Собственно, этот вопрос поставила Мирослава Бердник в своем популярнейшем блоге, прислав мне свежую ссылку. Постараюсь найти ответ.
Хочу только напомнить, что для верующих (к каковым, впрочем, принадлежит и Мирослава) главным вопросом, связанным с выборами Предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) был — станет ли новым киевским митрополитом сторонник единства с Московским патриархатом, сможет ли он сохранить целостность канонической церкви на Украине.
Сможет ли именно он остановить гражданскую войну, конечно больше волнует людей, пребывающих вне церкви.
Хотя чаяния эти небезосновательны: в конце концов, верховные главнокомандующие с обеих сторон конфликта — прихожане одной церкви. Русской.
Главные надежды верующих собор епископов оправдал. А вот обретения мира земного (что для православных вопрос, конечно же, животрепещущий, но, скажем так, не церковный) в связи со сменой руководства УПЦ МП, похоже, рассчитывать не приходится.
Начнём со степени влияния на Порошенко. Во-первых, в роли президента «Єдиної країни» он — из политической целесообразности — давно уже «причащается у униатов», за что по правилам, установленным еще апостолами, должен быть отлучён от церкви. Так что «прихожанин» Порошенко — лишь номинальный. А говорить о нём как о верном Церкви вообще не приходится.
Но даже если бы верховный Пётр и не предал Тело Христово со своими первыми, вторыми и третьими «петухами» (также имеющими отношение к командованию «АТО»), ему было бы на кого опереться в УПЦ МП.
Да, Собор епископов избрал предстоятелем митрополита, выступившим накануне выборов с однозначно антивоенным месседжем.
В проповеди на День памяти равноапостольного князя Владимира, владыка выразил убеждение, что князь Владимир в случае гражданской войны поступил бы не так, как Порошенко — руководствуясь местью, а исходя из принципа терпения и любви. Но это было лишь его частным мнением. Таким же частным, как мнение митрополитов Черкасского Софрония и Вишневского Олэксандра, архиепископов Херсонского Иоанна и Сумского Евлогия, благословляющих войну с «сепаратистами», а то и с «вражеским государством».
Зато некий Гэоргий Ковалэнко, представляемый на телеканализациях Украины «рэчныком» УПЦ МП, может позволить себе вслед за разного рода тягныбоками, ярошами и т.п. «голубями мира» заявить ОТ ИМЕНИ ЦЕРКВИ и даже «всего мирового сообщества»: «Как граждане Украины мы думаем так же, как и наше правительство и все мировое сообщество: Крым — это территория Украины и должен быть возвращен» (18 мин.).
Как известно, выражать мнение Церкви могут лишь Соборы, Синод, а между их заседаниями, предстоятель, правящий епископ (предстоятель епархии) в границах епархии и главы синодальных отделов в рамках своих полномочий. Да, Коваленко — глава информационного отдела. Но.
Согласно решению синода УПЦ МП, на данный отдел возложено лишь «редактирование и выпуск церковных СМИ, координация редакционных политик неофициальных и региональных церковных СМИ, сотрудничество со светскими СМИ». Где тут наделение главы отдела полномочиями «рэчныка» всей УПЦ МП? Коваленко — пресс-секретарь лишь Предстоятеля УПЦ и главный редактор официального сайта УПЦ.
Понятно, что наученный толстым интригам своим данным куратором — вышеупомянутым Олэксандром Драбынко — Коваленко, приложивший все свои силы и средства массой информации для того, чтобы на Соборе победил ставленник драбинковцев-автокефалистов, данным заявлением делает весьма проблематичным снятие себя с должности: мол, «Московська церква звільняє священника-патріота, що виступив за повернення Криму».
Однако следует признать, есть у Коваленко основания для таких заявлений (которых с началом «Русской весны» он сделал немало). Ведь самые авторитетные иерархи — сторонники единства (чего уж говорить о дробинковцах) не раз после победы нацистского путча в один голос принялись заявлять о такой, отнюдь не духовной ценности как территориальная целостность государства. И от имени Церкви, пережившей тысячелетние империи и столетние царства (не говоря уже об исторических «однодневках» вроде Украины), и в этих государствах, зачастую антихристианских, исполнявшей свой главный долг — спасения душ граждан.
Сильно, скажите, волновали преподобного Иова Почаевского, святителя Петра Могилу, преподобного Алексия Карпаторусского територрториальная целостность постоянно видоизменяющихся Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой или Австрийской империи?
Отчего же в «Обращении Собора епископов УПЦ к Президенту П.А. Порошенко, Премьер-министру А.П. Яценюку и Председателю Верховной Рады А.В. Турчинову», упомянутые деятели заверяются в том, что архиереи УПЦ МП «возносят молитвы за прекращение кровопролития на Украинской земле, дарование мира и сохранение Единой Соборной (sic!) Украины».
Ну как скажите, можно молиться одновременно за прекращение кровопролития «на Украинской земле» и «дарование мира», если для одной из воюющих сторон (руководимой при этом православными командирами) «Единая Соборная Украина» является синонимом исчадия ада? Если верные канонической церкви, сражающиеся в зоне кровопролития, не считают эту землю украинской?
Если, в конце концов, простые приходские священники УПЦ МП благословляют своих чад на защиту этой земли от нацистов, вдохновляемых проповедями «лучших друзей православия» — униатами и «филаретовцами»?
Уверен, что нынешнее руководство УПУ МП прекрасно осознает — призывы к сохранению территориальной целостности образования, ненавистного половине его граждан, войну только подогревают. И вызывают еще большее отторжение УПЦ МП в жителей Новороссии — по меньшей мере, как к излишней структуре Русской церкви.
Если УПЦ МП не очистится от партии войны в себе, ей уж точно не стать миротворцем. А значит — не наречься её иерархам сынами Божьими. Зачем тогда, действительно, данная структура?