«Не знаю, как при вас, молодых, будет, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего разрешения выстрелить не смела!»
Князь Александр Безбородко, канцлер Российской империи
«В наше время со слабыми не принято считаться,- считаются только с сильными»
Иосиф Сталин
Политика существует с момента возникновения людей, когда появилась необходимость управления социальными группами. С развитием человечества она масштабировалась в «геополитику», которая не только прочно вошла в нашу жизнь, а и полностью её определяет.
Гражданская война на Украине, снижение курса рубля и экономические санкции, антироссийская пропаганда и большинство политических событий, которые мы сейчас можем наблюдать, — всё это вложенные части генеральных концепций геополитики.
В связи с новой волной конфронтации России и стран запада, стоит важная задача понимания сути геополитики, выявления целей её субъектов, причинно-следственных связей происходящих событий, методов внедрения её в общество и влиянии на государство. Глубокое понимание этих вещей как чиновниками, так и рядовыми членами общества, позволит российскому государству получить глобальное влияние и геополитическое доминирование. Всё это, как показывает исторический опыт, является не только ключевым фактором суверенитета, но и вопросом процветания или смерти государства.
I. Последние мировые политические изменения
Глобальный исторический процесс в XX веке ознаменовался следующими основополагающими геополитическими изменениями, которые привели Россию к сегодняшнему состоянию:
1. Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918), в результате которой прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская.
Также в этот период произошёл серьёзный передел мира: в 1900 году площадь колоний превышала площадь метрополий: у Великобритании- в 100 раз, у Бельгии — в 80 раз, у Нидерландов — в 67 раз, у Франции — в 21 раз, у Германии и Дании — в 5 раз, у Испании и Португалии — в 1,5 раза, у США — в 1,2 раза; к началу XX в. в Азии 56% территории занимали колонии, в Африке — 90% территории, в Америке — 27% территории.
После Первой мировой войны были образованы следующие государства: Чехословакия, Австрия, Венгрия, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Германия после свержения монархии потеряла часть своих территорий в Европе и колонии в Африке и Океании. Исландия была признана независимым государством. В итоге российской революции произошло образование СССР и обретение независимости Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши.
В результате революции в Китае 1911 года произошел распад Китайской Империи.
Также одним из ключевых событий стало создание Федеральной резервной системы (ФРС) — частного центрального банка США в 1913 году.
Вторая мировая война (1 сентября 1939 — 2 сентября 1945) принесла новые изменения политической карты мира. После войны сформировался блок из 15 социалистических стран: СССР, Монголия, Польша, Румыния, Германская Демократическая Республика, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Югославия, Албания, Китайская Народная Республика, КНДР, Вьетнам, Куба, Лаос; а также продолжился распад колониальной системы: в 1945 г. статус независимых государств получили Индонезия и Вьетнам; в 1946 г. — Филиппины; в 1947 г. — Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль; в 1951 — Ливия; в 1960-е годы получили независимость многие государства Африки: Того, Мали, Сенегал, Судан, Бенин, Нигер, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Чад, Центральноафриканская Республика, Конго, Мавритания, Габон, Сомали, Нигерия, Заир; Америки: Тринидад и Тобаго, Ямайка, Барбадос, Гайана; а также Океании: Самоа и Науру.
К концу XX века все европейские колониальные империи полностью распались. Мировое влияние разделилось между военно-политическими блоками: Североатлантический Альянс (НАТО) во главе со сверхдержавой США и странами Организации Варшавского договора, при ведущей роли сверхдержавы Советского Союза.
Были созданы институты контроля мировой экономики — Мировой Банк, Международный валютный фонд.
Поражение Советского Союза в «холодной войне» и разрушение социалистического лагеря. В результате Россия и все 15 стран бывшего СССР были вписаны в мировую политику стран Запада. Геополитическое равновесие было нарушено.
До начала рассмотрения причин и следствий этих, а также выработке адекватных решений для предотвращения будущих мировых катастроф, необходимо определиться с понятийной базой.
