https://ukraina.ru/20230404/1044947982.html
Кавказская или крымская? 56 лет со дня премьеры фильма "Кавказская пленница"
Кавказская или крымская? 56 лет со дня премьеры фильма "Кавказская пленница" - 04.04.2023 Украина.ру
Кавказская или крымская? 56 лет со дня премьеры фильма "Кавказская пленница"
В фильме "Кавказская пленница" есть момент, когда Шурику удаётся остановить над пропастью машину, в которой Трус, Балбес и Бывалый везут Нину. Пленница,... Украина.ру, 04.04.2023
2023-04-04T18:00
2023-04-04T18:00
2023-04-04T18:00
история
история
история украины
история ссср
кино
фильм
кинематограф
комедия
крым
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/04/03/1044967073_0:274:2184:1503_1920x0_80_0_0_a1d0e32fc152e2ec6dadb446c40b3676.jpg
В фильме "Кавказская пленница" есть момент, когда Шурику удаётся остановить над пропастью машину, в которой Трус, Балбес и Бывалый везут Нину. Пленница, конечно, кавказская, только вот впереди возвышаются легко узнаваемые зубцы Ай-Петри. Принадлежность Крыма к УССР, равно как и происхождение Гайдая и Демьяненко – формальность. Но это ведь и вклад Украины в нашу общую культуру.3 апреля 1967 года состоялась премьера фильма Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". Сейчас трудно найти человека, который бы не смотрел этот фильм. Однако в самом начале его создания у многих складывалось впечатление, что фильм "заведомо провальный". Мало того, вполне могло случиться, что зритель увидел бы его только после 1991 года, но "счастливый случай" распорядился по-другому.То ли быль, то ли легенда, но в середине 1964 года Гайдаю на глаза попалась газетная заметка, в которой рассказывалось, что на Кавказе, в одном из горных аулов, следуя старинному обычаю, жених похитил невесту. Прочитав её, режиссёр на какое-то время о ней забыл.Как раз в это время фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965) запустили в производство. Перед Гайдаем и сценаристами Яковом Костюковским и Морисом Слободским встал вопрос, как снять ещё несколько эпизодов о приключениях незадачливого студента. Когда 23 апреля 1965 года производство фильма завершилось, Гайдай вдруг понял, что "Операция Ы" истощила его идеями и, собственно говоря, снимать о Шурике больше нечего. Сам он потом вспоминал об этом так: "как мне тогда казалось, я рассказал о Шурике во всех возможных его ипостасях, я вытряс из троицы (и она из меня) всё, что она могла дать, о погонях я не мог думать без содрогания".И тут Леонид Иович вспомнил про ту самую газетную заметку и рассказал о ней сценаристам. Сюжет их заинтересовал, работа закипела, да и сам режиссёр принял в написание сценария самое активное участие. Его постоянные требования к сценаристам о лаконичности фраз и звучании диалогов практически телеграфным стилем нашли свое отражение в ставшей крылатой фразе: "Короче, Склифосовский!"В июне 1965 года сценаристы отправили на "Мосфильм" заявку с просьбой одобрить план ещё не завершённого сценария "Шурик в горах", состоявшего из двух курьёзных эпизодов: "Кавказская пленница" и "Снежный человек и другие". Идею второй истории отклонил сам Гайдай, вероятно, увидевший в ней повторение темы, ранее воспроизведённой в картине Эльдара Рязанова "Человек ниоткуда" (1961). В итоге первая новелла переросла в костяк литературного сценария.В октябре 1965 года состоялось заседание редколлегии "Мосфильма", на котором обсудили готовый сценарий фильма. Одна из претензий, озвученная, в частности, режиссёром и сценаристом Лео Арнштамом, была связана с включением в сюжет Труса, Балбеса и Бывалого — героев, знакомых зрителям по прежним лентам Гайдая. По словам Арнштама, троица явно утяжеляла фабулу; к тому же она действовала "на уже отработанном материале". Выступивший следом Гайдай сообщил, что троицы в фильме не будет: "Никулин сниматься отказался". В тот момент исполнитель роли Балбеса, которому сценарий показался неудачным, действительно отклонил предложение об участии в "заведомо провальной" картине.В ситуации, когда и зритель, и сам постановщик несколько устали от Труса, Балбеса и Бывалого, режиссёр решил сместить акценты и вывести на первый план "восточного сладострастника" из числа руководителей районного масштаба. По словам Гайдая, товарищ Саахов: "стал ключом к картине. Фраза: „У меня теперь только два выхода: или я её веду в ЗАГС, или она поведёт меня к прокурору“ — определила сюжетное напряжение и оправдала исключительность ситуаций и эксцентричность персонажей".