https://ukraina.ru/20230220/1043671483.html
Дорогое наследство: какие заводы получила Россия с новыми территориями
Дорогое наследство: какие заводы получила Россия с новыми территориями - 20.02.2023 Украина.ру
Дорогое наследство: какие заводы получила Россия с новыми территориями
Третья по важности отрасль экономики новых территорий России после металлургии и угледобычи, которая, впрочем, с трудом поддаётся анализу в силу крайней ёмкости и одновременно ограниченности информации, — машиностроение
2023-02-20T05:22
2023-02-20T05:22
2023-02-20T05:24
эксклюзив
лнр
днр
россия
промышленность
донбасс
украина
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103400/94/1034009485_287:0:1835:871_1920x0_80_0_0_01969ee862b1d463f9976792342b84b6.jpg
Все машиностроительные предприятия новых территорий пострадали в ходе постсоветской деиндустриализации, а также последующего разрыва кооперационных связей с Россией (актуально для Запорожской области с её Мелитополем) или от работы в условиях непризнанности (в случае с ЛНР и ДНР).Составить полный перечень промышленных предприятий на новых территориях невозможно как в силу ограничений данного текста, так и по причине отсутствия полных и достоверных сведений. Однако этот перечень не нужен так как куда разумнее выделить ключевые — и наиболее важные для России — предприятия, способные усилить её экономический потенциал.Особую ценность представляют заводы, выпускающие горно-шахтное оборудование, без которого невозможна добыча залегающих на глубинах полезных ископаемых. Россия, несмотря на ежегодную добычу порядка 450 млн тонн угля, крайне зависит от поставок импортного горно-шахтного оборудования.Однако в ЛНР и ДНР есть ряд предприятий, которые позволят закрыть часть потребностей в таких изделиях. Среди них стоит выделить.· Ясиноватский машиностроительный завод, выпускающий горно- и тоннелепроходческие комбайны, после вхождения ДНР в состав РФ может собирать до 30 машин в год против 10, производимых ранее. Оборудование завода работает более чем в 30 странах мира.· Макеевский завод "Лазер", выпускающий горно-шахтное оборудование, реализовавший в 2022 году продукции более чем на 500 млн рублей. Завод получил грант на 100 млн рублей для закупки станков с ЧПУ.· "Донвентилятор" — поставщик промышленного вентиляционного оборудования, в том числе для шахтных вентиляторов местного и главного проветривания.· "Донецкий экспериментальный ремонтно-механический завод", выпускающий кроме горно-шахтного оборудования ещё и металлоконструкции для шахт.· "Донецкий энергозавод" — производитель рудничного и взрывозащищенного электрооборудования для угольной и горнодобывающей промышленности, а также различных видов промышленного электрооборудования для газо-нефтеперерабатывающей, химической, металлургической и других отраслей промышленности, в том числе с взрывоопасными условиями эксплуатации.· "Донецкгормаш", некогда выпускавший роторные экскаваторы и самый большой в мире вентилятор ВЦД-47 "Север. Завод поставляет оборудование для Сибиркой угольной энергетической компании (СУЭК).Вся эта продукция будет востребованной как в ЛНР и ДНР, где износ основных фондов шахт превысил 85%, так и в других регионах России.Отдельного упоминания заслуживают электротехнические и кабельные заводы, а также заводы запорной арматуры, без которых сложно восстановить повреждённую инфраструктуру новых территорий.· Донецкий и Торезский электротехнические заводы вошли в электротехнический кластер Чувашии — шефство над ними взял Чебоксарский электромеханический завод. Первое оборудование донецких предприятий уже поставлено на объекты электроэнергетики, а первую электроподстанцию, произведённую Чувашией и ДНР, запустили в ноябре.· Заводы "Донпромкабель" и "Макеевкабель", выпускающие кабельную продукцию для промышленных и бытовых потребителей.· Луганский завод трубопроводной арматуры "Маршал", который обладает полным циклом производства 8 тыс. наименований запорной арматуры. На заводе не так давно построили новый цех на 8,4 ты м2.Также стоит отметить заводы по выпуску недорогой бытовой техники, которая очень пригодится для социального жилья и при расселении "разрушенцев". Ключевое предприятие — "Донфрост", производитель холодильного оборудования, наследник предприятия NORD — стабильно выпускает продукцию с 2016 года, войдя в состав российского холдинга "Диорит". При мощности в 300 тыс. холодильников в год предприятие в 2021 году выпустило 137 тыс. холодильников, из которых 100 тыс. были реализованы в России. Недавно предприятие наладило выпуск бытовых электрических мини-печей под брендом NORDFROST.