В понимании автора: политика — это управление общественными процессами по полной функции управления (ПФУ), которая включает в себя:
- выявление проблем;
- определение целеполагания в отношении их разрешения;
- выработка концепции достижения намеченных целей;
- её внедрение в жизнь;
- текущее правление в соответствии с принятой концепцией;
- совершенствование концепции по мере необходимости;
- высвобождение ресурсов из завершённых процессов управления по достижении целей, либо после краха процесса управления.
Исходя из этого:
внутренняя политика — это деятельность по осуществлению целей субъекта управления на территории государства, в пределах его юрисдикции;
внешняя политика — дипломатические отношения государства с другими странами, регуляция взаимодействия с соседними государствами;
геополитика — это деятельность по осуществлению целей в отношении всего человечества и планеты Земля.
При взгляде на жизнь государств можно увидеть, что военное противостояние между странами ведется непрерывно. Однако существуют разные обобщённые средства управления/оружия — это способы ведения войны с целью овладения людскими, природными, энергетическими и другими ресурсами какой-либо страны. Стоит заметить, что фундаментальная цель любой войны — модификация культуры противника в собственных интересах либо в интересах хозяев соответствующей социальной системы, либо — уничтожение неприемлемой культуры или её носителей с целью захвата их территории и природных ресурсов и последующей их эксплуатации.
Приоритеты управления/оружия, условно, можно отнести к шести категориям:
- Информация мировоззренческого характера — методология познания и творчества, осваивая которую, люди обретают способность вырабатывать самостоятельно необходимые им знания и навыки с нуля. Именно её общедоступность в неизвращённом виде — основа народовластия и свободы личности и общества.
- Информация летописного, хронологического, характера всех отраслей культуры и всех отраслей Знания. Она позволяет видеть направленность течения процессов и соотносить друг с другом частные отрасли Культуры в целом и отрасли Знания, выявляя алгоритмику управления, которая реализовалась в историческом процессе.
- Информация факто-описательного характера: описание частных процессов и их взаимосвязей — существо информации третьего приоритета, к которому относятся вероучения религиозных культов, светские идеологии, технологии и фактология всех отраслей науки.
- Экономические процессы, как средство воздействия, подчинённые чисто информационным средствам воздействия первых трёх приоритетов через финансы (деньги), являющиеся предельно обобщённым видом информации экономического характера.
- Средства воздействия на генетику человека. Исторически реально это средства геноцида, поражающие не только живущих, но и последующие поколения, уничтожающие генетически обусловленный потенциал освоения и развития ими культурного наследия предков: ядерный шантаж — угроза применения; алкогольный, табачный и прочий наркотический геноцид, пищевые добавки, все экологические загрязнители, некоторые медикаменты, города-мегаполисы типа «каменные джунгли» — реальное применение; «генная инженерия» и «биотехнологии» — потенциальная опасность.
- Прочие средства воздействия, главным образом силового, — оружие в традиционном понимании этого слова, убивающее и калечащее людей, разрушающее и уничтожающее материально-технические объекты цивилизации, вещественные памятники культуры и носителей их духа.
Хотя однозначных разграничений между названными выше средствами воздействия нет, поскольку многие из них обладают качествами, позволяющими отнести их к разным приоритетам, но приведённая иерархически упорядоченная их классификация позволяет выделить доминирующие факторы воздействия, которые могут применяться в качестве средств управления и, в частности, в качестве средств подавления и уничтожения управленчески-концептуально неприемлемых явлений в жизни общества.
При применении этого набора внутри одной социальной системы это — обобщённые средства управления ею. А при применении их же одной социальной системой (социальной группой) по отношению к другой, при несовпадении концепций управления в них, это — обобщенное оружие, т.е. средства ведения войны.
Понимание этих методов управленческой элиты и общества России, будет способствовать обретению реального, а не декларативного суверенитета.
II. Цели Запада в отношении России
Несмотря на поднявшуюся волну разговоров о возрождении геополитической мощи России, в институтах США до сих пор разрабатываются, а в России внедряются, стратеги, направленные на ликвидацию государственного суверенитета. Возможно, они изменили формат «холодной войны» времен СССР, но как минимум перестроились в реализацию «оранжевых» переворотов. Реальные цели в отношении нашей страны ярко продемонстрированы в Директиве СНБ США 20/1 от 18 августа 1948 года «Наши цели в отношении России».