Однако, фамилия Саахов в сценарии изначально звучала как Охохов. Но, перед съёмками выяснилось, что в министерстве культуры есть сотрудник с такой же фамилией. Тогда ее заменили на "Саахов" но, обнаружилось, что среди чиновников "Мосфильма" есть некий Сааков. Точку в выборе фамилии поставила глава Министерства культуры СССР Екатерина Фурцева: "а если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!"При сдаче сценария определённые вопросы у членов редколлегии вызвала и реплика, произносимая родственником Нины – дядей Джабраилом: "между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии". Фразу удалось сохранить; правда, в картине её произносит другой персонаж – Балбес, поэтому она звучит, как шутка.Гайдай пригласил людей, знакомых ему по работам ранее: оператора Константина Бровина, композитора Александра Зацепина, художника Владимира Каплуновского. Места для натурных съёмок сначала искали на Кавказе, затем киногруппа переместилась в Крым, где и подобрала подходящие объекты. Не последнюю роль в выборе Крыма сыграла и хорошая техническая оснащенность "Ялтинской киностудии".Александра Демьяненко на роль Шурика утвердили автоматически, вне конкурса – он просто переместился в "Кавказскую пленницу" из "Операции „Ы“". Роль товарища Саахова сразу писали под Владимира Этуша, которого Гайдай заприметил в фильме Константина Воинова "Время летних отпусков" (1960). Там Этуш очень колоритно сыграл нефтепромысловика, "южного человека" Мамедова. Поначалу Владимир Абрамович хотел отказаться от роли товарища Саахова, чтобы избежать копирования однажды найденного типажа, однако, на кинопробы он все-таки пришёл и его практически сразу утвердили.На роль дяди Нины, Джабраила, Гайдай изначально планировал поставить Михаила Глузского, но, увидев однажды Фрунзика Мкртчяна, он переменил свое решение, а Глузскому предложил эпизодическую, но очень колоритную роль администратора гостиницы, знатока множества тостов.Проблемы возникли с выбором исполнительницы роли самой Нины: спортсменки, комсомолки и, наконец, просто красавицы. На эту роль режиссер рассмотрел порядка 500 претенденток. Среди были Марианна Вертинская, Лариса Голубкина, Наталья Селезнёва и Наталья Кустинская. Но однажды Юнгвальд-Хилькевич, будущий режиссер "Трёх мушкетёров", посоветовал Гайдаю посмотреть эквилибристку из цирка на Цветном бульваре, Наталью Варлей, которая к тому же уже имела небольшой опыт работы в кино. Она снялась в эпизодической роли в фильме самого Юнгвальда-Хилькевича "Формула радуги" (1966) и в короткометражке Эльера Ишмухамедова "Новогодний праздник отца и маленькой дочери" (1962).Гайдай пригласил Варлей на кинопробы и после прочтения монолога попросил её раздеться до купальника, что, надо сказать, в 60-х для кинематографа было нонсенсом. Сама Наталья Владимировна так вспоминала об этом эпизоде: "Я ответила: "Конечно". И разделась. Все так и ахнули. Это сейчас актеры свободно обнажаются, а тогда и кинематограф, и вся страна были более целомудренными. Но у меня-то купальник являлся повседневной цирковой формой одежды, поэтому и мыслей никаких не возникло". Варлей утвердили на роль Нины, единственное, худсовет, да и сам Гайдай, посчитали, что голос Натальи не подходит, поэтому в фильме она говорит голосом Надежды Румянцевой, а ставшую хитом песенку про белых медведей исполнила Аида Ведищева.Юрий Никулин, а с ним и вся "троица", Трус, Балбес и Бывалый, сначала сниматься в фильме отказались, но Гайдай сумел уговорить их, пообещав свободу импровизации в кадре. Кроме того, режиссер создал, так называемый, "фонд шампанского" и за каждую удачную идею выдавал актёрам бутылку шампанского. К концу съемок счёт был таким: Никулин – 24 бутылки, Моргунов – 18, Вицин – одна (он подсказал Гайдаю много отличных идей, но так как Вицин был принципиальным трезвенником, то отказывался от заслуженного приза).22 апреля 1966 года начались съемки в павильоне "Мосфильма", а через месяц группа выехала в Крым. В основном снимали в Алуште, посёлке Лучистое и "Долине Привидений". Исследователи подсчитали, что в кадрах фильма задействовано порядка 450 местных жителей.Известный дом с воротами, куда Юрий Никулин загонял баранов, находится в переулке Милицейском (сейчас имени партизана Крапивного). Нынешняя хозяйка дома рассказывает, что и по сей день туристы приезжают сфотографироваться рядом с их воротами, а прохожие, в шутку, часто напевают "э-е-ей, хали-гали…", которую напевал Никулин. Так же она вспоминает, как съёмочная группа три дня столовалась у них дома и её мама собирала для них закуску на стол. Ее младший брат очень гордится тем, что сам Никулин спал на его кровати в летней кухне.