Ни украсть, ни занять, ни построить. Как ЕС будет и будет ли восстанавливать Украину?
09:34 06.07.2022 (обновлено: 11:11 13.07.2022)
© AFP2024 / MICHAEL BUHOLZER / KEYSTONE
© AFP2024 / MICHAEL BUHOLZER / KEYSTONE
750 млрд долларов. Такой объём средств желает получить Киев для последующего восстановления Украины. Во всяком случае именно такую сумму озвучил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль в ходе двухдневной донорской конференции в швейцарском городе Лугано
Восстановление Украины — цель, безусловно, благородная и амбициозная. Предположим, абстрагируясь от всего негативного опыта взаимодействия между ЕС и Россией, что евробюрократия действительно намерена восстановить Украину. В таком случае необходимо найти ответ на вопросы: за счёт каких средств, кто и как будет восстанавливать Украину?
Ключевой вопрос — деньги. У ЕС есть 4 способа изыскать желаемую сумму: заработать, напечатать, занять и украсть. У каждого способа привлечения финансирования свои издержки. Привлечение средств организаций-доноров всё равно потребует финансирования по одному и четырёх способов.
8 октября 2021, 17:45
Иван Лизан: кто онПолитэкономист, глава аналитического бюро проекта СОНАР-2050Для того чтобы заработать необходимо обеспечить стабильное сальдо внешней торговли, то есть продавать товаров больше, чем покупать. Долгое время ЕС существовал в таких условиях, но с началом СВО и сознательным отказом от торговли с Россией, ЕС из-за импорта дорогих энергоносителей существенно нарастил торговый дефицит. Если в марте-апреле 2021 года экспорт ЕС-27 в Россию составлял 7,8 млрд евро, то годом спустя Россия продала в ЕС товаров на 19,5 млрд евро в марте и 17,1 млрд евро в апреле. А в мае статистические органы Германии впервые с 1991 года зафиксировали месячный дефицит внешнеторгового баланса.
То есть заработать эти деньги — даже при условии моральной готовности граждан ЕС потратить их на Украину — не выйдет. И это без учёта грядущей стагфляции в ЕС (высокая инфляция и падение промпроизводства).
С вариантом «напечатать» также проблемы. Для стимулирования экономики в период пандемии ЕС напечатал за 2 года 4,2 трлн евро.
Последствие — разгон инфляции в еврозоне, которая в странах Прибалтики уже перешагнула за 20%. 750 млрд евро — это 17% дополнительной эмиссии евро, что ещё сильнее подстегнёт инфляцию в условиях, когда из экономики, наоборот, необходимо убирать ничем не обеспеченные деньги.
С займами тоже проблемы. ЕС и так в долгах как в шелках: в 2008 году госдолг Еврозоны составлял 69,7% ВВП, а к 2022 году вырос до 95,7% ВВП. С учётом роста инфляции и низкой ключевой ставки новые кредиторы ЕС автоматически оказываются в минусе уже сразу же после покупки европейских долговых обязательств. Аналогичная история и у США, однако — даже если у ЕС появятся лишние деньги — кредитовать евробюрократия будет США, чьи долговые облигации перестали покупать даже их союзники в лице Японии.
И даже опция «украсть» может обернуться проблемами. Потенциально ЕС — вместе с другими «донорами» — мог бы направить на восстановление Украины свыше 300 млрд долларов из числа замороженных активов российского Центробанка, а также средств физических и юридических лиц. Но кража этих денег создаст опаснейший прецедент и спровоцирует массовую продажу европейских долговых бумаг, перевод золотовалютных резервов из евро и долларов и другие валюты. Плюс Россия на такой шаг отреагирует как минимум национализацией всей европейской собственности на сопоставимую сумму.
Поэтому уже на этапе поиска финансирования план по восстановлению Украины начинает сбоить. Россия для восстановления освобождённых территорий выделяет живые деньги — сделать это позволяют оставшиеся накопления в Фонде национального благосостояния, резервы Центробанка, профицитный бюджет и положительное сальдо внешней торговли.
Короче говоря, вопрос с деньгами закрыт. Их взять честным путем и при существующем финансовом инструментарии не откуда.
Теперь надо понять, кто будет восстанавливать Украину?
Украинский строительный комплекс откровенно слабый: за годы независимости на Украине не было действительно масштабных строек, многие доставшиеся в наследство от УССР объекты остались недостроями. Доказательство — возводимый с 1993 года Подольский мост в Киеве. Максимум, на который способен украинский строительный комплекс после 2014 года, — возведение высоток-человейников.