«Наши основные цели в отношении России, в сущности, сводятся всего к двум:
а) Свести до минимума мощь Москвы;
б) Провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России.
…Мы не связаны определенным сроком для достижения своих целей в мирное время.
…Мы обоснованно не должны испытывать решительно никакого чувства вины, добиваясь уничтожения концепций, несовместимых с международным миром и стабильностью, и замены их концепциями терпимости и международного сотрудничества. Не наше дело раздумывать над внутренними последствиями, к каким может привести принятие такого рода концепций в другой стране, равным образом мы не должны думать, что несем хоть какую-нибудь ответственность за эти события. Если советские лидеры сочтут, что растущее значение более просвещенных концепций международных отношений несовместимо с сохранением их власти в России, то это их, а не наше дело. Наше дело работать и добиться того, чтобы там свершились внутренние события… Как правительство, мы не несем ответственности за внутренние условия в России…
…Нашей целью во время мира не является свержение Советского правительства. Разумеется, мы стремимся к созданию таких обстоятельств и обстановки, с которыми нынешние советские лидеры не смогут смириться и которые не придутся им по вкусу. Возможно, что оказавшись в такой обстановке, они не смогут сохранить свою власть в России. Однако следует со всей силой подчеркнуть — это их, а не наше дело…
…Речь идет, прежде всего, о том, чтобы сделать и держать Советский Союз слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля.
…Не следует надеяться достичь полного осуществления нашей воли на русской территории, как мы пытались сделать это в Германии и Японии. Мы должны понять, что конечное урегулирование должно быть политическим.
…Если взять худший случай, то есть сохранение Советской власти над всей или почти всей нынешней советской территорией, то мы должны потребовать:
а) выполнение чисто военных условий (сдача вооружений, эвакуация ключевых районов и т.д.) с тем, чтобы надолго обеспечить военную беспомощность;
б) выполнение условий с целью обеспечить значительную экономическую зависимость от внешнего мира.
…Другими словами, мы должны создавать автоматические гарантии, обеспечивающие, чтобы даже некоммунистический и номинально дружественный к нам режим:
а) не имел большой военной мощи;
б) в экономическом отношении сильно зависел от внешнего мира;
в) не имел серьезной власти над главными национальными меньшинствами;
г) не установил ничего похожего на железный занавес.
В случае, если такой режим будет выражать враждебность к коммунистам и дружбу к нам, мы должны позаботиться, чтобы эти условия были навязаны не оскорбительным или унизительным образом. Но мы обязаны не мытьем, так катаньем навязать их для защиты наших интересов».
И это не отдельный эпизод, характеризующих внешнюю политику США. Из Директивы СНБ-68 от 30.09.1950 года (там же, с. 64, 65):
«…сеять семена разрушения внутри советской системы с тем, чтобы заставить Кремль, по крайней мере, изменить его политику… Но без превосходящей наличной и легко мобилизуемой военной мощи политика «сдерживания», которая по своему существу политика рассчитанного и постепенного принуждения, не больше, чем блеф.
…Нам нужно вести открытую психологическую войну с целью вызвать массовое предательство в отношении Советов и разрушить иные замыслы Кремля. Усилить позитивные и своевременные меры и операции тайными средствами в области экономической и психологической войны с целью вызвать и поддержать волнения и восстания в избранных стратегически важных странах-сателлитах.
…Помимо утверждения наших ценностей, наша политика и действия должны быть таковы, чтобы вызвать коренные изменения в характере советской системы, срыв замыслов Кремля — первый и важный шаг к этим изменениям. Совершенно очевидно, что это обойдется дешевле, но более эффективно, если эти изменения явятся результатом действия внутренних сил советского общества…
Победу, наверняка, обеспечит срыв замыслов Кремля постепенным увеличением силы свободного мира и перенесение её в советский мир таким образом, чтобы осуществить внутренние изменения советской системы».