Многие здания, пансионаты и рестораны города также "приняли участие в съемках". Так роль отдела милиции исполнил алуштинский ЗАГС, а роль дома прокурора сыграл простой многосемейный жилой дом.Актеры жили в пансионатах "Утёс" и "Кристалл", и их номера особыми излишествами не отличались. Например, в номерах не было телевизоров, которые в те временя ещё являлись редкостью, но как раз летом 1966 года в Англии проходил чемпионат мира по футболу. В связи с этим легендарная гайдаевская "троица" договорилась с заведующей гостиницей "Таврида" и ходила к ней домой смотреть футбольные трансляции.Всем, наверняка, хорошо знаком эпизод фильма, где Георгий Вицин очень ловко пересчитывает заработанные "троицей" на уроках твиста и одновременной игрой Балбеса в домино деньги. Так вот, это руки алуштинца Павла Прокофьевича Морозова, сотрудника местного госбанка. Его пригласили на съёмки, он пересчитал на камеру деньги и ему заплатили 3 рубля. На радостях Павел Прокофьевич решил обмыть это дело, купил бутылку и пошел домой. Жена спросила, с каких это радостей он собрался выпивать, тот все рассказал. В результате супруга выпивку одобрила – не каждый день руки мужа в кино снимают.А местный автомастер Владимир Лузанов, так и вовсе спас съемочную группу от срыва графика. Знаменитый красный кабриолет Adler Trumpf Junior, выпущенный в 30-х в Германии, принадлежал Юрию Никулину и сыграл в фильме роль "Волги" (она легко идентифицируется по хорошо узнаваемому оленю на капоте). Но по дороге из Москвы в Алушту автомобиль сломался, и в город его привели на "шнурке". В автомастерской выяснилось, что "полетела" крестовина. Владимир её укрепил, но через день съёмок она снова сломалась, и тогда он заменил весь передний мост, поставив вместо родного раздобытый на местной рембазе "москвичёвский". За оленем так и вовсе пришлось ехать в Симферополь, на толкучку, где его приобрели за огромные, по тем временам, деньги в 25 рублей (при том, что зарплата инженера была примерно 100 рублей в месяц). Больше мост не ломался. Однако во время съёмок сцены, где Нина идет на таран перегородившей дорогу троицы, у машины вдруг отказали тормоза. К счастью актеры вовремя почуяли неладное и успели отскочить в сторону – всё обошлось. Надо сказать, что водить Варлей училась прямо во время съемок, до этого она никогда за рулем не сидела.Знаменитый эпизод, где троица пьёт пиво пришлось снимать с натуральным пивом в бокалах, чему Никулин и Моргунов крайне обрадовались (лето стояло жаркое), но для Вицина как человека не пьющего это стало пыткой. Ассистенты пытались подобрать заменитель, но если цвет подделать было не сложно, то получить характерную пену оказалось задачей непосильной. В результате, Гайдаю кое как удалось уговорить Труса выпить кружку пенного и эпизод, к большому разочарованию Балбеса и Бывалого, отсняли с первого дубля.По воспоминаниям актёров и коллег Гайдай позволял расслабится только в нерабочее время, а на площадке, как говорится, ни-ни, с пивом в кадре это исключение. На этой почве у него произошел конфликт с оператором Константином Бровиным, у которого случались срывы, и режиссеру приходилось самому замещать за кинокамерой не вышедшего на работу оператора. Эта лента стала их последней совместной работой.Кроме это произошел и еще один конфликт, в результате которого троица, Никулин, Моргунов, Вицин, больше у Гайдая не снималась. Однажды Моргунов пришел на съемочную площадку с поклонницами и на замечания режиссера никак не отреагировал, тогда Гайдай крикнул, что тот больше у него сниматься не будет, взял сценарий и на глазах у всех вычеркнул его фамилию из всех оставшихся сцен. Для замены Моргунова в кадре наняли местного жителя Ивана Григорьевича Иванченко. Так, например, он заносит в ворота дома холодильник и он же в мотоциклетном шлеме засыпает за рулём "Волги".