Предстоятель РПЦЗ посетил Пафнутьев-Боровский монастырь…
Паломническую поездку по святым местам России Глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) начал с визита в древнюю обитель преподобного Пафнутия, всероссийского чудотворца.
Владыка отслужил молебен Преподобному, заупокойную литию о погибших защитниках монастыря от польских захватчиков, князе Михаиле Волконском с дружиной и монастырской братии. Пафнутьев-Боровский монастырь штурмовало 12-тысячное войско Яна Сапеги. Для сравнения: Троице-Сергиеву Лавру осаждали 3 тыс. литовцев. Здесь каждая пядь земли полита русской кровью. Как записано в хрониках, князь Михаил Волконский был изрублен поляками прямо у раки с мощами преподобного Пафнутия, все защитники обители погибли. Бывший настоятель Сергиевой Лавры архимандрит Иоасаф, проживавший на покое в Боровской обители, также погиб при осаде.
Владыка Иларион служит молебен у Поклонного Креста, а затем идет в братскую усыпальницу, где покоятся останки защитников. У сопровождающих его американских священников и паломников, когда им переводят историю осады, лица становятся печальными и скорбными, они качают головами и крестятся.
Гостей ведут в больничный храм пророка Илии. Уникальный храм XVII века, ставший первой общественной больницей в истории России. В этом храме больные жили и лечились. Каждый день здесь шла служба, за которой всех страждущих причащали. В те времена люди помыслить не могли, что можно исцелить тело, не позаботившись прежде о душе.
«Вот здесь больные лежали, а там, в алтаре, братия возносили Богу молитвы об их здравии, через это окно их причащали», — рассказывает послушник Георгий американцам. Нашим заокеанским друзьям это не просто непонятно — для них это совершенно другой мир. Они качают головами и восхищенно переглядываются. Когда отцы-основатели Америки еще не появились на свет, в этом больничном храме русские лечили своих больных лекарствами и молитвой — есть чему удивляться.
В Царской трапезной, где когда-то трапезничал царь Иван Грозный, братия исполняет для гостей древнерусские песнопения, а затем духовник обители схиархимандрит Власий (Перегонцев) отвечает на вопросы гостей, дает им духовные советы и рекомендации.
Мы с владыкой Иларионом уединяемся для интервью в храме Рождества Христова Царской трапезной.
— Владыка святый! Думаю, сегодняшний прием хорошо иллюстрирует отношение русских ко всем людям в мире. Мы открыты, доброжелательны и честны со всеми, кто бы к нам не пришел. Приехали американцы с австралийцами — хорошо. Покажем наши святыни, напоим, накормим. Недавно к нам приезжали американские индейцы из форта Росс, основанного русскими миссионерами — принимали как родных. Завтра приедут немцы или китайцы, мы поступим точно также. Но вы прекрасно знаете, как нас сегодня представляют на Западе.
Митрополит Иларион:
— Каждый день я общаюсь с людьми, которые, к сожалению, не только ничего не знают о России, но и не хотят знать. Им достаточно того негатива, что они получают из телевидения и газет. Большинство из них понятия не имеют, где находится Украина и что это за страна, зато они хорошо усвоили, что Россия — это враг.
Я спрашиваю у них: что вы знаете о России, о ее народе, о ее культуре? Чем эта Россия живет, чего хочет? Они говорят: Россия — это тиран, который порабощает мирные народы, которые хотят жить при демократии. Я им говорю: «Чтобы иметь реальные представления о ком-то, нужно хотя бы с ним познакомиться. Мало ли кто про кого что говорит. Вы попробуйте познакомиться с самими русскими. Узнать, чем они живут, что любят, чего хотят. Даже с теми, что живут здесь, в Америке. Может, они не очень хорошо разбираются в политической ситуации в России, зато они хранят и любят свою культуру, свою историю, свои традиции.
Любой русский последнюю рубаху отдаст, чтобы помочь другому. У русских это в крови — помогать другим. У кого вы это видите? Такое радушие, такую доброту, такую жертвенность? Это все христианские нравственные черты, которые стали душой, характером русского народа. Широта, беззлобие, сострадательность русской души — все это рождается от веры народа. Русские хотят видеть свою страну православной, для них это естественная народная идея. Конечно, когда они узнают о том, что происходит на Западе, узаконивание однополых браков, разрешение эвтаназии, приравнивание традиционных религий с сектами — это их пугает и отвращает. Они говорят, нет, нам этого не нужно». Реакция на это такая: «Ах, эти темные недобрые русские, они против свободы, против либеральных ценностей, против демократии!». Это логика греха.
А я говорю американцам: «Поймите, русские не против, они за. Русские за традиционную христианскую нравственность, за традиционные семейные отношения, за традиционную в христианском понимании свободу, которую нельзя навязывать силой, как это сегодня делается в нашем обществе. Когда русские узнают, что в школах могут без согласия родителей навязывать детям знания о нетрадиционных отношениях и другие подобные вещи, естественно, это их пугает. Они этого не хотят и никогда не допустят. Для них есть какие-то важные, святые, незыблемые понятия, которые они никому не позволят менять. Это православная вера, благодаря которой Россия и стала великим европейским государством, это семья и почитание родителей, которое традиционно воспитывается в русских семьях, это уважение и гордость за свою страну.
Русским, как и американцам, не нравится, когда их страну пытаются обвинить, унизить, выставить виноватой. Русские могут быть разных взглядов, разных интересов, но когда кто-то обижает их страну, они забывают любые свои разногласия и тут же объединяются. Но если вы придете к русским с миром, с добрыми намерениями, они будут относиться к вам как к братьям.
