украина впервые вышла на 3 место в мире среди экспортёров зерна (впереди только США и ЕС). Однако такими темпами (прогноз на 2014/15 г. — 36,7 млн т против 32,4 млн т годом ранее) вскоре может оспорить второе — экспорт ЕС ожидается на уровне 35 млн т.
Потеря портов Крыма не стала помехой экспорту, поскольку основной поток зерновых идёт через порты Одессы, Николаева, Херсона, а также через порты Азовского моря.
На крымские порты приходилось около 10% зернового экспорта, но порты Украины без особых проблем их освоили — сказывается общее падение грузооборота в республике.
Порошенко в союзе с агроолигархами
Таким образом, тенденции прошлого года естественным образом продолжает война с новороссийскими республиками: импортёры опасаются за надёжность поставок — Украина отвечает снижением цен и валом экспорта, толкающим их ещё ниже. Однако экспортёры всё равно в выигрыше, сказывается двукратная девальвация гривны в течение года. В проигрыше только конечные производители, так как именно их маржа уходит на дисконт и премию за риски.
Динамика изменения экспорта украинского зерна в страны Ближнего Востока:
Но и это ещё не всё. Кроме указанных стран зернотрейдеры уже осваивают Сирию и Иран. планируют закрепиться на рынках ЮВА, для чего экспорт одной только пшеницы через 5 лет планируется нарастить до 25 млн т/год. А это значит, что общий экспорт зерновых будет в пределах 50-55 млн т.
Первые звоночки этих горизонтов — результаты парламентских выборов. В Верховную Раду попали Вадатурский (владелец агрохолдинга «Нибулон», экспортировавшего за границу 4,5 млн т зерна в 2013/14 м.г.) и его сын. Оба — кандидаты от «Блока П. Порошенко». При этом младший обеспечит старшему политическую поддержку. Он уже заявил о намерении возглавить аграрный или транспортный комитет ВР. Разница небольшая, так как главная цель Вадатурских — лоббирование своего проекта возрождения грузового судоходства по Днепру (доставка зерна в порты Николаева и Херсона и перегрузка на морские танкеры).
План действий у «Нибулона» уже есть. Ещё в июле 2014 года на форуме «Интер-Транспорт» в Одессе компания представила полноценный проект по возрождению судоходства по внутренним водным путям Украины. Инструкция звучала так: строительство грузового флота, строительство транспортной инфраструктуры (для хранения и перевалки зерна), дноуглубление на лимитирующих участках ВВП, реконструкция шлюзов.
Таким образом, планы правительства Азарова нарастить производство зерновых до 100 млн т в год никто не отменял, они успешно претворяются в жизнь уже правительством Порошенко. Нелишним будет напомнить, что планы эти не столько Азарова и его правительства, сколько Госдепа США.
Именно с их подачи на Украине укоренилась уверенность в том, что светлое будущее республики — стать зерновой колонией глобального Запада. Вместо того, чтобы вместе с РФ и Казахстаном создать пул экспортёров зерна (совокупный экспорт в настоящее время около 90 млн т) и стать крупнейшим мировым игроком, диктующим цены на свою продукцию, Украина избрала путь прямо противоположный — демпинг, а вместо своп-операций — минимальную маржу, обогащающую только украинскую олигархию.
Автор статьи: обозреватель Иван Зацарин