Справедливости ради стоит заметить, что съемки проводили и на Кавказе, но совсем немного, только 17-19 августа в окрестностях Сочи, на горной реке Мзымта, снимали сплав Шурика в спальном мешке и его счастливое спасение Ниной. С этим эпизодом также связан один забавный и в то же время чуть не закончившийся трагедией случай. Гайдай по отечески берег Наталью Варлей и хотел оградить её от купания в ледяных водах Мзымты. Для этого наняли девушку-каскадёра, но та так хотела сняться у именитого режиссера, что умышленно не сказала, что совершенно не умеет плавать. В результате, съёмочной группе пришлось спасать не только Шурика но и каскадёра. Варлей уговорила режиссёра, что сможет сама исполнить спасение Шурика. Эпизод самого спасения отсняли с первого дубля. Но, пока снимали эпизод после спасения на берегу, так как день стоял жаркий и актеры быстро высыхали, их постоянно поливали водой из реки. В результате актеры так продрогли, что опасаясь за их здоровье, Гайдай приказал ассистентам выдать Наталье и Александру Демьяненко чистого спирта. Варлей вспоминала, что спирт она выпила, закусила яблоком, больше ничего не нашлось, кое как добралась до домика и уснула. Потом проснулась от того, что ее кто-то трясёт за плечо. Оказалось, что она перепутала домики и заняла домик Юрия Никулина.После съёмок на Кавказе съемочная группа вернулась в Крым, и уже 31 августа вернулась в Москву на "Мосфильм", весь материал был практически снят. Только в октябре часть съемочной группы приезжала в Крым еще на одну неделю, доснять эпизоды у Дома бракосочетаний, и финальную сцену расставания Нины и Шурика. Крымчане очень трепетно хранят память о тех далёких днях и по сей день сохранились тот самый орех, на котором сидел Юрий Никулин, кстати, он теперь так и называется "орех Юрия Никулина", и камень Натальи Варлей, на котором она танцевала, исполняя Шурику "Песенку о медведях".16 ноября 1966 года на киностудии "Мосфильм" состоялось заседание худсовета, на котором Эльдар Рязанов и кинокритик Майя Туровская высказались о гайдаевском фильме крайне отрицательно. Главные претензии были направлены в сторону троицы: "на этот раз они все, включая и Никулина, перекривлялись". По словам редактора творческого объединения "Луч" Бориса Кремнева, среди персонажей троицы "особенно раздражает Вицин". Определённое недовольство у членов худсовета вызвала и музыкальная тема комедии. Так, драматург Эмиль Брагинский назвал исполняемую Юрием Никулиным песню "Если б я был султан…" пошловатой. Борис Кремнев считал, что придуманный композитором Александром Зацепиным в сцене погони и некоторых других эпизодах музыкальный фон воспринимается, как нечто "инородное". Руководитель творческого объединения "Луч" Иван Пырьев, указал, что музыка в картине "написана в стиле Таривердиева и кажется устаревшей", резюмируя, что "это не лучший фильм Гайдая".30 ноября, частично исправленную картину дирекция киностудии "Мосфильм" приняла практически без замечаний. Но 23 декабря, на следующем этапе сдачи "Кавказской пленницы", комиссии Госкино СССР фильм буквально зарезали. По воспоминаниям Якова Костюковского, во время приёмки картины "атмосфера создалась не обещающая ничего хорошего", а некий "большой начальник" сообщил, что "эта антисоветчина выйдет на экраны только через его труп".На 26 декабря назначили заседание для окончательного решения. Гайдай прибыл на него, не ожидая ничего хорошего, как вдруг, ленте присвоили 1-ю, высшую, категорию. Как выяснилось позже, накануне заседания Леонид Ильич Брежнев спросил у своих помощников, нет ли посмотреть чего свеженького, и помощники (по некоторым сведениям, среди них был и хороший друг Гайдая) показали ему "Кавказскую пленницу". Генсеку картина понравилась – он даже поблагодарил руководителя Госкино и всю съёмочную группу за качественную работу.6 января 1967 года сценарно-редакционная коллегия Главного управления художественных фильмов присвоила "Кавказской пленнице" первую категорию и подписала разрешение на прокат. 1 апреля состоялась премьера фильма в кинотеатре "Художественный", а 3-го числа она вышла в широкий прокат на экраны Советского Союза. В Москве фильм показывали в 53 кинотеатрах. "Кавказская пленница" стала лидером сборов 1967 года, её посмотрели 76,5 миллиона зрителей. За всю историю советского кинематографа фильм по кассовым сборам занял 4-е место среди всех фильмов, и 2-е место среди комедий, уступив первенство лишь ленте все того же Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука" (1969) – он собрал 76,7 миллионов зрителей.В 1968 году комедию показали в Лондоне, на фестивале советских фильмов в Англии. Через год в рамках аналогичных мероприятий состоялся показ "Кавказской пленницы" в Сенегале и Тунисе.В 2014 году режиссер Максим Воронков снял ремейк знаменитого фильма Гайдая, "Кавказская пленница!". Но, несмотря на все усилия, работа оказалась совершенно провальной. Бюджет фильма составил 2-3,5 миллиона долларов, а кассовый сбор 180 942 доллара. Как позже признал сам режиссёр, актеры у Гайдая сыграли так, что переиграть их просто невозможно.