Следовательно, необходимо будет привлекать дополнительные кадры и технику. Изъявят ли готовность строители из Италии или Германии ехать в условный Ирпень — вопрос риторический. Нет, конечно. А даже если изъявят, то столкнутся с массой проблем, включая языковой барьер.
Таким образом, мы приходим к простому выводу: восстанавливать Украину некому, а на помощь из ЕС надеяться не стоит.
Теперь необходимо ответить на вопрос: как восстанавливать Украину? Под словом «как» автор подразумевает набор конкретных управленческих решений, и, чтобы понять, какими они должны быть, нужно посмотреть на то, что делает Россия.
Итак, с начала СВО Россия:
1. Зарезервировала под восстановление ЛНР и ДНР 3,5 трлн рублей.
2. Создала при Минстрое РФ департамент по восстановлению Донбасса.
3. Изменила кадровый состав правительств ЛНР и ДНР, а также сформировала первое постукраинское гражданское правительство Херсонской области.
4. Внедрила институт кураторства за регионами, предприятиями и организациями ЛНР и ДНР.
5. Упростила для регионов-доноров выделение материальной и финансовой помощи республикам Донбасса.
6. Направила 6 тыс. строителей и сотни единиц техники, что позволяет одновременно вести работы на 200 объектах, а также откомандировала на Донбасс узких специалистов.
7. Нарастила поставки гуманитарной помощи и строительных материалов, задействовав железную дорогу.
8. Напрямую подключила освобождённые территории к своей банковской системе через отделения Промсвязьбанка.
9. Увеличила пропускную способность пунктов пропуска на границе Крыма и Херсонской области в 9 раз, а также открыла на границе с ДНР специализированный пункт пропуска.
10. Обеспечила занятость жителей разрушенных городов на общественных работах.
1. Зарезервировала под восстановление ЛНР и ДНР 3,5 трлн рублей.
2. Создала при Минстрое РФ департамент по восстановлению Донбасса.
3. Изменила кадровый состав правительств ЛНР и ДНР, а также сформировала первое постукраинское гражданское правительство Херсонской области.
4. Внедрила институт кураторства за регионами, предприятиями и организациями ЛНР и ДНР.
5. Упростила для регионов-доноров выделение материальной и финансовой помощи республикам Донбасса.
6. Направила 6 тыс. строителей и сотни единиц техники, что позволяет одновременно вести работы на 200 объектах, а также откомандировала на Донбасс узких специалистов.
7. Нарастила поставки гуманитарной помощи и строительных материалов, задействовав железную дорогу.
8. Напрямую подключила освобождённые территории к своей банковской системе через отделения Промсвязьбанка.
9. Увеличила пропускную способность пунктов пропуска на границе Крыма и Херсонской области в 9 раз, а также открыла на границе с ДНР специализированный пункт пропуска.
10. Обеспечила занятость жителей разрушенных городов на общественных работах.
В общем, глядя на подход России к восстановлению ЛНР и ДНР, можно чётко увидеть конкретные управленческие решения. А теперь хорошо бы понять, как обстоит дело с восстановлением Ирпеня — 60-тысячного города в Киевской области.
Он в нашем случае послужит показательным примером: Россия его толком не контролировала, с 1 апреля город, как и вся Киевская область, под контролем украинской власти, а сам Ирпень превратился в место проведения экскурсий для европейских политиков и общественников. Мэр города оценивал примерные расходы на восстановление города в 1 млрд (!) долларов. Киев к середине июня выделил 200 млн гривен (350 млн рублей) на замену окон и дверей, 500 тыс. евро выделил португальский город Кашкайш на реконструкцию детского сада, столько же насобирал итальянский благотворительный фонд. Это все итоги финансирования мероприятий по восстановлению Ирпеня.
В общем, восстанавливать территорию бывшей Украины будет Россия по мере своих сил и возможностей, а также в тех границах, которые сочтёт целесообразным взять под контроль. Евробюрократия не может не осознавать этого простого факта, поэтому, где бы ни была проведена донорская конференция, восстанавливать то, что контролирует Киев, придётся на донаты от неравнодушных европейцев и то в случае, если их не разворуют.
У ЕС нет финансовых, технических и организационных ресурсов для восстановления Украины. Зато медиаресурса всегда было предостаточно. Но он выполяняет другие задачи — вешает украинским (и европейским) гражданам лапшу на уши. Это его и роднит с киевской властью. Но эта функция не позволяет главного — решать конкретные экономические и хозяйственные дела.