Вопреки мнению многих о том, что якобы деятельность по таким директивам была закончена с уничтожением СССР в 1991 году и госпереворотом в 1993 году уже в России, это мнение является ошибочными. Методы сдерживания и ослабления России только усовершенствовались, а с нарастанием её геополитического значения и демонстрации политической воли руководства страны, давление будет только усиливаться.
III. Центры субъектов геополитики
Субъектом геополитики является та страна (или доминирующая сила в стране), которая имеет мощные рычаги влияния на мировую систему и соответственно использует наибольший набор приоритетов управления.
1.Россия имеет: сильный мировоззренческий фундамент у населения, который сформировал не просто государство, а русскую региональную цивилизацию; свой вариант глобализации; русский язык; самую большую территорию в мире с огромным ресурсным запасом (лес, цветные и чёрные металлы, алмазы, драгоценные металлы, пахотные земли, запасы воды); вместе с Казахстаном в Евразийском союзе являются энергетическими свехдержавами; курирование ФСЭГ «газового ОПЕКа»; низкий уровень госдолга — 21% от ВВП; наиболее развитый военно-промышленный комплекс; одну из технологически лучших армий мира; самый большой стратегический ядерный арсенал, образующий «ядерную триаду»; морской флот; лидер по количеству запускаемых ракет-носителей и космических аппаратов; интеллектуально высокоразвитое население.
Однако, поражение в «холодной войне» и потеря суверенитета после 1991 года привела к приходу «оккупационного Правительства», которое, под видом демократических реформ, конституционно закрепило либеральную идеологию и вписало российскую экономику под диктат Ямайской валютной системы, что стало причиной разрушения промышленного комплекса, а сейчас является преградой роста экономики.
2. США и Великобритания имеют: притягательную «западную» культуру, которая формирует западный сценарий глобализации (киноиндустрия распространяет привлекательный образ жизни, показывая высокий уровень потребления и «ценности демократии и прав человека», английский язык); мировые СМИ; компьютерные технологии и интернет (программное обеспечение Windows, а также такие информационные инструменты как Facebook, Twitter и Google); экономическую мощь (25% общемирового ВВП); институты контроля мировой кредитно-финансовой системы (Федеральная резервная система, имеющая эксклюзивное право имитации доллара; Мировой Банк и Международный валютный фонд; долларовую монополию во всемирной торговле; владение мировыми товарно-сырьевыми и фондовыми биржами); высокий уровень образования в ВУЗах; мощный комплекс высокотехнологичного и инновационного производства; технологически сильные армии, объединяющие страны в Североатлантический Альянс; мощный ядерный арсенал.
Но США и Великобритания имеют и серьёзные недостатки: колоссальный государственный долг, сделав страны, фактически, банкротами (США: 16 трлн. долл. — 101% ВВП, Великобритания 9,9 трлн. долл. — 396% от ВВП); затраты на постоянные военные кампании по всему миру, чрезмерно высокий уровень потребления.
Китай — третья территория в мире; мощный экономический комплекс (сейчас вторая экономика мира, а до 2030 года обгонит США), гигантская численность населения, одна из лучших армий мира и наличие ядерного оружия; главный мировой поставщик технологий и третья в мире страна по инновациям; низкий уровень госдолга — 9% от ВВП.
Индия — третья экономика мира и вторая страна по численности населения; одна из лучших армий мира и наличие ядерного оружия.
Япония является лидирующим поставщиком новых и прогрессивных технологий; имеет 4-ю по величине экономику мира. Недостатки: стремительно растущее количество стареющего населения (к 2050 году его доля будет составлять почти 38%), в военном плане полностью зависима от США.
Израиль, как концентратор еврейской диаспоры, которая играет важную роль в управлении государствами мира и международными компаниями; является важнейшим идеологическим центром Авраамических религий (в первую очередь Иудаизма и Христианства (как Православия, так и Католичества).
Международные объединения:
«Европейский конгломерат»: Германия, Франция, Италия, Испания, Швейцария, Нидерланды. Объединение имеет 3-е в мире по численности население (более 500 миллионов человек); самую сильную экономику в мире; притягательное высокое качество жизни, сформировав идеологию «европейских ценностей»; Католическая церковь, является идеологическим центром для многих стран мира.
