Сейчас не приходится надеяться на то, что военно-политический кризис на Украине, ставший чем-то большим, чем обычное внутриполитическое противостояние власти и идеологически подпитанной оппозиции, будет сведен к нулю в кратчайшие сроки.
После того, как была пройдена точка невозврата и недовольство переросло в гражданскую войну, стало очевидно, что Украина не станет второй Грузией, где война в 2008 году имела место быть, но не приняла таких масштабов, как на Украине.
Сложившаяся ситуация на Юго-Востоке Украины стала яблоком раздора как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Сейчас можно с уверенностью сказать, что эскалация конфликта на Украине уже стала одним из поводов для пересмотра системы глобальной безопасности, в которой ведущую роль последние двадцать пять лет играли США.
В действительности в реорганизации системы глобальной безопасности заинтересованы многие.
Во-первых, Китай. Именно между США и Китаем в ближайшие годы развернется борьба за роль глобального лидера. Это лидерство автоматически предполагает доминирование в системе глобальной безопасности. И переориентация геостратегических интересов США в АТР во много говорит о нежелании американцев видеть Китай в качестве лидера даже в системе региональной безопасности.
Во-вторых, Россия. Военная доктрина, принятая в 2010 году президентом Д.А.Медведевым, стала очевидным доказательством того, как эволюционировали взгляды руководства Российской Федерации относительно принципов обеспечения безопасности. Главным отличием доктрины выступает декларация готовности верховной власти РФ в случае агрессии против России в региональной и даже локальной войне применить ядерное оружие первыми.
Кроме того, наблюдается активная диверсификация военно-политического сотрудничества и кооперации в области глобальной безопасности. События на Украине в очередной раз доказали, что на Западе безопасность в мировом масштабе видят по-своему и с Россией в этом аспекте никто считаться не собирается. А это означает, что российскому руководству больше не приходится делать ставку на плодотворное сотрудничество с Западом по данной проблеме.
В-третьих, Евросоюз. Слабость ЕС заключается в том, что страны, состоящие в Евросоюзе, полностью зависят от США по всему спектру вопросов, касающихся безопасности. И недовольство ряда европейских государств (прежде всего, Германии и Франции) таким положением дел становится все более очевидным.
Так, к примеру, внешнеполитический курс президента Путина поддержало большинство опрашиваемых немецких телезрителей. Поддержали и крупные немецкие корпорации, такие как DeutschePost, Adidas, Siemens.
Кроме того, европейским государствам под давлением США приходится вводить санкции против России, которые наносят серьезный урон экономическому и политическому сотрудничеству. В таком случае государства ЕС не могут просто игнорировать общественное мнение и мнение бизнес-элиты. И поэтому в ближайшие годы формат взаимодействия в области безопасности должен быть пересмотрен.
Конфликт на Украине показал, что система глобальной безопасности уже не способна существовать в том виде, в котором существовала последние годы. Прежде всего, необходимо пересмотреть основные методы разрешения локальных конфликтов и гуманитарных интервенций, которые в последние годы определялись в угоду интересов США и НАТО.
Несмотря на сотни убитых мирных граждан Украины, не до конца понятна роль международных организаций, прежде всего, ООН и ОБСЕ, действия которых ограничились призывами к прекращению огня и отправкой специальных комиссий для оценки ситуации. Реформа и реорганизация данных структур назрела давно. И сейчас для этого настал самый подходящий момент.
И, наконец, самое главное. Необходим пересмотр взглядов на обеспечение региональной безопасности. Монополия США на обеспечение европейской безопасности в лице Североатлантического альянса без участия России и ряда стран СНГ, попытки Соединенных Штатов контролировать отдельные элементы региональной безопасности на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе является доказательством того, что Вашингтон пытается сохранить доминирование в системе глобальной безопасности. Но сохранение мира и безопасности по сценарию одного государства является деструктивным, что было не раз доказано в Югославии, Ираке, Ливии, а теперь и на Украине.
Мировому сообществу важно понять, что сохранение существующей политизированной системы глобальной безопасности наносит серьезный удар по суверенитету, национальной безопасности и экономической системе отдельных факторов международных отношений.
Гражданская война на Украине продемонстрировала всему миру, что существующие инструменты обеспечения безопасности малоэффективны. Гибель мирного населения и военно-политическая хаотизация целых регионов тому доказательство.
Автор текста: Максим Юраков