https://ukraina.ru/20230130/1043089240.html
https://ukraina.ru/20191121/1025744557.html
https://ukraina.ru/20151224/1015157894.html
https://ukraina.ru/20220911/1038605326.html
https://ukraina.ru/20230213/1043506427.html
крым
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/04/03/1044967073_0:0:2184:1638_1920x0_80_0_0_a64410d1d53848985e65f61935f6e09b.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
история, история украины, история ссср, кино, фильм, кинематограф, комедия, крым
В фильме "Кавказская пленница" есть момент, когда Шурику удаётся остановить над пропастью машину, в которой Трус, Балбес и Бывалый везут Нину. Пленница, конечно, кавказская, только вот впереди возвышаются легко узнаваемые зубцы Ай-Петри. Принадлежность Крыма к УССР, равно как и происхождение Гайдая и Демьяненко – формальность. Но это ведь и вклад Украины в нашу общую культуру.
3 апреля 1967 года состоялась премьера фильма Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". Сейчас трудно найти человека, который бы не смотрел этот фильм. Однако в самом начале его создания у многих складывалось впечатление, что фильм "заведомо провальный". Мало того, вполне могло случиться, что зритель увидел бы его только после 1991 года, но "счастливый случай" распорядился по-другому.
То ли быль, то ли легенда, но в середине 1964 года Гайдаю на глаза попалась газетная заметка, в которой рассказывалось, что на Кавказе, в одном из горных аулов, следуя старинному обычаю, жених похитил невесту. Прочитав её, режиссёр на какое-то время о ней забыл.
Как раз в это время фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965) запустили в производство. Перед Гайдаем и сценаристами Яковом Костюковским и Морисом Слободским встал вопрос, как снять ещё несколько эпизодов о приключениях незадачливого студента. Когда 23 апреля 1965 года производство фильма завершилось, Гайдай вдруг понял, что "Операция Ы" истощила его идеями и, собственно говоря, снимать о Шурике больше нечего. Сам он потом вспоминал об этом так: "как мне тогда казалось, я рассказал о Шурике во всех возможных его ипостасях, я вытряс из троицы (и она из меня) всё, что она могла дать, о погонях я не мог думать без содрогания".
И тут Леонид Иович вспомнил про ту самую газетную заметку и рассказал о ней сценаристам. Сюжет их заинтересовал, работа закипела, да и сам режиссёр принял в написание сценария самое активное участие. Его постоянные требования к сценаристам о лаконичности фраз и звучании диалогов практически телеграфным стилем нашли свое отражение в ставшей крылатой фразе: "Короче, Склифосовский!"
В июне 1965 года сценаристы отправили на "Мосфильм" заявку с просьбой одобрить план ещё не завершённого сценария "Шурик в горах", состоявшего из двух курьёзных эпизодов: "Кавказская пленница" и "Снежный человек и другие". Идею второй истории отклонил сам Гайдай, вероятно, увидевший в ней повторение темы, ранее воспроизведённой в картине Эльдара Рязанова "Человек ниоткуда" (1961). В итоге первая новелла переросла в костяк литературного сценария.
В октябре 1965 года состоялось заседание редколлегии "Мосфильма", на котором обсудили готовый сценарий фильма. Одна из претензий, озвученная, в частности, режиссёром и сценаристом Лео Арнштамом, была связана с включением в сюжет Труса, Балбеса и Бывалого — героев, знакомых зрителям по прежним лентам Гайдая. По словам Арнштама, троица явно утяжеляла фабулу; к тому же она действовала "на уже отработанном материале". Выступивший следом Гайдай сообщил, что троицы в фильме не будет: "Никулин сниматься отказался". В тот момент исполнитель роли Балбеса, которому сценарий показался неудачным, действительно отклонил предложение об участии в "заведомо провальной" картине.
В ситуации, когда и зритель, и сам постановщик несколько устали от Труса, Балбеса и Бывалого, режиссёр решил сместить акценты и вывести на первый план "восточного сладострастника" из числа руководителей районного масштаба. По словам Гайдая, товарищ Саахов: "стал ключом к картине. Фраза: „У меня теперь только два выхода: или я её веду в ЗАГС, или она поведёт меня к прокурору“ — определила сюжетное напряжение и оправдала исключительность ситуаций и эксцентричность персонажей".
Однако, фамилия Саахов в сценарии изначально звучала как Охохов. Но, перед съёмками выяснилось, что в министерстве культуры есть сотрудник с такой же фамилией. Тогда ее заменили на "Саахов" но, обнаружилось, что среди чиновников "Мосфильма" есть некий Сааков. Точку в выборе фамилии поставила глава Министерства культуры СССР Екатерина Фурцева: "а если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!"
