После получения Украиной очередного транша от МВФ в начале сентября курс гривны возобновил своё падение, а валютный рынок начало уже серьёзно лихорадить. Вряд ли этого ожидали восторженные приверженцы евроатлантической интеграции либо те, кто знают основы экономики только по западным учебникам.
Итак, в этом сентябре на Украине к проблемам военных операций в Новороссии, обеспечения электростанций углём и газом, нарастающей безработицы и бедности добавилась ещё одна: обвал гривны и его крайне негативное влияние на банковский сектор.
То, как решается эта проблема, свидетельствует, в первую очередь, об утере украинским государством суверенитета. Почему такое утверждение? Конституция Украины и Закон о национальном банке вменяет Национальному банку в основную обязанность (в тексте — функцию) «обеспечение стабильности денежной единицы». При выполнении этой основной функции приоритет имеет «достижение и поддержка ценовой стабильности». Далее — стабильность банковской системы и последним пунктом поддержка экономического роста.
Конечно, пункт об обеспечении стабильности денежной единицы, фактически, о стабильных валютных курсах, звучит крайне архаично, что и неудивительно, потому что принимались эти законы во времена взлёта банковской карьеры «лучшего банкира Европы».
Нынешние украинские власти готовы, однако, нарушать, пускай и несовершенные, законы собственного государства, если об этом, например, попросит Запад. Так, МВФ настаивает на том, чтобы Национальный банк (НБУ) руководствовался не стабильностью гривны, а таргетированием инфляции, и руководство НБУ заявляет о готовности радикально сменить целеполагание (что, может быть, и разумно, но противоречит украинским законам). До недавнего времени МВФ рекомендовал Украине пополнять валютные резервы (из каких источников?) и всегда рекомендует заботиться об устойчивости банковской системы (что крайне сложно делать при обваливающемся курсе национальной валюты).
И в дополнение ко всему, НБУ обязан отчитываться перед МВФ еженедельно. Вот такой, на примере Нацбанка, у Украины суверенитет. Очень характерным в этом смысле является крайне жёсткий тон письма главы МВФ руководителю нынешнего украинского правительства, в котором чётко и недвусмысленно говорится о возможности фактически приостановить финансирование украинских властей.
В сложившейся ситуации руководство НБУ вынуждено 1) учитывать одновременно интересы и мнения руководителей внутри страны и кураторов из Вашингтона, 2) поддерживать на плаву банковскую систему, при этом требуя определённого поведения от банков (особенно на валютном рынке), а также 3) не раздражать перед предстоящими выборами электорат падением гривны и всевозможными ограничениями и невыгодными курсами по депозитам и переводам.
Пока это плохо получается. И причина этому не «200 агентов ФСБ», а в первую очередь агрессивно-националистический курс нынешних властей, курс безумный, разрушающий страну и несущий смерть, нищету и страдания жителям бывшей УССР. Бомбардировки Новороссии обрушили промышленное производство в Донецкой области в 2,5 раза, а в Луганской области почти в 7 раз (август 2014 к августу 2013).
Промышленное производство в бывшей УССР упало в августе на 21,4% (к августу 2013 года). При этом особенно сильно обрушилось производство в экспортных отраслях: в металлургии, например, по основным позициям на 32-46%, в химии по основным позициям на 41-51%.
Резкое падение экспорта усугубило ошибку неверного определения Нацбанком «сбалансированного валютного курса» на уровне 11,5-12 гривен за доллар (сейчас рыночный курс уже подобрался к 15 гривнам). Как я уже ранее писал, курс около 12 гривен мог держаться ограниченное время только за счёт неплатежей Газпрому и получению нерыночного финансирования от западных финансовых организаций.
Сейчас же в регулировании валютного рынка Нацбанк применяет меры скорее белорусского, чем западного типа, несмотря на обилие английских словечек в речах главы Нацбанка (почему в парламенте не стучат кулаками по столам «ук-ра-ïн-ська! ук-ра-ïн-ська!»?). Все прекрасно понимают, что, к примеру, ограничив максимальный курс продажи валюты, Нацбанк создаёт условия для появления теневого рынка.
Попытки просчитать «правильный, сбалансированный курс» гривны (во что, может быть, верят в НБУ) в нынешних условиях высокой неопределённости попросту бессмысленны. Рынок (если не белый, то чёрный или серый) нащупает его сам. И если нынешние власти продолжат уничтожать экспортный потенциал республики, то и цифру 15 гривен за доллар валютный рынок проскочит очень быстро. И никакие западные кредиты, которые зачастую являются оплатой услуг в войне с Россией, не смогут в этом случае спасти 30 с лишним миллионов живущих на Украине от нищеты.