Есть и вовсе уникальные предприятия, например, Снежнянский машиностроительный завод "Авиатех. Это один из двух заводов в бывшем СССР (второй — в Запорожье), который выпускает лопатки компрессора турбины для вертолётов, штурмовиков и гражданских самолётов. На протяжении последних 8 лет на предприятии трудились 2,5 тыс. человек.И даже несмотря на форсированную разработку двигателей семейства ПД, которые должны заменить запорожские моторы, предприятие можно без особых проблем встроить в структуру аэрокосмической промышленности России. Снежное находится под кураторством Самарской области, где на ОДК "Кузнецов" производят и ремонтируют двигатели для бомбардировщиков семейства "Ту".В Мелитополе сохранились заводы, выпускающие гидравлическое оборудование и запчасти для с/х техники.· "Гидромаш", выпускающий строительную и пожарную технику, готовится к перезапуску, но новостей о нём нет с июля 2022 года.· Заводы "Автогидроагрегат" (амортизаторы, гидравлические цилиндры для автомобилей) и "Гидросила" (насосы шестерённые, гидрораспределители, гидроцилиндры, рукава высокого давления) возобновили свою работу прошлым летом.· Мелитопольский завод автотракторных запчастей (тормозные барабаны, роторы, ступицы, валы катков для автомобилей и с/х техники, включая комбайны) уже работает на российский рынок.Мелитопольские предприятия производят продукцию, которая была востребованной до 2014 года на российском рынке, и имеют все шансы вернуть свои позиции на рынке РФ.Серьёзный задел есть для развития предприятий по выпуску коммунальной и специальной техники — её убыль в силу уничтожения, поломок и устаревания в ЛНР и ДНР достигла критических значений ещё к началу текущего десятилетия. Очевидно, что создавать с нуля подобные производства смысла нет, однако несколько предприятий, которые могли бы собирать и модернизировать технику, явно необходимы.Тем не менее, помня о машиностроительном потенциале новых регионов, не стоит забывать накопленных отраслью проблемах, среди которых:1. Отсутствие стабильных заказов.2. Дефицит оборотных средств и отсутствие доступа к кредитным ресурсам.3. Износ основных фондов и оборудования.4. Дефицит кадров, вызванный неспособностью обеспечить выплату достойной з/п в силу отсутствия заказов, а также мобилизация части сотрудников.5. Проблемы с сертификацией продукции в России.6. Попадание под обстрелы украинской артиллерии в ходе боевых действий.7. Несоответствие предприятий экологическим стандартам.Как следствие — низкая конкурентоспособность продукции и её невостребованность на рынке, высокая энергоёмкость производства и нерешённые проблемы с утилизацией отходов производства. И это не говоря уже о том, что ещё не везде создана полноценная вертикаль органов исполнительной власти, в Херсонской области ещё нет своего Фонда развития промышленности (в ЛНР и ДНР региональные фонды уже распределили деньги). Плюс необходимо держать в уме тот факт, что многие предприятия оказались брошены прежними собственниками: из 70 предприятий в Запорожской области на 54 введено внешнее управление, что ставит в качестве первоочередной задачи не модернизацию, а просто ритмичную работу и сохранение трудового коллектива.Тем не менее, перечисленные выше проблемы уже решаются. В частности, снята проблема с сертификацией продукции: в силу принятия ЛНР и ДНР в состав России на их территориях появятся признанные Росаккредитацией испытательные центры и метрологические лаборатории. Это позволит продукции из ЛДНР получить полный доступ к российскому рынку. Кроме того, уже после признания ЛДНР исчезла как таковая проблема с попаданием продукции из республик под российские санкции и ограничения, введённые против Украины. Проблема с оборотными средствами будет решаться по мере загрузки предприятий заказами, финансирование по линии Фонда развития промышленности и "Промсвязьбанка".Присоединение ЛНР и ДНР к России даёт надежду на выход местного машиностроения из глубокого кризиса, в котором оно оказалось после 1991 года и 8 лет выживания в условиях непризнанности. Для заводов Мелитополя работа на российском рынке является единственным шансом на сохранение предприятий и их развитие.Главное не ждать от заводов на новых территориях чудес и запастись терпением: многие из них уцелели буквально чудом, поэтому они потребуют времени, денег и кропотливого труда для перезапуска.