При сдаче сценария определённые вопросы у членов редколлегии вызвала и реплика, произносимая родственником Нины – дядей Джабраилом: "между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии". Фразу удалось сохранить; правда, в картине её произносит другой персонаж – Балбес, поэтому она звучит, как шутка.
Гайдай пригласил людей, знакомых ему по работам ранее: оператора Константина Бровина, композитора Александра Зацепина, художника Владимира Каплуновского. Места для натурных съёмок сначала искали на Кавказе, затем киногруппа переместилась в Крым, где и подобрала подходящие объекты. Не последнюю роль в выборе Крыма сыграла и хорошая техническая оснащенность "Ялтинской киностудии".
Александра Демьяненко на роль Шурика утвердили автоматически, вне конкурса – он просто переместился в "Кавказскую пленницу" из "Операции „Ы“". Роль товарища Саахова сразу писали под Владимира Этуша, которого Гайдай заприметил в фильме Константина Воинова "Время летних отпусков" (1960). Там Этуш очень колоритно сыграл нефтепромысловика, "южного человека" Мамедова. Поначалу Владимир Абрамович хотел отказаться от роли товарища Саахова, чтобы избежать копирования однажды найденного типажа, однако, на кинопробы он все-таки пришёл и его практически сразу утвердили.
На роль дяди Нины, Джабраила, Гайдай изначально планировал поставить Михаила Глузского, но, увидев однажды Фрунзика Мкртчяна, он переменил свое решение, а Глузскому предложил эпизодическую, но очень колоритную роль администратора гостиницы, знатока множества тостов.
Проблемы возникли с выбором исполнительницы роли самой Нины: спортсменки, комсомолки и, наконец, просто красавицы. На эту роль режиссер рассмотрел порядка 500 претенденток. Среди были Марианна Вертинская, Лариса Голубкина, Наталья Селезнёва и Наталья Кустинская. Но однажды Юнгвальд-Хилькевич, будущий режиссер "Трёх мушкетёров", посоветовал Гайдаю посмотреть эквилибристку из цирка на Цветном бульваре, Наталью Варлей, которая к тому же уже имела небольшой опыт работы в кино. Она снялась в эпизодической роли в фильме самого Юнгвальда-Хилькевича "Формула радуги" (1966) и в короткометражке Эльера Ишмухамедова "Новогодний праздник отца и маленькой дочери" (1962).
Гайдай пригласил Варлей на кинопробы и после прочтения монолога попросил её раздеться до купальника, что, надо сказать, в 60-х для кинематографа было нонсенсом. Сама Наталья Владимировна так вспоминала об этом эпизоде: "Я ответила: "Конечно". И разделась. Все так и ахнули. Это сейчас актеры свободно обнажаются, а тогда и кинематограф, и вся страна были более целомудренными. Но у меня-то купальник являлся повседневной цирковой формой одежды, поэтому и мыслей никаких не возникло". Варлей утвердили на роль Нины, единственное, худсовет, да и сам Гайдай, посчитали, что голос Натальи не подходит, поэтому в фильме она говорит голосом Надежды Румянцевой, а ставшую хитом песенку про белых медведей исполнила Аида Ведищева.
Юрий Никулин, а с ним и вся "троица", Трус, Балбес и Бывалый, сначала сниматься в фильме отказались, но Гайдай сумел уговорить их, пообещав свободу импровизации в кадре. Кроме того, режиссер создал, так называемый, "фонд шампанского" и за каждую удачную идею выдавал актёрам бутылку шампанского. К концу съемок счёт был таким: Никулин – 24 бутылки, Моргунов – 18, Вицин – одна (он подсказал Гайдаю много отличных идей, но так как Вицин был принципиальным трезвенником, то отказывался от заслуженного приза).
22 апреля 1966 года начались съемки в павильоне "Мосфильма", а через месяц группа выехала в Крым. В основном снимали в Алуште, посёлке Лучистое и "Долине Привидений". Исследователи подсчитали, что в кадрах фильма задействовано порядка 450 местных жителей.
Известный дом с воротами, куда Юрий Никулин загонял баранов, находится в переулке Милицейском (сейчас имени партизана Крапивного). Нынешняя хозяйка дома рассказывает, что и по сей день туристы приезжают сфотографироваться рядом с их воротами, а прохожие, в шутку, часто напевают "э-е-ей, хали-гали…", которую напевал Никулин. Так же она вспоминает, как съёмочная группа три дня столовалась у них дома и её мама собирала для них закуску на стол. Ее младший брат очень гордится тем, что сам Никулин спал на его кровати в летней кухне.