Недостатками является: гигантский госдолг стран-участников (Германия — 160% от ВВП, Франция — 236% от ВВП, Италия — 145% от ВВП, Нидерланды — 360% от ВВП, Испания — 165% от ВВП); исчерпанный рост экономического потенциала; неоднородность союза и внутренние противоречия; слабая военная мощь.
«Исламский халифат» (Лига арабских государств и ОПЕК). Преимуществом является: религия Ислам — 2-я в мире по численности верующих (22,74% населения Земли), Исламский банк развития (объединяет 49 стран), объединение ОПЕК, контролирующее мировую добычу нефти. Недостатки: сильная разрозненность: как политическая, так и религиозная.
Экономический союз БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика): наиболее быстро развивающиеся крупные страны мира (к 2050 году суммарное ВВП этих стран превысят общий размер экономик самых богатых стран мира (G7); имеет в наличии большое количество важных для мировой экономики ресурсов: природных и интеллектуальных, а также сельхозпродукцию и производственную базу. Высокая численность населения стран (43 % от населения планеты). Значительные размеры экономик этих стран, а также инициативы создания пула валютных резервов (замена МВФ) и Банка развития стран БРИКС (замена Всемирному банку), создание Резервного банка топлива и Института энергетической политики в будущем позволят им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к утрате лидирующей позиции стран G7.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) лидерами, которой являются Китай, Россия, Казахстан, а наблюдателями и партнерами Индия, Иран, Пакистан, Белоруссия и Турция, могут сформировать военный союз и стать альтернативой НАТО.
Потенциально, влиятельным игроком может стать Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в которую входит 10 стран с общей численностью населения 590 млн. человек и общим ВВП 2,1 трлн. долл.
IV. Многополярность и глобализация
Уничтожение СССР означало одновременно исчезновение и мощной симметричной сверхдержавы-противника и целого гигантского идеологического лагеря. Это был конец одной из двух глобальных гегемоний. Вся структура миропорядка с этого момента необратимо и качественно изменилась. При этом оставшийся полюс — во главе США и на основе либерально-демократической капиталистической идеологии — сохранился как явление и продолжил расширение своей социально-политической системы (демократия, рынок, идеология прав человека) в глобальном масштабе.
Однако, несмотря на ожидания многих геополитиков, США не смогла стать единоличным властелином мира, потеряв потенциальное лидерство вместе с потерей соперника в лице СССР.
Международные отношения начали развиваться в русле становления многополярного мира — образования нескольких региональных центров управления планетой. Президент России Владимир Путин в одном из своих интервью высказался по этому поводу: «Современный мир действительно многополярен, сложен и динамичен — это объективная реальность. И попытки построить модель международных отношений, в которой все решения принимались бы в рамках единственного полюса, неэффективны, то и дело дают сбой и, в конечном счете, обречены на неудачу».
Ключевым вопросом в современном многополярном мире стали наличие и возможность продвижения собственного сценария глобализации стран-субъектов, приведенных выше, а также существование в стране прогнозно-аналитического центра стратегического планирования и управления (как внутренними, так и глобальными процессами) на достаточно протяжённый период (не менее 50 лет). В понимании автора, глобализация — это процесс взаимного проникновения национальных культур друг в друга, а также объединение мировых производственных мощностей в крупные межгосударственные управленческие центры. Глобализация объективна, но субъективна в управлении.
Потенциально, сценариев глобализации три: русский, «западный» (сейчас доминирующий) и восточный. Каждая из них имеет свои особенности и предлагает развитие мира, согласно, следующих принципов:
1. Русский вариант
- сохранение экологического баланса биосферы;
- удовлетворение демографически обусловленных потребностей людей;
- доступность высокого образования и любого знания для выходцев из всех социальных групп;
- исключение эксплуатации человека человеком и становление справедливого жизнеустройства;
- возможность реализовать индивидуальный познавательно-творческий потенциал, самоактуализироваться;
- мирное сосуществование разных народов и культур, построенное на принципах конструктивного диалога.