https://ukraina.ru/20211008/1032426256.html
https://ukraina.ru/20230210/1043399298.html
https://ukraina.ru/20230131/1043120366.html
https://ukraina.ru/20230127/1043005797.html
https://ukraina.ru/20230120/1042728661.html
лнр
днр
россия
донбасс
украина
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Иван Лизан
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/1d/1039206977_383:37:895:549_100x100_80_0_0_bb1c6d0378fdcd5d9270c21c43865353.jpg
Иван Лизан
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/1d/1039206977_383:37:895:549_100x100_80_0_0_bb1c6d0378fdcd5d9270c21c43865353.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103400/94/1034009485_481:0:1642:871_1920x0_80_0_0_ec584788d0092a19ed1ef0ea6f3dfc5a.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Иван Лизан
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/1d/1039206977_383:37:895:549_100x100_80_0_0_bb1c6d0378fdcd5d9270c21c43865353.jpg
эксклюзив, лнр, днр, россия, промышленность, донбасс, украина
Дорогое наследство: какие заводы получила Россия с новыми территориями
05:22 20.02.2023 (обновлено: 05:24 20.02.2023) журналист, автор издания Украина.ру
Третья по важности отрасль экономики новых территорий России после металлургии и угледобычи, которая, впрочем, с трудом поддаётся анализу в силу крайней ёмкости и одновременно ограниченности информации, — машиностроение
Все машиностроительные предприятия новых территорий пострадали в ходе постсоветской деиндустриализации, а также последующего разрыва кооперационных связей с Россией (актуально для Запорожской области с её Мелитополем) или от работы в условиях непризнанности (в случае с ЛНР и ДНР).
Составить полный перечень промышленных предприятий на новых территориях невозможно как в силу ограничений данного текста, так и по причине отсутствия полных и достоверных сведений. Однако этот перечень не нужен так как куда разумнее выделить ключевые — и наиболее важные для России — предприятия, способные усилить её экономический потенциал.
Особую ценность представляют заводы, выпускающие горно-шахтное оборудование, без которого невозможна добыча залегающих на глубинах полезных ископаемых. Россия, несмотря на ежегодную добычу порядка 450 млн тонн угля, крайне зависит от поставок импортного горно-шахтного оборудования.
Однако в ЛНР и ДНР есть ряд предприятий, которые позволят закрыть часть потребностей в таких изделиях. Среди них стоит выделить.
· Ясиноватский машиностроительный завод, выпускающий горно- и тоннелепроходческие комбайны, после вхождения ДНР в состав РФ может собирать до 30 машин в год против 10, производимых ранее. Оборудование завода работает более чем в 30 странах мира.
· Макеевский завод "Лазер", выпускающий горно-шахтное оборудование, реализовавший в 2022 году продукции более чем на 500 млн рублей. Завод получил грант на 100 млн рублей для закупки станков с ЧПУ.
· "Донвентилятор" — поставщик промышленного вентиляционного оборудования, в том числе для шахтных вентиляторов местного и главного проветривания.
· "Донецкий экспериментальный ремонтно-механический завод", выпускающий кроме горно-шахтного оборудования ещё и металлоконструкции для шахт.
· "Донецкий энергозавод" — производитель рудничного и взрывозащищенного электрооборудования для угольной и горнодобывающей промышленности, а также различных видов промышленного электрооборудования для газо-нефтеперерабатывающей, химической, металлургической и других отраслей промышленности, в том числе с взрывоопасными условиями эксплуатации.
· "Донецкгормаш", некогда выпускавший роторные экскаваторы и самый большой в мире вентилятор ВЦД-47 "Север. Завод поставляет оборудование для Сибиркой угольной энергетической компании (СУЭК).
Вся эта продукция будет востребованной как в ЛНР и ДНР, где износ основных фондов шахт превысил 85%, так и в других регионах России.
Отдельного упоминания заслуживают электротехнические и кабельные заводы, а также заводы запорной арматуры, без которых сложно восстановить повреждённую инфраструктуру новых территорий.
· Донецкий и Торезский электротехнические заводы вошли в электротехнический кластер Чувашии — шефство над ними взял Чебоксарский электромеханический завод. Первое оборудование донецких предприятий уже поставлено на объекты электроэнергетики, а первую электроподстанцию, произведённую Чувашией и ДНР, запустили в ноябре.
· Заводы "Донпромкабель" и "Макеевкабель", выпускающие кабельную продукцию для промышленных и бытовых потребителей.
· Луганский завод трубопроводной арматуры "Маршал", который обладает полным циклом производства 8 тыс. наименований запорной арматуры. На заводе не так давно построили новый цех на 8,4 ты м2.
Также стоит отметить заводы по выпуску недорогой бытовой техники, которая очень пригодится для социального жилья и при расселении "разрушенцев". Ключевое предприятие — "Донфрост", производитель холодильного оборудования, наследник предприятия NORD — стабильно выпускает продукцию с 2016 года, войдя в состав российского холдинга "Диорит".