Многие здания, пансионаты и рестораны города также "приняли участие в съемках". Так роль отдела милиции исполнил алуштинский ЗАГС, а роль дома прокурора сыграл простой многосемейный жилой дом.
Актеры жили в пансионатах "Утёс" и "Кристалл", и их номера особыми излишествами не отличались. Например, в номерах не было телевизоров, которые в те временя ещё являлись редкостью, но как раз летом 1966 года в Англии проходил чемпионат мира по футболу. В связи с этим легендарная гайдаевская "троица" договорилась с заведующей гостиницей "Таврида" и ходила к ней домой смотреть футбольные трансляции.
Всем, наверняка, хорошо знаком эпизод фильма, где Георгий Вицин очень ловко пересчитывает заработанные "троицей" на уроках твиста и одновременной игрой Балбеса в домино деньги. Так вот, это руки алуштинца Павла Прокофьевича Морозова, сотрудника местного госбанка. Его пригласили на съёмки, он пересчитал на камеру деньги и ему заплатили 3 рубля. На радостях Павел Прокофьевич решил обмыть это дело, купил бутылку и пошел домой. Жена спросила, с каких это радостей он собрался выпивать, тот все рассказал. В результате супруга выпивку одобрила – не каждый день руки мужа в кино снимают.
А местный автомастер Владимир Лузанов, так и вовсе спас съемочную группу от срыва графика. Знаменитый красный кабриолет Adler Trumpf Junior, выпущенный в 30-х в Германии, принадлежал Юрию Никулину и сыграл в фильме роль "Волги" (она легко идентифицируется по хорошо узнаваемому оленю на капоте). Но по дороге из Москвы в Алушту автомобиль сломался, и в город его привели на "шнурке". В автомастерской выяснилось, что "полетела" крестовина. Владимир её укрепил, но через день съёмок она снова сломалась, и тогда он заменил весь передний мост, поставив вместо родного раздобытый на местной рембазе "москвичёвский". За оленем так и вовсе пришлось ехать в Симферополь, на толкучку, где его приобрели за огромные, по тем временам, деньги в 25 рублей (при том, что зарплата инженера была примерно 100 рублей в месяц). Больше мост не ломался. Однако во время съёмок сцены, где Нина идет на таран перегородившей дорогу троицы, у машины вдруг отказали тормоза. К счастью актеры вовремя почуяли неладное и успели отскочить в сторону – всё обошлось. Надо сказать, что водить Варлей училась прямо во время съемок, до этого она никогда за рулем не сидела.
Знаменитый эпизод, где троица пьёт пиво пришлось снимать с натуральным пивом в бокалах, чему Никулин и Моргунов крайне обрадовались (лето стояло жаркое), но для Вицина как человека не пьющего это стало пыткой. Ассистенты пытались подобрать заменитель, но если цвет подделать было не сложно, то получить характерную пену оказалось задачей непосильной. В результате, Гайдаю кое как удалось уговорить Труса выпить кружку пенного и эпизод, к большому разочарованию Балбеса и Бывалого, отсняли с первого дубля.
По воспоминаниям актёров и коллег Гайдай позволял расслабится только в нерабочее время, а на площадке, как говорится, ни-ни, с пивом в кадре это исключение. На этой почве у него произошел конфликт с оператором Константином Бровиным, у которого случались срывы, и режиссеру приходилось самому замещать за кинокамерой не вышедшего на работу оператора. Эта лента стала их последней совместной работой.
Кроме это произошел и еще один конфликт, в результате которого троица, Никулин, Моргунов, Вицин, больше у Гайдая не снималась. Однажды Моргунов пришел на съемочную площадку с поклонницами и на замечания режиссера никак не отреагировал, тогда Гайдай крикнул, что тот больше у него сниматься не будет, взял сценарий и на глазах у всех вычеркнул его фамилию из всех оставшихся сцен. Для замены Моргунова в кадре наняли местного жителя Ивана Григорьевича Иванченко. Так, например, он заносит в ворота дома холодильник и он же в мотоциклетном шлеме засыпает за рулём "Волги".
