По итогам трёхсторонних переговоров Россия, ЕС и Украина подготовили новое пакетное соглашение по урегулированию газового вопроса. Согласно ему, договорённость о поставках может быть достигнута на шесть месяцев по цене 385 долларов за тысячу кубометров. Кроме того, Европа готова гарантировать погашение задолженности Киева по газу в размере 3,1 миллиардов долларов.
Документ был одобрен Еврокомиссией и сейчас находится на рассмотрении украинской стороны. Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко уже заявила, что Украине следует платить за газ, как и другим странам, а не выпрашивать у России льготную цену.
Ранее, 3 октября 2014 года в Брюсселе глава Минэнергоуголя Украины Юрий Продан в очередной раз заявил на заседании круглого стола по реформированию газотранспортной системы Украины о том, что его страна открывает свой рынок для европейских компаний. Однако пока инвесторы не торопятся. Впрочем, в настоящее время на финальную стадию перешло рассмотрение соглашения о добыче в западных областях сланцевого газа американской компанией Chevron.
Политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер прокомментировал текущую экономическую ситуацию для Украина.Ру.
«Я вижу, что Российская федерация очень хочет договориться с Украиной по газу, и, безусловно, эта договорённость будет достигнута, если Киев погасит хотя бы часть задолженности и согласится на временную цену на зимний период. Хотя я не понимаю, почему Россия должна идти на уступки Украине, а Украина — нет. Для меня совершенно непонятен принцип такого рода, но если российские официальные лица им руководствуются, значит, они видят целесообразность.
Я рассматриваю ситуацию с украинской экономикой в рамках того, что вчера сказал Андерс Аслунд (шведский дипломат и политолог, который отличается крайне неприязненным отношением к России — ред.), который заявил, что у Украины нет шансов сохранить технологические отрасли, а значит, она будет превращаться в аграрную страну.
Западу не нужна украинская промышленность, и нынешней украинской власти она тоже не нужна. Население Украины будет жить сельским хозяйством, перерабатывающей промышленностью, сферой услуг, как это происходит во всех странах третьего или четвёртого мира. Будет потихонечку подниматься за счёт каких-то мелких производств, которые имеют жизнеспособный спрос у наиболее обеспеченной части населения или путём каких-то контрактёров на Западе.
Может, за счёт этого будет существовать какое-то число рабочих мест. В целом экономика будет именно такой: сложная промышленность исчезнет практически полностью.
Ехать из Украины молодёжи в таком количестве, как это происходит в прибалтийских странах, некуда. Это совсем другие объёмы — три миллиона, которые для Прибалтики — это много, для Украины это ничтожно. Поэтому автоматического повтора истории прибалтийских стран быть не может.
Ситуация в экономике ухудшится до определённого предела, после чего она, естественно, стабилизируется. Вопрос в том, что Украина будет играть в этом процессе роль объекта без права голоса, которым руководят те, кто это оплачивал, в данном случае — Запад. Он будет оплачивать украинскую внешнюю политику и украинскую элиту в том или ином виде, а что касается всех остальных — они никому не интересны».