2. «Западный» вариант
- индивидуализм и эгоизм, характеризующийся безмерным потреблением и животным образом жизни;
- либерально-рыночная ростовщическая экономическая модель, основана на диктатуре кредитно-финансовых структур во всех сферах жизни человека;
- технократическая наука, приводящая к техногенным и экологическим катастрофам, мегаполисной урбанизации;
- исключительность избранных социальных или этнических групп и наделение им безмерного количества благ за счёт несправедливого распределения произведенных ресурсов;
- эксплуатация менее развитых государств или сдерживание развития отказавшихся в этом.
3. Восточный вариант
- отрешенность от гонки потребления — культура гедонизма;
- кастовый строй и жесткая стратификация общества, где большинство — «маленькие люди», не способные осмыслить глобальные проблемы и повлиять на них;
- атеизм — доминирование вариации пантеизма;
- герметизм знаний.
От успешной реализации русского сценария глобализации зависит не только благополучное развитие России, а безопасное бесконфликтное существование всего мира.
V. Что нужно сделать
Россия имеет все предпосылки вернуть бывалую мощь — стать ключевым субъектом геополитики и центром русской глобализации. Для достижения этого результата необходимо слаженная работа как Правительства, так и общественности. Нужно понимать, что ныне господствующие структуры и доминирующие страны будут максимально сопротивляться изменению существующего строя, однако в данной системе невозможно процветание России и её союзников. Чтоб получить глобальное влияние, необходимо создать новый уклад мировой общественной жизни.
Одними из главных целей являются:
- создание центра стратегического планирования развития России и мира, формулирование и освещение соответствующих целей и методов их достижения для общества;
- расширение в рамках Евразийского союза и укрепление сотрудничества в объединениях БРИКС и ШОС;
- национализация Центрального банка Российской Федерации и снижение ставки кредитования до нуля;
- в рамках БРИКС создать альтернативные структуры Международному валютному фонду и Мировому банку, сменить инвариант прейскуранта денежных средств на эквивалент энергии;
- минимизировать влияние внутрироссийских СМИ, работающие на дезинформацию граждан и создавать собственные глобальные, которые будут давать миру альтернативную повестку дня и альтернативную трактовку всех событий;
- создание учебных центров для подготовки нового управленческого актива, с новым глобальным пониманием и адекватной методологией решения государственных задач, одновременно продолжить вывод из госаппарата кадров, которые работают на подрыв российской государственности, либо имитируют деятельность;
- наращивать военную мощь армии;
- восстановление центров разработки вакцин, для предотвращения вброса вирусных заболеваний;
- создание системы безопасности для возможной автономной работы сети Интернет в России, в случае её отключения;
- проводить справедливую социальную политику, создать условия для реализации творческого потенциала населения и взращивания патриотизма.
Это — одни из многих положений, которые необходимо реализовать в ближайшем будущем. По мнению автора, именно они будут ключом к глобальному первенству России.
VI. Заключение
Свою работу я закончу словами советского учёного, философа и писателя Александра Зиновьева: «Мы должны отбросить всякие иллюзии насчет XXI века. Он будет не веком благополучия, праздников и развлечений, а веком ожесточенной борьбы одних — за выживание, других — за господство над первыми, одних — за национальные интересы страны, других — за закабаление ее глобальным западнистским сверхобществом. Рассчитывать на то, что произойдет какое-то чудо, что кто-то нам поможет, кто-то нас спасет, — бессмысленно. Все зависит от нас самих, от того, сможет ли наш народ выдвинуть из своей среды достаточное число мужественных, честных и умных людей или нет, сможет народ поддержать борьбу этих людей за его же интересы или нет, окажется власть и интеллектуальная элита на стороне своего народа или нет. Это — все азбучные истины социальной борьбы. Их следует принять не просто как общие фразы, а как практически действующие принципы поведения».
Сегодня именно мы решаем, каким будет мир в будущем и мы обязаны сегодня сделать всё, чтоб завтра Россия стала самым развитым, сильным, благополучным и могучим государством мира.