Справедливости ради стоит заметить, что съемки проводили и на Кавказе, но совсем немного, только 17-19 августа в окрестностях Сочи, на горной реке Мзымта, снимали сплав Шурика в спальном мешке и его счастливое спасение Ниной. С этим эпизодом также связан один забавный и в то же время чуть не закончившийся трагедией случай. Гайдай по отечески берег Наталью Варлей и хотел оградить её от купания в ледяных водах Мзымты. Для этого наняли девушку-каскадёра, но та так хотела сняться у именитого режиссера, что умышленно не сказала, что совершенно не умеет плавать. В результате, съёмочной группе пришлось спасать не только Шурика но и каскадёра. Варлей уговорила режиссёра, что сможет сама исполнить спасение Шурика. Эпизод самого спасения отсняли с первого дубля. Но, пока снимали эпизод после спасения на берегу, так как день стоял жаркий и актеры быстро высыхали, их постоянно поливали водой из реки. В результате актеры так продрогли, что опасаясь за их здоровье, Гайдай приказал ассистентам выдать Наталье и Александру Демьяненко чистого спирта. Варлей вспоминала, что спирт она выпила, закусила яблоком, больше ничего не нашлось, кое как добралась до домика и уснула. Потом проснулась от того, что ее кто-то трясёт за плечо. Оказалось, что она перепутала домики и заняла домик Юрия Никулина.
После съёмок на Кавказе съемочная группа вернулась в Крым, и уже 31 августа вернулась в Москву на "Мосфильм", весь материал был практически снят. Только в октябре часть съемочной группы приезжала в Крым еще на одну неделю, доснять эпизоды у Дома бракосочетаний, и финальную сцену расставания Нины и Шурика. Крымчане очень трепетно хранят память о тех далёких днях и по сей день сохранились тот самый орех, на котором сидел Юрий Никулин, кстати, он теперь так и называется "орех Юрия Никулина", и камень Натальи Варлей, на котором она танцевала, исполняя Шурику "Песенку о медведях".
16 ноября 1966 года на киностудии "Мосфильм" состоялось заседание худсовета, на котором Эльдар Рязанов и кинокритик Майя Туровская высказались о гайдаевском фильме крайне отрицательно. Главные претензии были направлены в сторону троицы: "на этот раз они все, включая и Никулина, перекривлялись". По словам редактора творческого объединения "Луч" Бориса Кремнева, среди персонажей троицы "особенно раздражает Вицин". Определённое недовольство у членов худсовета вызвала и музыкальная тема комедии. Так, драматург Эмиль Брагинский назвал исполняемую Юрием Никулиным песню "Если б я был султан…" пошловатой. Борис Кремнев считал, что придуманный композитором Александром Зацепиным в сцене погони и некоторых других эпизодах музыкальный фон воспринимается, как нечто "инородное". Руководитель творческого объединения "Луч" Иван Пырьев, указал, что музыка в картине "написана в стиле Таривердиева и кажется устаревшей", резюмируя, что "это не лучший фильм Гайдая".
30 ноября, частично исправленную картину дирекция киностудии "Мосфильм" приняла практически без замечаний. Но 23 декабря, на следующем этапе сдачи "Кавказской пленницы", комиссии Госкино СССР фильм буквально зарезали. По воспоминаниям Якова Костюковского, во время приёмки картины "атмосфера создалась не обещающая ничего хорошего", а некий "большой начальник" сообщил, что "эта антисоветчина выйдет на экраны только через его труп".
На 26 декабря назначили заседание для окончательного решения. Гайдай прибыл на него, не ожидая ничего хорошего, как вдруг, ленте присвоили 1-ю, высшую, категорию. Как выяснилось позже, накануне заседания Леонид Ильич Брежнев спросил у своих помощников, нет ли посмотреть чего свеженького, и помощники (по некоторым сведениям, среди них был и хороший друг Гайдая) показали ему "Кавказскую пленницу". Генсеку картина понравилась – он даже поблагодарил руководителя Госкино и всю съёмочную группу за качественную работу.
6 января 1967 года сценарно-редакционная коллегия Главного управления художественных фильмов присвоила "Кавказской пленнице" первую категорию и подписала разрешение на прокат. 1 апреля состоялась премьера фильма в кинотеатре "Художественный", а 3-го числа она вышла в широкий прокат на экраны Советского Союза. В Москве фильм показывали в 53 кинотеатрах. "Кавказская пленница" стала лидером сборов 1967 года, её посмотрели 76,5 миллиона зрителей. За всю историю советского кинематографа фильм по кассовым сборам занял 4-е место среди всех фильмов, и 2-е место среди комедий, уступив первенство лишь ленте все того же Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука" (1969) – он собрал 76,7 миллионов зрителей.
В 1968 году комедию показали в Лондоне, на фестивале советских фильмов в Англии. Через год в рамках аналогичных мероприятий состоялся показ "Кавказской пленницы" в Сенегале и Тунисе.
В 2014 году режиссер Максим Воронков снял ремейк знаменитого фильма Гайдая, "Кавказская пленница!". Но, несмотря на все усилия, работа оказалась совершенно провальной. Бюджет фильма составил 2-3,5 миллиона долларов, а кассовый сбор 180 942 доллара. Как позже признал сам режиссёр, актеры у Гайдая сыграли так, что переиграть их просто невозможно.