Каждый день я говорю: «Узнайте Россию, и вы поймете, что она вам не враг, а друг. Верный и надежный друг, который никогда не предаст и не бросит в беде, как это демонстрировала Россия на протяжении всей своей истории.
Россия дружественная и миролюбивая страна, которая никому не желает зла». Там, в Америке, я всегда говорю, чтобы вам судить о России, выслушайте другую сторону. К сожалению, там дается только одна точка зрения, один взгляд на Россию. Я говорю, что односторонняя информация не может быть объективной. И разумные люди это понимают. Но, конечно, пропаганда имеет очень большое влияние на мировоззрение людей. Газеты и телевидение обманывают и навязывают определенную точку зрения.
Вера же дает человеку возможность взглянуть на происходящее без ложных измышлений. Конечно, верующим людям проще. Они менее зависят от средств массовой информации и открыты правде. Смотря на мир через Христа, нам легче увидеть происки сатаны, ложь, посеянную им, чтобы разъединять и заставлять враждовать людей друг с другом. А Христос действует наоборот — Он всех объединяет своей любовью, делает всех братьями.
— Владыка, не могу не спросить о вашем отношении к происходящему на Украине.
Митрополит Иларион:
Мы все очень переживаем о том, что происходит с нашими братьями на Украине. За каждой Литургией мы вместе со всей нашей Церковью молимся о том, чтобы Господь вразумил и примирил народ украинский, чтобы эта страшная братоубийственная война прекратилась. Мы молимся, чтобы мир вернулся на землю Украины и в сердца людей. Молимся обо всех невинно убиенных, обо всех пострадавших, раненых и заключенных в темницы, обо всем многострадальном братском народе украинском.
— Владыка, какие сегодня, на ваш взгляд, главные проблемы у христиан всего мира?
Митрополит Иларион:
Это обмирщение, секуляризация, следование духу этого мира, противного нашей вере. За громкими словами о свободе, толерантности, веротерпимости идет открытая война против главных, основополагающих устоев человеческого общества. И верующие люди также оказываются в это вовлечены. Открыто насаждаются пороки, смертные грехи, как норма жизни. Людям говорят: это нормально, это хорошо. Некоторые христианские протестантские общины слепо копируют антихристианские нравы современного общества, по сути, смешиваясь с ним.
Мы, современные христиане, должны помнить, что главное в нашей жизни — это Христос. По Нему мы должны строить свою жизнь, и только законы, Им установленные, должны быть мерилом жизни для любого верующего человека. К счастью, Господь может и дела сатаны обращать на благо нашего спасения.
Видя Содом, который творится в современном обществе, многие люди приходят к православной вере, находя в ней Истину и Спасение. Несмотря на другую культуру, на другой язык и обычаи, люди стремятся открыть для себя истинную веру. И это подлинное свидетельство о живой благодатной силе Православия.
— Владыка, что привело вас в Россию и Свято-Пафнутьев Боровский монастырь?
Митрополит Иларион:
Мы представляем американских и австралийских православных верующих, которые долгие годы живут за пределами России в разных странах, на разных континентах, но исповедуют православную веру и хранят русскую культуру и русские традиции.
Мы приехали в Россию, чтобы поклониться русским святыням, великим русским святым. Это паломничество по святым местам, монастырям Русской Православной Церкви. Первой остановкой, первым святым местом мы выбрали святую обитель преподобного Пафнутия Боровского, великого угодника Божия и всероссийского чудотворца. У себя дома мы только читали о преподобном Пафнутии, преподобном Сергии и других русских святых. Это великая милость Божия, что мы молимся под сводами древнего храма там, где покоятся его святые мощи, и вдохновляемся ревностью и верой преподобного Пафнутия. Это очень важно — иметь возможность общаться со святым.
— А что для христианина такое общение? Зачем современному человеку вообще ехать за тридевять земель к святому?
Митрополит Иларион:
Мы всегда обращаемся к угодникам Божиим, чтобы они за нас молились. Во-первых, о нашем спасении, чтобы Господь дал нам время покаяния, время подвига. Чтобы приготовить душу свою к вечности. Чтобы нам очиститься от всех грехов и преходящих пристрастий, чтобы стать сосудом благодати Божией, чтобы Господь всегда пребывал в нас. Чтобы мы сподобились доброго ответа на Страшном Суде. Мы смотрим на подвиги угодников Божиих и можем подражать их преданности Христу.
Я впервые у преподобного Пафнутия и очень этому рад. Раньше я читал о нем, но когда ты приезжаешь туда, где святой подвизался, где он жил и молился, он становится ближе к нам, и это великое счастье находиться в таком месте.
В первую очередь мы просили у великого угодника Божия укрепления, помощи и приумножения нашей веры, чтобы противостоять духу века сего и служить Христу на всяком месте нашей жизни. Преподобный Пафнутий всего себя посвятил Богу, и Господь прославил его многими дарами, в том числе и даром врачевать многие духовные недуги. Мы верим, что по его молитвам наша жизнь приобретет новую глубину, новое измерение на пути к истине и Царству Божию. Прошу молитв братии монастыря за всю нашу группу. Среди нас есть люди, которые строят у себя православный храм и нуждаются в ваших молитвах об успешном строительстве. Они искренне верят, что духовная помощь русских братьев поможет в их начинании. Для них это важно.
Беседовал Денис Ахалашвили, ответственный редактор издательства Свято-Пафнутьева Боровского монастыря