При мощности в 300 тыс. холодильников в год предприятие в 2021 году выпустило 137 тыс. холодильников, из которых 100 тыс. были реализованы в России. Недавно предприятие наладило выпуск бытовых электрических мини-печей под брендом NORDFROST.
Есть и вовсе уникальные предприятия, например, Снежнянский машиностроительный завод "Авиатех. Это один из двух заводов в бывшем СССР (второй — в Запорожье), который выпускает лопатки компрессора турбины для вертолётов, штурмовиков и гражданских самолётов. На протяжении последних 8 лет на предприятии трудились 2,5 тыс. человек.
И даже несмотря на форсированную разработку двигателей семейства ПД, которые должны заменить запорожские моторы, предприятие можно без особых проблем встроить в структуру аэрокосмической промышленности России.
Снежное находится под кураторством Самарской области, где на ОДК "Кузнецов" производят и ремонтируют двигатели для бомбардировщиков семейства "Ту".
В Мелитополе сохранились заводы, выпускающие гидравлическое оборудование и запчасти для с/х техники.
· "Гидромаш", выпускающий строительную и пожарную технику, готовится к перезапуску, но новостей о нём нет с июля 2022 года.
· Заводы "Автогидроагрегат" (амортизаторы, гидравлические цилиндры для автомобилей) и "Гидросила" (насосы шестерённые, гидрораспределители, гидроцилиндры, рукава высокого давления) возобновили свою работу прошлым летом.
· Мелитопольский завод автотракторных запчастей (тормозные барабаны, роторы, ступицы, валы катков для автомобилей и с/х техники, включая комбайны) уже работает на российский рынок.
Мелитопольские предприятия производят продукцию, которая была востребованной до 2014 года на российском рынке, и имеют все шансы вернуть свои позиции на рынке РФ.
Серьёзный задел есть для развития предприятий по выпуску коммунальной и специальной техники — её убыль в силу уничтожения, поломок и устаревания в ЛНР и ДНР достигла критических значений ещё к началу текущего десятилетия.
Очевидно, что создавать с нуля подобные производства смысла нет, однако несколько предприятий, которые могли бы собирать и модернизировать технику, явно необходимы.
Тем не менее, помня о машиностроительном потенциале новых регионов, не стоит забывать накопленных отраслью проблемах, среди которых:
1. Отсутствие стабильных заказов.
2. Дефицит оборотных средств и отсутствие доступа к кредитным ресурсам.
3. Износ основных фондов и оборудования.
4. Дефицит кадров, вызванный неспособностью обеспечить выплату достойной з/п в силу отсутствия заказов, а также мобилизация части сотрудников.
5. Проблемы с сертификацией продукции в России.
6. Попадание под обстрелы украинской артиллерии в ходе боевых действий.
7. Несоответствие предприятий экологическим стандартам.
Как следствие — низкая конкурентоспособность продукции и её невостребованность на рынке, высокая энергоёмкость производства и нерешённые проблемы с утилизацией отходов производства.
И это не говоря уже о том, что ещё не везде создана полноценная вертикаль органов исполнительной власти, в Херсонской области ещё нет своего Фонда развития промышленности (в ЛНР и ДНР региональные фонды уже распределили деньги). Плюс необходимо держать в уме тот факт, что многие предприятия оказались брошены прежними собственниками: из 70 предприятий в Запорожской области на 54 введено внешнее управление, что ставит в качестве первоочередной задачи не модернизацию, а просто ритмичную работу и сохранение трудового коллектива.
Тем не менее, перечисленные выше проблемы уже решаются. В частности, снята проблема с сертификацией продукции: в силу принятия ЛНР и ДНР в состав России на их территориях появятся признанные Росаккредитацией испытательные центры и метрологические лаборатории. Это позволит продукции из ЛДНР получить полный доступ к российскому рынку.
Кроме того, уже после признания ЛДНР исчезла как таковая проблема с попаданием продукции из республик под российские санкции и ограничения, введённые против Украины. Проблема с оборотными средствами будет решаться по мере загрузки предприятий заказами, финансирование по линии Фонда развития промышленности и "Промсвязьбанка".
Присоединение ЛНР и ДНР к России даёт надежду на выход местного машиностроения из глубокого кризиса, в котором оно оказалось после 1991 года и 8 лет выживания в условиях непризнанности. Для заводов Мелитополя работа на российском рынке является единственным шансом на сохранение предприятий и их развитие.
Главное не ждать от заводов на новых территориях чудес и запастись терпением: многие из них уцелели буквально чудом, поэтому они потребуют времени, денег и кропотливого труда для перезапуска.